Стержень обмотки статора электрической машины

 

СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий два столбца, состоящих из полых и сплошных .проводников, из которых сплошные проводники расположены в каждом столбце один над другим и транспонированы в пазовой части как единое целое с полыми проводинками , отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности при улучшении охлаждения, крайние пары из расположенных один над другим в пазовой части в одном столбце сплошных проводников в лобовой части размещены в соседних столбах поверх полых проводников.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

,И Л

РЕСПУБЛИН

Ä%SU(iÄ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТ0РСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2I) 3256521/24-07 (22) 05.03.81 (46) 15.11.84. Бюл. 9 42 (72) А.В.Андреев, А.Д.Игнатьев и Г.M.Õóòîðåöêèé (71) Ленинградское электромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.N.Êèðîâà (53) 621.313.713(088.8) (56) 1. Титов В.В. и др. Турбогенераторы. М., Энергия, 1967, с. 154)55.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке 2108934/24.-07 кл. Н 02 К 3/14, 1975. (54)(57) CTEP)KEHb ОБМОТКИ СТАТОРА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий два столбца, состоящих из полых и сплошных .проводников, из которых сплошные проводники расположены в каждом столбце один над другим и транспонированы в пазовой части как единое целое с полыми проводниками, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности при улучшении охлаждения, крайние пары из расположеннь|х один над другим в пазовой части в одном столбце сплошных проводников в лобовой части размещены в соседних столбах поверх полых проводников.

3 9919

Изобретение относится к области электротехники., более конкретно к конструкции стержня обмотки статора электрической машины переменного тока, например турбогенератора.

Стержни статорной обмотки электрической машины переменного тока выполняются из многих относительно малых по сечению элементарных изолиоованных проводников, которые переплетаются друг с другом, образуя транспоэицию, обеспечивая компенсацию циркуляционных токов.

Известен стержень обмотки статора электрической машины переменного тока, содержащий два столбца изолированных элементарных проводников, транспонированных на 540 на длине

D пазовой части jl) .

Недостаток этой конструкции заключается в том, что при относительно короткой пазовой части стержня и при относительно большом количестве элементарных проводников в столбце выполнить транспозицию технологически трудно из-за короткого шага плетения. Указанный недостаток устранен в стержневой обмотке статора машины переменного тока, выбранной в качестве прототипа.

ЗО

Прототипом предлагаемого изобретения является стержень обмотки статора электрической машины переменного тока, содержащий два вертикальных столбца изолированных и транспонированных только в пазовой части эле.ментарных сплошных и полых проводников, причем с транспонированием совместно двух расположенных один иад другим в одном столбце сплошных проводников Г21 .

Транспонирование совместно двух проводников, расположенных в одном столбце, позволяет увеличить вдвое шаг транспозиции, что упрощает технологию изготовления стержня и 45 улучшает качество обмотки.

Кроме того, увеличение шага дает возможность выполнить транспазицию в пазовой части на 540 вместо 360 о О что значительно снижает электромаг- Ю нитные потери от циркуляционных токов, Недостаток этой конструкции заклю- чается в следующем. При применении ,в стержне полых элементарных провод- 55 ников для прохода охлаждающей воды

t â случае непосредственного водяного охлаждения обмотки статора) полые проводники чередуются со спаренными сплошными проводниками.

При таком чередовании во внешних слоях концов нетранспонированной лобовой части стержня оказываются как сплошные, так и полые элементар ные проводники.

Но так как после плетения лобовые части стержня изгибаются, то в процессе формовки стенки верхних полых элементарных проводников от механических воздействий могут повреждаться.

Целью изобретения является повышение надежности электрической машины за счет защиты полых проводников стержня в лобовой части от повреждений и улучшения охлаждения стержня.

Поставленная цель достигается тем, что в стержне обмотки статора электрической машины. переменного тока, содержащем два вертикальных столбца, изолированных и транспонированных только в пазовой части элементарных сплошных и полых проводников, причем с транспонированием совместно двух расположенных один над другим в одном столбце сплошных проводников, верхние и нижние пары сплошных проводников в .столбцах на концах стержня разъединены и один из проводников разъединенной пары перенесен в соседний столбец над полым проводником в лобовой части.

На фиг. 1 изображен плетеный стержень обмотки статора с жидкостным охлаждением, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 — поперечное сечение А-А на фиг. 1; на фиг, 4 — поперечное сечение Б-Б; В-В на фиг. 1; на фиг. 5 — поперечное. сечение Г-Г;

Д-Д на фнг. 1; на фиг. 6 — попереч- ное сечение Е-Е; Ж-Ж на фиг. 1; на фиг. 7 — поперечное сечение 3-3 на фиг. 1.

Стержень обмотки статора электрической машины содержит {см. фиг. 3) два столбца 1 и 2 полых 3 и сплошных 4 проводников. Сплошные проводники, например 5,6, в пазовой части каждого из столбцов расположены один над другим и транспонированы как единое целое с полыми проводниками.

При этом в лобовой части эта пара проводников разъединена, и каждый из

3 о9}Э) этой пары проводников расположен поверх полых проводников 7,8.

Данная конструкция стержня повышает надежность электрической машины, так как лобовые части стержня оказываются выполненными с защитой оТ механических воздействий полых проводников сплошнычи проводниками. Дополнительное разъединение сплош3 ных проводников и перенос одного из них на полый проводник соседнего столбца улучшает охлаждение стержня эа счет того, что s лобовой части полый проводник с циркулирующей в нем охлаждающей жидкостью оказывается всегда между двух сплошных и sa счет этого отвод тепла будет происходить более интенсивно.

991913

Г-Г,Д-Я

1 2

Фив.3 фиа 7 фиа. У фиа. 4

Заказ 8930/2 - Тираж 666 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, .ул. Проектная, 4

Редактор Е. Иесропова Техред А.Бабинец Корректор Е. Сирохман

Стержень обмотки статора электрической машины Стержень обмотки статора электрической машины Стержень обмотки статора электрической машины Стержень обмотки статора электрической машины Стержень обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, а именно к выполнению устройства или комплекта из множества устройств, каждое из которых содержит множество вытянутых вдоль продольной оси и уложенных друг на друга в стопку вдоль вертикальной оси стержней обмотки, каждый из которых содержит четыре направленных параллельно к продольной оси и попарно в направлении перпендикулярной к продольной оси и вертикальной оси поперечной оси, лежащие рядом друг с другом, а также лежащие попарно вдоль продольной оси друг за другом канала охлаждения, каждый из которых соответствующим входом входит в одну из двух расположенных примерно соосно относительно продольной оси зону выхода газа и там переходит в направленный под острым углом к вертикальной оси выходной канал

Изобретение относится к электрическим машинам и, в частности, к обмоткам роторов, охлаждаемым жидкостью

Изобретение относится к электротехнике , к конструкции наконечника для гидравлического и электрического соединения стержней обмотки

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике , а именно к обмоткам с полыми проводниками, и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к обмоткам электрических совмещенных машин переменного тока с двумя разнополюсными полями в магнитопроводе

Изобретение относится к электротехнике и касается способа соединения полых проводников обмоток
Наверх