Дозатор-распределитель топлива

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 0506.81 (21) 3298794/25-06

Союз Севетскик

Социалистических

Республик

<1>989124

}54} М Ке э

02 М 41/02 с присоединением заявки ЙоГосударственный комнтет

СССР но демам нзобретеннй н открытий (23) ПриоритетОпубликовано 150183. Бюллетень М 2

Дата опубликования описания 150183

}33} ЯЩК б21. 43. .038.52 (088.8) к и

1

«« :..: Д.

{72) Авторы изобретения

Г. Те и В.Ф. Шабаршенков (71) Заяв итель (54) ДОЗАТОР-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ. ТОПЛИВА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области двигателестроения, в частности к устройствам для подачи тяжелого и легкого 5 топлива в двигатели внутреннего сгорания, и предназначено для доэирования и распределения топлива по цилиндраи двигателя.

Известен дозатор-распределитель ð

-топлива для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с нагнетательными каналами, в котором рас-; положен ротор, вращающийся синхронно с валом двигателя и выполненный с распределительными каналами и с цилиндрической полостью, и доэирующий свободный плунжер с торцовыми упорныии поверхностями, установленный в цилиндрической полости между двумя концевыми упорами,, один иэ которых выполнен регулируемым g 1).

Недостатком этого дозатора-распределителя является.малая надежность его работы вследствие большой скорости вращения ротора s корпусе, приводящей к заеданиям ротора. При попадании твердых частиц загрязнения топлива между сопрягаемыми поверхнос тями корпуса и ротора происходит образование кольцевых рисок, снижающих надежность уплотнения поверхностей и приводящих к большим утечкам топлива.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является дозатор-распределитель топлива, содержащий корпус, в котором расположен ротор, вращающийся синхронно с двигателем, крышку корпуса с плоским торцом, на поверхности которого расположены отверстия нагнетательных каналов, дозатор топлива и плоскую поджииную золотниковую шайбу, сопряженную с плоским торцом крышки и снабженную распределительными каналаии и механизмом привода:от ротора t,2 .

Недостатком такого дозатора-рас-. пределителя является также малая надежность его работы, поскольку при попадании твердых частиц загрязнения топлива между сопрягаемями поверхностями золотниковой шайбы и крышки происходит образование кольцевых рисок, снижающих надежность уплотнения поверхностей и также приводящих к большим утечкам топлива.

Цель изобретения — .повышение надежности дозатора-распределителя

989124 и механизмом привода от ротора 2, выполненным в виде эксцентрика 19, расположенного на роторе 2 (в данном варианте выполненного за одно целое с ротором 2), и осевого цилиндрического гнезда 20, выполйенного в шайбе 13 под эксцентрик 19. Шайба 13 снабжена хвостовиком 21, установленным в полости 22 корпуса 1 с воэможностью возвратно-поступательного перемецения. Хвостовик 21 шарнирно связан с опорой 23, размеценной в полости 22 и служацей поршнем насо- са высокого давления. В крышке 3 выполнен канал 24 для подвода топлива иэ полости 22 через магистраль

25, штуцер 26, соответствующие распределительные каналы в шайбе 13 и распределительные каналы 27 и 28 в цилиндрическую полость 9 ротора 2.

Для обеспечения гарантированного поджатия торца 4, плоской торцовой поверхности 14 и примыкающих к ним торцов плоской:. золотниковой шайбы

13 в корпусе 1 установлена тарированная тарельчатая пружина 29 ° B крышке 3 установлены штуцеры 30 для подвода топлива и форсункам (форсунки на чертеже не показаны).

Дозатор-распределитель топлива работает следующим образом.

При вращении ротора 2 в корпусе 1 плоская поджимная эолотниковая шайба 13, установленная на эксцентрике 19 ротора 2 и снабженная хвостовиком 21, совершает сложное возвратно-качательное движение, и опора 23, выполняющая роль поршня насоса высо- кого давления, связанная с хвостовиком 21, нагнетает топливо из полости

22 по магистрали 25 высокого давления через штуцер 26 и канал 24 к плоскому торцу 4 крышки 3.

При совмещении распределительного канала 15 в шайбе 13 с каналом 24 в крышке 3 и с распределительным каналом 27 в роторе 2 топливо поступает по упомянутым каналам в левую часть цилиндрической полости 9 между левой торцовой упорной поверхностью свободного плунжера 7 и регулируемым концевым упором 11. Под давлением топлива плунжер 7 переместится вправо до концевого упора 10, вытесняя при этом топливо, находящееся в правой части полости 9 между правой торцовой упорной поверхностью плунжера 7 и упором 10, по распределительным каналам 28 и 17 и по нагнетательному каналу 5 в штуцер 30, откуда топливо подается к одной из форсунок.

При повороте ротора 2 на 180 распределительный канал 28 в роторе

2 соединяется с каналом 24 в крышке

3 через сообщенные между собой каналы 16 и 15 в шайбе 13, а распределительный канал 27 соединяется с нагнепутем уменьшения утечек топлива через сопряженные поверхности °

Указанная цель достигается тем, что в дозаторе-распределителе топлива, содержащем корпус, в котором расположен ротор, вращающийся син- 5 хронно с двигателем, крышку корпуса с плоским торцом, на поверхности которого расположены отверстия нагнетательных каналов, дозатор топлива и плоскую поджимную эолотниковую 10 шайбу, сопряженную с плоским торцом крышки и снабженную распределительными каналами и механизмом привода от ротора, механизм привода выполнен в виде эксцентрика, расположенного на роторе, и осевого цилиндрического гнезда в золотниковой шайбе под эксцентрик, а шайба снабжена хвостовиком, установленным в корпусе .с возможностью возвратно-поступательного перемецения.

Дозатор топлива может быть выпол-, нен в виде свободного плукжера с торцовыми упорными поверхностями, цилиндрической полости в роторе и двух . концевых упоров, один из которых выполнен регулируемым.

Торцовые упорные поверхности плунжера могут быть выполнены с чашеобразными выемками, соответствунхцими профилю поверхности концевых упоров.

На чертеже представлен предлагаемый дозатор-распределитель топлива, продольный разрез.

Дозатор-распределитель топлива, например для аккумуляторной топлив- 33 ной системы двигателя внутреннего сгорания, содержит корпус 1, в котором расположен ротор 2, кинематически связанный с валом двигателя (вал на чертеже не показан), крышку 34@ корпуса 1 с плоским торцом 4, на поверхности которого расположены от". верстия нагнетательных каналов 5 и б, и дозатор топлива в виде свободного плунжера 7 с торцовыми упорными по- 45 верхностями, выполненными с чашеоб,разными выемками 8, а также в виде цилиндрической полости 9 в роторе 2, в которой размещен плунжер. 7, и двух концов у оров 10 и 11 для плунже- 5О ра 7. Плунжер 7 может быть выполнен из упругого материала. Упор 11 выполнен регулируемым и опирается на клиновую опору 12, связанную с управляюцим органом доэирования топлива.

Чашеобразные выемки 8 на плунжере 7 выполнены с профилем, соответ.ствующим профилю поверхности концевых упоров 10 и 11.

Дозатор-распределитель топлива содержит также плоскую поджимную

60 золотниковую шайбу 13, сопряженную с плоским торцом 4 крышки 3 и с плоской торцовой поверхностью 14 ротора 2.{Шайба 13 снабжена распределительными каналами 15, 16, 17 и 18 65

989124 тательным каналом 6 через распределительный канал 18 в шайбе 13,.при этом топливо от насоса высокого давления подается по магистрали 25 через штуцер 26, каналы 24, 15, 16 и- 28 в правую часть цилиндрической полос- 5 ти 9 ротора 2. Под давлением топлива плунжер 7 переместится влево до упора 11, нагнетая при этом топливо, находящееся в левой части полости 9, по каналам 27, 18, 6 и штуцеру к 10 другой форсунке.

Регулирование цикловой подачи топлива производится перемещением ре-. гулируемого концевого упора 11 при пОмОщи клинОВОЙ ОпОры 12, СВЯэаннОЙ 15 с управляющим органом доэирования топлива.

Перемещение упора 11 изменяет ход свободного плунжера 7, а следо-. вательно, и количество подаваемого топлива.

При взаимодействии плунжера 7,выполненного иэ упругого материала, с упорами 10 и 11 топливо, находящееся в чашеобразных выемках 8 плунжера 7 под давлением, прижимает кольцевые элементы плунжера вокруг выемок 8 к поверхности цилиндрической полости 9, Обеспечивая надежность уплотнения поверхностей плунжера 7 и полости 9, 30

Надежность уплотнения между плоским торцом 4 крышки 3 и плоской торцовой поверхностью 14 ротора 2 иприьыкающими к ним торцами золотниковой шайбы 13 обеспечивается, по» 35 мимо пружины 29, эа счет сложного движения шайбы 13, выполняющей роль плоского притнра, что исключает об» разование круговых рисок от попадания твердых частиц загрязнения топ- 40 лива.

Формула изобретения

1 ° Дозатор-распределитель топлива, преимущественно для аккумуляторной топливной системы двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, в котором расположен ротор, вращающийся синхронно с двигателем, крышку корпуса с плоским торцом, íà nosepxности которого расположены отверстия нагнеэательных канаяов, доватор топлива и плоскую поджимную эолотниковую шайбу, сопряженную с плоским торцом крышки и снабженную распределительными каналами и механизмом привода от ротора, о т л и ч а ющ и и .с я тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения утечек топлива через сопряженные поверхности, механизм привода выполнен в виде эксцентрика, расположенного на роторе, и осевого цилиндрического гнезда в эолотниковой шайбе под эксцентрнк, а шайба снабжена хвостовиком, установленным в корпусе с воэможностью возвратно-поступательного перемещения.

2. Дозатор-распределитель по п.1, отличающийся тем, что дозатор топлива выполнен в виде свободного плунжера с торцовыми упорными поверхностями, цилиндрической полости в роторе и двух концевых упоров, один из которых выполнен регулируеьим.

3. Дозатор-распределитель по п.2, отличающийся тем, что торцовые упорные поверхности плунжера выполнены с чашеобразными выемками, соответствующими профилю поверхности концевых упоров.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Бекман В.В. Гоночные автомобили. 3l,„ "Машиностроение", 1980, с. 146-150, рис. 68.

2. Патент ФРГ В 1108512, Н кл. 46 С, 115/02, опублик. 1962 (прототип).

989124

Составитель В. Долгов

Редактор Л, Авраменко Техррд,Т.Фанта Корректор A. Ференц

Заказ 11053/47 Тираж 548 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Дозатор-распределитель топлива Дозатор-распределитель топлива Дозатор-распределитель топлива Дозатор-распределитель топлива 

 

Наверх