Изодромный регулятор

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{uj991370

Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свир-ву, (22) Заявлено 0502.80 (21) 2881790/18-24 с присоеринениею заявки М (23) Приоритет . Опубликовано 23,0133. Бюллетень М 3 рцэр ggl з

G 05 В 11/36

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (Щ УДК 621-540 (088, 8) Дата опубликования описания 230133 (72) Автор изобретения

В. Г. Ширшов (71) Заявитель (5 4 ) ИЭОДРОМНЫЙ РЕГУЛЯТОР

Изобретение относится к изодромным регуляторам силовых установок и мо. жет быть использовано для регулирования установившихся и переходных режимов заданных параметров силовой установки, например, частоты вращения ротора двигателя.

Известен изодромный регулятор, содержащий датчик с задатчиком, связанный с .управляющим элементом, выход которого подключен к полости серво мотора, соединенного с исполнительным органом и поршнем обратной связи, гидроаккумулятор, одна из полостей которого соединена с полостью поршня обратной связи, с входом дросселя и полостью стабилизатора, подключенного к управляющему элементу, в полости поршня обратной связи установленй дополнительные подпружиненные поршни, размещенные на .односторонних упорах, причем подпоршневые камеры дополнительных поршней соединены с другой . полостью гидроаккумулятора, выходом дросселя и камерой управляющего элемента f11.

Известен также изодромный регулятор, содержащий сервопоршень с исполнительным органом, управляющий элемент, связанный гидравлически С сервопоршнем, и катаракт в виде подпружиненного поршня, соединенного с управляющим элементом и датчиком регулируемого параметра, причем обе полости поршня соединены через дроссель 2 ).

Недостатком указанных регуляторов является то, что при изменении нагрузки на исполнительный орган при его перемещении, например, за счет пружины, установленной на сервопоршне, или за счет изменения внешней нагрузки на исполнительном органе, регулятор работает со:статической

15: сшибкой, которая может выйти за пределы требуемой точности поддержания регулируемого параметра.

Кроме этого, устройства стабилизащ и указанных регуляторов выполнены в виде отдельных элементов обратной связи, соединенных с исполнительным органом и управляющим элементом, что увеличивает вес и габариты этих устройств.

Цель изобретения — повышение точности работы регулятора и .упрощение стабилизирующих устройств регулятора.

Поставленная цель достигается тем, что дроссель переменного сечения сое991370 динен с поршнем катаракта и через упругий элемент — с сервопоршнем. регулятор содержит управляющий клапан 1 с выходным дросселем-седлом 2, исполнительный орган 3 с .сервопоршнем 4, управляющая полость 5 5 которого связана каналом б с дросселем-седлом 2 и с каналом 7 питания рабочей жидкостью через входной дроссель 8 переменного сечения, пружину 9 сервопоршня 4, упругий элемент!О выполненный, например в виде двух пружин 10 и 11, связывающих входной дроссель 8 с исполнительным органом

3, поршень 12 катаракта, соединенный с дросселем 8, и дроссель 13, соеди- )5 няющий полости 14 и 15 поршня 12, Система стабилизации переходных процессов предлагаемого регулятора выполнена за счет того, что дроссель

8 является составной частью катарак- 2О та, включающего также поршень 12, дроссель 13 и упругий элемент — пружины сжатия 10 и растяжения 11, соединяющие дроссель 8 с исполнительным органом 3. 25

При работе регулятора управляющий . клапан 1 перемещается, например,прикрывая седло 2, при этом количество сливаемой через него жидкости уменьшается и сервопоршень 4 перемещается вправо.

Ф

В первый момент времени регулятор работает как статический вследствие наличия пружины 9 или изменения внешней нагрузки, изменяющейся по ходу исполнительного органа 3, так как перемещение дросселя 8 отстает от перемещения сервопоршня 4 ввиду того, что дроссель 8 связан с сервопоршнем 4 через пружины 10 и 11, а на другом конце дросселя 8 находится 40 поршень 12 с полостями 14 и 15, соединенными между собой через дроссель 13.

Статизм по ходу управляющего клапана 1 получается за счет того, что при перемещении сервопоршня 4 изменяется усилие от пружины 9 или от внешней нагрузки, что приводит к изменению давления рабочей жидкости в управляющей полости 5 и перераспределению перепадов давлений на дросселе 8 и седле 2. Изменение перепадов давления приводит к изменению количества жидкости, протекающей через дроссель 8 и седло 2, и нарушению равновесия сервопоршня 4, которое можно восстановить в новом положении за счет изменения проходного сечения, например дросселя 8. За счет натяжения пружин 10 и 11 при перемещении сервопоршня 4 на поршне 12 и дросселе 13 создается перепад давления, под действием которого происходит перетекание жидкости из полости 15 в полость 14, обеспечивая ско- 65 рость перемещения дросселя 8 меньшую, чем скорость сервопоршня 4. При наступлении установившегося режима за счет пружин 10 и 11 дроссель 8 займет новое положение относительно сервопоршня 4 и откроет проходное сечение на своем профиле, обеспечивающее снятие статической ошибки,которая получается от пружины 9, или изменения внешней нагрузки на исполнительном органе 3.

В данном регуляторе "гибкая". обратная стабилизирующая связь выполнена непосредственно на дросселе 6 управляющей полости 5 сервопоршня 4 и не связана с управляющим элементом 1 регулятора, что позволяет датчик регулятора и управляющий элемент выполнять различного типа (гидромеханические, электрические, пневматические и т.д.) и подключать этот регулятор к электронным, пневматическим, гидравлическим и другим системам.

Дифференциальное уравнение регулятора имеет обычный вид для изодромного регулятора, где имеется запаздывающая обратная связь — (Тс р+1) х х р ° aL = к(Т„,. ° р+1)дh, где aL — перемещение исполнительного органа, дЬ вЂ” перемещение управляющего клапана;

Т вЂ” постоянная времени сервопоршня;

Тд — постоянная времени гибкой обратной связи; к — постоянный коэффициент; р — оператор дифференцирования, Таким образом, в предлагаемом регуляторе повышается точность работы за счет снятия статической ошибки по ходу исполнительного органа и упрощается система стабилизации регулятора за счет использования дросселя управляющей полости сервопоршня в качестве элемента гибкой обратной связи.

Формула изобретения

Изодромный регулятор, содержащий сервопоршень исполнительного органа, последовательно установленные входной и выходной дроссели, один из которых переменного сечения, междроссельная камера соединена с управЛяющей полостью сервопоршня, а один из дросселей связан с управляющим клапаном регулятора, и катаракт в виде поршня с управляющим элементом, о6е полости которого соединены через дроссель, отличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения точности регулятора, дроссель переменного сечения соединен с поршнем катаракта и через упругий элемент — с сервопоршнем.

991370

SU

Составитель А. Терехин

Редактор Н.Егорова Техред Л.Пекарь Корректор М.Коста

Заказ 130/64 Тираж 872 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, -Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 482727, кл. 6 05 0 13/46, 1976.

2. Черкасов Б.A. Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей. M. "Машиностроение", 1974, с. 113 (прототип).

Изодромный регулятор Изодромный регулятор Изодромный регулятор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическому регулированию

Изобретение относится к области управления и может быть использовано в каналах управления летательных аппаратов, электроприводов роботов и при автоматизации технологических процессов

Изобретение относится к автоматическому регулированию, а именно к пропорционально-интегрально-дифференциальным (ПИД) устройствам управления с ограничениями выходных сигналов и защитой их от насыщения, и может быть использовано при автоматизации различных технологических процессов

Изобретение относится к автоматическому регулированию, а именно к пропорционально-интегральным устройствам управления с ограничениями выходных сигналов и защитой их от насыщения, и может быть использовано при автоматизации различных технологических процессов

Изобретение относится к области систем управления и может быть использовано в системе управления транспортным средством

Изобретение относится к области автоматического регулирования

Изобретение относится к автоматическому регулированию, а именно к пропорционально-интегрально-дифференциальным (ПИД) устройствам управления с ограничениями выходных сигналов и защитой их от насыщения

Изобретение относится к автоматическому регулированию, а именно к супервизорным пропорционально-интегрально-дифференциальным (ПИД) устройствам управления, и может быть использовано при автоматизации различных технологических процессов

Изобретение относится к технике автоматического регулирования, а именно к устройствам с переменной структурой, и может быть использовано при автоматизации различных технологических процессов

Изобретение относится к судовому электрооборудованию и, в частности, к судовым электроэнергетическим системам подчиненного управления
Наверх