Сочлененное транспортное средство

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

- К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

С©юз Сейетских

Социалистических

Республик ()998207 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.09.81 (21) 3340673/2?-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М, Кл.з

В 62 D 53/04

Гееудлрстееиный кенитет

СССР (53) УДК 629.114..3 (088.8) Опубликовано 23.02.83. Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 28.02.83 пе делан нзееретеннй и етармтий

У и

М

С. Г. Кононенко ;;!

1, " j

Горловский филиал Донецкого политехнического института (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к автомобильному, тракторному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для улучшения тягово-сцепных свойств тягача, агрегатированного, например, с полуприцепом.

Известно сочлененное транспортное средство, содержащее тягач, оборудованный гидросистемой, включающей насос, сливной бак и регулятор давления, прицеп и увеличитель сцепного веса тягача, состоящий из шарнирно связанного с тягачом и прицепом гидроцилиндра, одна полость которого через обратный клапан сообщена с напорной магистралью гидросигтемы тягача, а другая через сливную магистраль— с указанным баком гидросистемы (1).

Недостатком устройства является его низкая эффективность при движении по неровной дороге.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик.

Эта цель достигается тем, что в устройстве обе полости гидроцилиндра увеличителя сцепного веса тягача сообщены между собой двумя перепускными магистралями, в одну из которых со стороны первой полости гидроцилиндра вмонтирован обратный клапан, а в другую — подпружиненный золотник, управляемый от нагнетательной магистрали гидросистемы тягача.

При этом диаметры гидроцилиндра и магистралей гидросистемы тягача и диаметры торцов золотника связаны соотношениями

10 (4 83 Dl — = О,u — O,18; — -= 0,4 — 0,55; — =104-1,0, где d1 — диаметр гидроцилиндра;

6д — диаметр напорной и сливной магистралей;

15 d — диаметр каждой из перепускных магистралей;

D, — диаметр торца золотника, обращенного к напорной магистрали;

D — диаметр торца золотника, обращенного к перепускной магистрали.

На фиг. 1 представлено сочлененное транспортное средство, общий вид; на фиг. 2 — гидросистема увеличителя сцепного веса тягача.

998207

Сочлененное транспортное средство содержит тягач 1 и полуприцеп 2 с жестко закрепленными на них соответственно стойками 3 и 4.

Увеличитель сцепного веса тягача включает гидроцилиндр 5, соединенный шарнирами 6 и 7 со стойками 3 и 4. Стойка 4 жестко соединена с полуприцепом 2 над седельно-сцепным узлом 8. Одна полость 9 гидроцилиндра 5 соединена напорной магистралью 10 со сливным баком 11. В напорной магистрали 10 установлен обратный клапан !2, насос 13, ручной регулятор 14 давления в гидросистеме тягача. Другая полость 15 гидроцилиндра 5 соединена со с. 1ивным баком 1! сливной магистралью 16.

Внутренний диаметр напорной магистрали! 0 и сливной магистрали 16 составляет

0,13- 0,18 от внутреннего диаметра гидроцилиндра 5, т. е. эти линии имеют доволbrlo высокое гидравлическое сопротивление.

Полость 9 и полость 15 гидроцилиндра 5 соеди нс ны перспускными магистралями 17 и 18, внутренний диаметр которых составляет 0,4--0,55 от внутреннего диаметра гидроцилиндра 5, т. е. эти трубопроводы имеют небольшое гидравлическое сопротивление.

В псрепускной магистрали 17 установлен обратный клапан !9 с позможностью перекрытия потока жидкости из полости 9 в полость 15. В перепускной магистрали !8 установлен управляемый золотник 20, размещенный в корпусе 21 и имеющий возврат ную пружину 22. Золотник 20 на одном своем тopLlc снабжен посадочным месl o .I (например, конусного типа), которое контактирует с гнездом в корпусе 21, соединенным через перепускную магистраль 18 с полостью 9 гидроцилиндра 5. Второй торец золотника 20 ограничивает в корпусе 2! замкнутую полость, сообщеннук> с напорной магистралью 0 через трубопровод

23. Наружный диаметр золотника 20 составляет 1,04 1,1 от внутреннего диаметра посадочного места, а усилие возвратной пружины 22 равно 10 — 40 Н/кг, умноженным на массу золотника 20 в килограммах.

В напорной магистрали имеется манометр 24.

Устройство работает следующим образом.

Для увеличения сцепного веса тягача водитель из кабины включает насос 13 и вручную регулятором 14 давления устанавливает rlo манометру 24 определенное О давление в напорной магистрали 10, которое затем поддерживается постоянным. Давление жидкости в магистрали 10 передается по трубопроводу 23 на золотник 20.

При этом золотник 20 сдвигается вправо до упора посадочного места в гнездо в корпусе 21, сжимая возвратную пружину 22, при этом происходит гидравлическое запирание золотника.

Одновременно через обратный клапан 12 жидкость поступает в полость 9, при этом поршень гидроцилиндра 5 стремится сдвинуться влево, уменьшая расстояние между шарнирами 6 и 7 и развивая усилие, которое увеличивает сцепной вес тягача. Водигель вр> чную посредством регулятора 14 может изменять давление в гидросистеме, изменяя таким образом сцепной вес тягача.

При движении тягача с полуприцепом с увеличенным сцепным весом, в зависимости от профиля дороги, расстояние между шарнирами 6 и 7 увеличивается или уменьшается постепенно или быстро (резко).

При увеличении расстояния между шарнирами 6 и 7 поршень гидроцилиндра 5 двигается вправо, rrpH этом объем полости ..",1е11ьг11аеTcH, а ooI,c Il Ilo»ocTrl 15 увели1ивастся. При уменыпении об.ьсма полос1 и 9 дав IO11ие Б нси и B магис ра 1и 18 станови гся несколько вышс давления в;.1апорной магистрали 10 и трубопроводе 23, при этом ооратный клапан 12 закрывается, а золотник 20 сдвигается влево и часть жидкости из полости 9 перетекает в полость 15.

В этом случае движение жидкости по магистрали 10 и трубопроводу 23 отсутствует, т. е. 11асос 13 должен создавать только давление жидкости, а вся производительность насоса идет на перепуск через регулятор 14, вслс,1ствие чего производительность насоса может быть минимально возможной.

При уменьшении расстояния между шарнирами 6 и 7 поршень гидроцилиндра 5 двигается влево, при этом объем полости 9 увеличивается, а обьем полости 15 уменьшается. При медленном. движении поршня влево, жидкость в полость 9 поступает из напорной магистрали 10, а из полости 15 поступает в сливную магистраль 16. При этом в полости 9 жидкость находится под давлением гидросисте III, что сохраняет увеличенный сцепной вес тягача постоянным, а небольшой производительности насоса !3 достаточно для наполнения полости 9.

При быстром (резком) движении поршня гидр011или1!,ра влево, объем полости 9 увеличивае1ся быстрее, чем может поступать жидкость из íar:opíoé магистрали 10 (так как 11роизводите»ьность насоса 13 мала). В этом случае давление в полости 9 падает, что снимает увеличенный сцепной вес тягача, а давление в полости 15 несколько увеличивается. Так как сливная магистраль 16 имеет большое гидравлическое сопротивление, то основная масса жидкости из полости 15 по перепускной магистрали 17 перетекает в полость 9 и частично сливается по магистрали 16. Как только поршень гидроцилиндра 5 начнет двигаться медленнее влево, остановится или начнет двигаться вправо, давление в полости 9 и, следовательно, увеличенный сцепной вес

998207 тягача восстанавливаются за счет поступления жидкости по напорной магистрали 10, при этом достаточно небольшой производительности насоса 13.

Таким образом поддерживается стабильным увеличенный сцепной вес тягача.

При движении тягача в дорожных условиях, когда не требуется увеличения сцепного веса тягача, водитель выключает насос 13, при этом давление жидкости напорной магистрали 10 и, следовательно, в трубопроводе 23 и полости 9, падает, вследствие чего возвратная пружина 22 сдвигает влево золотник 20, сообщая полости 9 и 15. В этом случае при движении поршня гидроцилиндра 5 вправо жидкость из полости 9 в полость 15 и наоборот свободно перетекает по перепускной магистрали 18.

Предлагаемое устройство позволяет обеспечить стабилизацию увеличенного сцепного веса тягача при малых энергетических потерях, т.е. при высокой экономичности работы.

Формула изобретения

1. Сочлененное транспортное средство, содержащее тягач, оборудованный гидросистемой. включающей насос, сливной бак и регулятор давления, прицеп и увеличитель сцепного веса тягача, состоящий из шарнирно связанного с тягачом и прицепом гидроцилиндра, одна полость которого через обратный клапан сообщена с напорной магистралью гидросистемы тягача, а другая через сливную магистраль — с указанным баком гидросистемы, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуата ционных характеристик, обе полости гидроцилиндра увеличителя сцепного веса тягача сообщены между собой двумя перепускными магистралями, в одну из которых со стороны первой полости гидроцилиндра вмонтирован обратный клапан, а в другую — под10 пружиненный золотник, управляемый от нагнетательной магистрали гидросистемы тягача.

2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что диаметры гидроцилиндра и магистралей гидросистемы тягача и диаметры торцов золотника связаны соотношениями

dg з 11

=0,)3-6,18; д =0,4-0,55. =1,04-1,10р щ где д, -диаметр гидроцилиндра;

-диаметр напорной и сливной магистралей; з — диаметр каждой из перепускных магистралей;

D> -диаметр торца золотника, обра25 щенного к напорной магистрали;

D -диаметр торца золотника, обращенного к перепускной магистраИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 734052, кл. В 62 D 53/04, 1977 (прототип).

998207

Фиг. 2

Редактор А. Шишкина

Заказ 1044!30

Составитель Ю. Таубер

ТехредИ. Верес Корректор И. Ватрушкина

Тираж 645 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Автопоезд // 998206

Прицеп // 948744

Автопоезд // 944972

Изобретение относится к области специализированного транспорта, в частности к автопоездам с полуприцепами, приспособленными для производства погрузочно-разгрузочных работ с переднего конца рамы и предназначенными для перевозки тяжеловесных грузов

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно, к автомобильным седельным тягачам

Изобретение относится к способам и устройствам эвакуации поврежденной техники, преимущественно для танков, масса которых больше массы тягача

Изобретение относится к колесным тракторам, оборудованным автоматическим силовым регулятором навесной системы, а именно к устройствам для повышения проходимости и производительности колесных тракторов при агрегатировании их с прицепами и другими прицепными машинами

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, в частности к конструкции двухзвенных машин с сочлененной рамой

Автопоезд // 2175927
Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к автопоездам в составе седельного тягача и полуприцепа

Автопоезд // 2214338
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств, а именно к автопоездам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности для сцепления тягача (легкового автомобиля) с повозкой
Наверх