Тросопротаскивающее устройство
Союз Советск их
Социалистических
Рестгублик
1)992318
ОЛ ИСАНИ
ИЗОВРЕТЕН И
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.03.81 (21) 325?481 27-1
1)м Клз
В 63 С 7!24
Е 21 В 7/04 с присоединением заявки №вЂ”
Гесудвретиеию кемитат
CCCP (23) Приоритет—
3) УДК 629.129..2.622.243.27 (088.8)
Опубликовано 30.01.83. Бюллетень Ю
Дата опубликования описания 05.02. ив еиам изейратеиий и етирмтий
1 В. П. Корнеев, В. А. Мартиросов, 1О. Н. Попков.-и.С. А. Щепетков,."
Шахтинский филиал Новочеркасского ордена Трудового-Красного .
Знамени политехнического института им. Серго Орджоникидзе (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ТРОСОПРОТАСКИВАЮЩЕЕ УСТРОИСТВО
Изобретение относится к подъему затонувших судов, а именно к тросопротаскивающим устройствам.
Известно тросопротаскивающее устройство, содержащее корпус, в передней части которого установлен роторно-винтовой движитель, а в хвостовой части — привод и рули ()
Недостатком известного устройства является малая эффективность управления направлением движения.
Цель изобретения — повышение эффективности управления. напряжением движения устройства.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено механизмами фиксации рулей. 15
Кроме того, механизм фиксации включает кулачок с отверстиями и взаимодействующий со стенками отверстия фиксатор, при этом отверстия в кулачке и сопрягаемый с ними фиксатор выполнены конической формы.
На фиг. 1 показано тросопротаскиваю- щее устройство с разрезом хвостовой части с механизмом фиксации руля, общий вид; на фиг. 2 — хвостовая часть устройства с механизмом фиксации руля в увеличенном масштабе; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2.
Тросопротаскивающее устройство состоит из корпуса 1, в передней части которого установлен роторно-винтовой движитель 2, а в хвостовой части 3 — привод 4, четыре руля 5 и четыре механизма 6 фиксации рулей в заданном положении.
Каждый из механизмов фиксации состоит из оси 7, на которой жестко укреплены руль 5 и кулачок 8 с отверстиями, фиксатора 9 и электромагнита 10. Фиксатор входит в одно из отверстий кулачка 8 посредством направляющей 1! и снабжен пружиной 12.
Поворот руля 5, а соответственно и связанного с рулем 5 кулачка 8, ограничивается упорами 13, которые представляют собой боковые стороны пазов прямоугольной формы, выполненных в хвостовой части 3 корпуса.
С целью повышения точности и надежности фиксации руля 5 в заданном положении отверстия в кулачке 8 и сопрягаемый с ними фиксатор 9 выполнены конической формы, причем угол конусности обеспечивает самоторможение.
9923
Устройство работает следующим образом.
Для поворота руля 5 необходимо включить электромагнит 10. Каждый из электромагнитов включают в нужной последовательности (в зависимости от того, какой руль нужно повернуть) с пульта управления (не показан), размещенного вне устройства. При этом фиксатор 9 втягиваетсяв электромагнит и выходит из отверстия в кулачке 8, освобождая кулачок 8 и руль 5, закрепленные, на оси 7. Руль получает возможность поворачиваться вокруг оси 7 поддействием сил реакции со стороны грунта, вызванных действием реактивного момента, до упора 13. После этого выключается электромагнит 10 и фиксатор 9 под действием пружины 12 входит в соответствующее отверстие кулачка 8 и, таким образом, фиксирует положение руля 5 в заданном положении. Угол поворота рулей выбирается в зависимости от площади рулей и от требуемой траектории движения устройства. 20
Фиксация руля возможна в трех положениях, в двух крайних и в среднем. Изменение направления переброски рулей в крайние положения производят реверсированием привода роторно-винтового движителя, т. е. изменением направления действия реактивного момента. Фиксация руля в среднем положении обеспечивается постоянным действием пружины фиксатора.
Для исключения перехода кулачком среднего положения, электромагнит включают кратковременно для освобождения фиксатора.
С целью уменьшения требуемого усилия для освобождения руля 5, зафиксированно18
4 го в каком-либо положении, руль разгружают от реакции грунта путем выключения привода 4 в момент включения электромагнита, ликвидируя тем самым действие реактивного момента.
Для поворота руля 5 в противоположную сторону весь цикл повторяется, при этом привод 4 реверсируют.
Использование предлагаемого устройства позволяет повысить эффективность управления направлением движения устройства и, следовательно, повысить эффективность протаскивания троса под корпусом затонувшего судна и увеличить производительность судоподъемных работ.
Формула изобретения
1. Тросопротаскивающее устройство, содержащее корпус, в передней части которого установлен роторно-винтовой движитель, а в хвостовой части — привод и рули, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности управления направлением движения устройства, оно снабжено механизмами фиксации рулей.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм фиксации включает кулачок с отверстиями и взаимодействующий со стенками отверстия фиксатор, при этом отверстия в кулачке и сопрягаемый с ними фиксатор выполнены конической формы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 3375885, кл. 175 — 26, 1968 (прототип) .
992318
Составитель Т Леонова
Редактор Н. Стащишина Техред И. Верес Корректор О. Билак
Заказ 11225/18 Тираж 458 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, % — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4