Уплотнение вращающегося вала

 

(u)991101

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 1808.81 (21) 3330402/25-08 с присоединением заявки ¹â€”

Союз Советских

Социалистических

Республик (И)М Кл з

F 16 Э 15/44

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет—. (531УДК 62-762 (088.8) Опубликовано 230183.Бюллетень ¹ 3

Дата опубликования описания 230183

- ь

В.В, Усенко и В.A. Ìàðöèíêîâc èé с .

Ф

У

/ г .:,*.;-:.-,.

Сумский Филиал Харьковского щщенА-". )гущина - / политехнического института им. В, И;Ленйна-.- %

„! (72) Авторы изобретения (71} Заявитель (54) УПЛОТНЕНИЕ ВРИЦА)ОЩЕГОСЯ ВАЛА

Изобретение. относится к уплотнительной технике.

Известны уплотнения вращающегося вала, содержащее кольцевую уплотнительную щель, имеющую ячеистую структуру (12

Недостатком их является повышенная площадь сопрягаемых поверхностей при случайном касании уплотняемых деталей, что снижает надежность узла.

Кроме того, трудоемок процесс изготовления ячеек.

Цель изобретения - повышение на дежности и упрощение изготовления.

С этой целью ячеистая структура образована чешуйками, подобными рыбьим, имеющими острые кромки и расположенными, по крайней мере, на одной из поверхностей кольцевой щели, причем ячейки открыты навстречу потоку уплотняемой среды.

При этом оси симметрии ячеек по валу Или обойме параллельны осям вала и обоймы. Кроме того, оси симметрии ячеек, расположенных иа обойме, ориентированы под острым углом к входной кромке обоймы в сторону, противоположную направлению вращения вала.

Причем оси симметрии ячеек, расположенных на валу, ориентированы под острым углом к торцовой поверхности вала в-сторону направления вращения вала. на Фиг.1 изображено уплотнение вращающегося вала, продольный разрез; на Фиг.2 — сечение одной ячейки; на фиг.3 - развертка, внутренней поверхности обоймы; на Фиг.4 - раз" вертка наружной поверхности вала.

Уплотнение вращающегося вала содержит уплотнительную щель 1, образованную валом 2 и обоймой 3 (Фиг.1), Внутренняя поверхность обоймы 3 выполнена ячеистой в виде рыбьей чешуи. 4, которая образует ячейки 5 (Фиг. 1 и 2), расположенные таким образом, что поток уплотняемой среды имеет возможность входа в них. Чешуйки 4 имеют острые кромки 6. Торец 7 обоймы 3 расположен со стороны высокого давления, торец 8 - со стороны низкого давления. Оси 9 симметрии ячеек 5 параллельны осям вала 2 и обоймы 3. При таком расположении осей 9 сиванетрии ячеек 5 возможны варианты: наружная поверхность вала 2 выполнена ячеистой в виде рыбьей чешуи и обе по991101 верхности уплотнительной щели 1 выполнены в виде рыбьей чешуи.

Возможно выПолнение уплотнения, когда ячейки 5 расположены на обойме 3 и их оси 9 симметрии сориентированы под острым углом к входной 5 кромке 10 обоймы 3 в сторону, противоположную направлению вращения вала 2 (фиг,3).

Кроме того, возможен вариант выполнения уплотнения, когда ячейки 5 {) расположены на валу. 2 и их оси 9 сймметрии сориентированы под острым углом к торцовой поверхности 11 вала

2 в сторону направления вращения вала (фиг.4). 15

Уплотнение вращающегося вала работает следую)@им образом.

При движении уплотняемой среды от торца 7 (сторона высокого давления) к торцу 8 (сторона низкого дав- О ления) уплотняемая среда дросселируется в кольцевой щели 1. Чешуйки

4 расположены таким образом, что поток уплотняемой среды входит в ячейку 5 и заполняет ее. Возле каждой из чешуек 4 возникают локальные турбулентные зоиы уплотняемой среды,. что создает гидродинамическое сопротивление кольцевой щели 1. На валу 2 каждая чешуйка 4 работает как элементарная лопасть и создает обратный насосный эффект, направленный против основного потока уплотняемой . среды.

Уплотнение узла, кольцевая щель которого снабжена ячеистой структу- 35 рой в виде рыбьей чешуи, снижает площадь возможного касания уплотняемых деталей. Кроме того, отсутствуют паяные места в ячеистой структуре и повышен теплоотвод за счет одноимен- 40 ного материала. A также имеет значительно жесткие чешуйки и упрощает изготовление.

Формула изобретения

1. Уплотнение вращающегося вала, содержащее кольцевую уплотнительную щель, образованную валом и обоймой, имеющую ячеистую структуру, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения изготовления, ячеистая структура образована чешуйками, подобными рыбьим, имеющими острые кромки и расположенными, по крайней мере, на одной из поверхностей кольцевой щели, причем ячейки открыты навстречу потоку уплотняемой среды.

2. Уплотнение по п. 1, о т л и-. ч а ю щ е е с я тем, что оси симметрии ячеек по валу или обойме параллельны осям вала и обоймы, 3. Уплотнение по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что оси симметрии ячеек, расположенных на обойме, ориентированы под острым углом к входной кромке обоймы в сторону, противоположную направлению вращения вала.

4. Уплотнение по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что оси симметрии ячеек, расположенных на валу, ориентированы под острым углом к торцовой поверхности вала в сторону направления вращения вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство .СССР

9 274745, кл. F 16 3 15/44, 1967.

991101

ФФ2. 2 — — аЯрЯдеЯМВ 5рафенУЯ дама

Wua+

S напра 6ленив драи еюию Аыа

Фиа8 вниипи заказ 94/51

Тираж 923 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4

Уплотнение вращающегося вала Уплотнение вращающегося вала Уплотнение вращающегося вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, например турбомашиностроению, и касается герметизации газовых полостей в местах выхода валов при помощи плавающих колец

Изобретение относится к области уплотнительной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении насосов, компрессоров и турбоагрегатов

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в надбандажных уплотнениях ЦВД паровых турбин

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнительным устройствам за компрессором газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области уплотнительных устройств и может быть использовано для уплотнения радиальных зазоров между статорными и роторными частями турбомашин
Наверх