Подшипниковый узел с газовой смазкой

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

« е»«, I

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (63) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 070180 (213 2865924/25-27 (31) М. Кд.з

f 16 С 17/22 с присоединением заявки ¹Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

- (23) Приоритет(j3) УДК 621. 822. . 5 (088. 8) Опубликовано 230283, бюллетень ¹ 7

Дата опубликования описания 230233 (72) Авторы изобретения

Й T" "с-.

%» ., . а

A.È. Сидоров, A.Ã. Зраковский и С.Н. См (71).За яв итель з«-.л,«1,"" «« д

«

1 — «« (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ С ГАЗОВОЙ СМАЗКОЙ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках скольжения с компенсацией термических расширений.

Известен подшипник с газовой смазкой, содержащий неразрезную втулку, сопряженную с обеспечением кольцевого зазора с корпусом, вкладыш, ссединенный со втулкой, при этом термическое расширение элементов подшипника во время вращения вала воспринимается поясками на- втулке, и коэффициент термического расширения вала является промежуточной величиной между коэффициентами расширения вкладыша и втулки (11.

Ближайшим к предлагаемому по своей технической сущности является подшипник с газовой смазкой, содержащий корпус и вкладыш, выполненные из материала с одинаковым коэффициентом термического расширения, при этом сопряжение вкладыша с валом выполнено по конусным поверхностям, половина угла при вершине которых равна арктангенсу отношения диаметра конусной поверхности к длине вкладыша 121.

В известном устройстве подшипника масса корпуса в значительной ,степени превышает массу вкладыша.

Следовательно, температура вкладыша всегда будет превышать температуру корпуса, в результате чего во время начала работы может произойти .заклинивание вкладыша в корпусе.

Целью изобретеиия является повывввние надежности опоры путем обеспечения постоянства посадки трущихся поверхностей.

Поставленная цель достигается тем, что подшипниковый узел с газовой смазкой, содержащий смонтированные в корпусе вал с .галтелью, установленный на нем с зазором вкладыш и . поджимающий вкладыш стакан, торцы которых выполнены конусными, половина угла при вершине которых равна арктангеису отношения диаметра конусной поверхности к длине вкладыша, снабжен обхватывающей вкладыш.обоймой, установленной в корпусе с зазором и имеющей конусные. торцы, а также втулками с фланцами, смонти25 рованными на торцах корпуса, втулки выполнены с конусными торцами, со«пряженными с конусными торцами вкладыша, а угол при вершине конусов равен углу при вершине конусной по30 верхности вкладыша, при этом втулка

998779 мИ =o p_#_tc) где <> — коэффициент термического

1 расширения обоймы или вкладыша, 55 и вкладыш выполнены из одного материала и равны по массе.

На чертеже изображен: предлагаемый подшипник, продольный разрез.

В корпусе 1 при помощи втулок 2 и 3 зажата обойма 4 с обеспечением 5 зазора 5. На конце вала 6 при помощи стакана 7 зажат вкладыш 8 с обеспечением зазора 9. Наружная поверхность вкладыша 8 контактирует с внутренней поверхностью обоймы 4. Вкла- 3О дыш 8 и обойма 4 выполнены из материалов с одинаковым коэффициентом термического расширения, образующих антифрикционную пару сухого трения.

Концы обоймы 4 и вкладыша 8 сопряжены, соответственно, со втулками

2 и 3, галтелью вала 6 и стаканом 7 по конусным поверхностям, половина угла при вершине которых равна арктангенсу отношения диаметра конусной поверхности к соответствующему расстоянию между конусными поверхностями обоймы или вкладыша. Вращению обоймы 4 относительно втулок 2 и 3 и вкладыша 8 относительно вала 6 препятствуют шлицевые соединения (не показаны) обоймы с втулками и вкладыша со стаканом 7, при этом втулки

2 и 3 зафиксированы относительно корпуса 1 при помощи резьбовых соединений 10, а стакан 7 зафиксирован относительно вала 6 при помощи гайки 11.

Сборку подшипникового узла осуществляют. в следующем порядке.

Укрепляют втулку 2 на корпусе 1, 35 в отверстие корпуса вводят конец вала 6, в отверстие вводят обойму

4 и зажимают ее при помощи втулки 3 с обеспечением зазора 5 и соосности ее относительно отверстия. Затем 4р вводят вкладыш 8 и зажимают его при помощи стакана 7 с обеспечением зазора 9 и соосности его относительно вала 6.

Во время работы подшипника термическое расширение обоймы и вкладыша одинаковое, так как масса обоймы равна массе вкладыша, т.е. зазор между трущимися поверхностями будет одинаков во всех режимах работы подшипника, что видно из формулы . " -"т Я.fi) ивч а(— коэффициент термического расширения втулок, вала и стакана, разность температуры подшипника в начале работы и во. время работы, (3 — диаметр конусной поверхности - длина обоймы или вкладыша между конусными поверхностями, соответствующая текущему значению диаметра.

При выполнении укаэанного усло- вия устраняется биение вала в отверстии подшипника. Практически уголс задается возможностями обработки конусных.поверхностей на металлорежущих станках и в зависимости от его величины, а также от условия постоянства массы вкладыша и обоймы, выбирают линейные размеры (длину и диаметр) вкладыша и обоймы.

Оптимальным вариантом является равенство массы втулки массе вкладыша, так как при соблюдении этого условия обеспечивается равный температурный режим работы вкладыша и втулки.

Формула изобретения

Подшипниковый узел с газовой смазкой, содержащий смонтированные в корпусе вал с.галтелью, установленный на нем с зазором вкладыш и поджимающий вкладыш стакан, торцы которых выполнены конусными, половина угла при вершине которых равна арктангенсу отношения диаметра конусной поверхности к длине вкладыша, o т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения постоянства посадки трущихся поверхностей, он снабжен обхватывающей вкладыш обоймой, установленной в корпусе с зазором и имеющей конусные торцы, а также втулками с флан- i цами, смонтированными на торцах корпуса, втулки выполнены с конусными торцами, сопряженными с конусными торцами вкладыша, а угол при вершине конусов равен углу при вершине конусной поверхности вкладыша, при этом втулка и вкладыш выполнены из одного материала и равны по массе.

Источники информации; принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 148303, кл.. F 16 С 17/02, 1962.

2. Заявка Великобритании 91244913, кл. % 2 А, 1971 (прототип).

998779

Tèðàæ 774 Подписное

ВНПИПИ Государственного комитета СССР по.делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-,35, Раушская наб., д. 4,5

Заказ 1116/58

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектна

Составитель Б. Моисеева е гель Корректор М. Коста

Редактор Н. Лазаренко Техред М.Герг

Подшипниковый узел с газовой смазкой Подшипниковый узел с газовой смазкой Подшипниковый узел с газовой смазкой 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с подшипниками скольжения, предназначенных для работы в агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений, в частности в герметичных химических насосах с магнитной муфтой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам автомобильного сцепления, управляемого вилкой

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к способу и устройству компенсации упругих тепловых деформаций подшипников шпинделей металлообрабатывающих станков. При вращении вала шпинделя осуществляют непрерывное измерение температуры нагрева каждого его подшипника. Корректировку тепловых деформаций подшипников осуществляют при достижении температуры подшипников шпинделя некоторого уровня путем расширения на определенную величину с помощью пьезокерамических элементов ширины осевого паза, выполненного на поверхности отверстия шпинделя. Технический результат заключается в повышении ресурса работы подшипников шпиндельного узла за счет компенсации тепловых смещений шпинделя в процессе его эксплуатации. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх