Беспилотный летательный аппарат и способ безопасной посадки беспилотного летательного аппарата - заявка 2016138408 на патент на изобретение в РФ

1. Беспилотный летательный аппарат (100), содержащий
подъемно-движительную систему (101) и
систему (110) управления полетом, содержащую
блок (111) управления полетом,
навигационную систему (112),
систему (113) связи и
исполнительную систему (114),
причем блок (111) управления полетом предназначен для вычисления на основании данных, полученных от навигационной системы (112), и/или данных, полученных от наземной станции (102) управления, предназначенной для управления летательным аппаратом (110) и/или его текущего контроля, управляющих команд, которые могут быть поданы к исполнительной системе (114) для приведения в действие подъемно-движительной системы (101),
при этом имеется блок (115) текущего контроля, предназначенный для осуществления текущего контроля системы (113) связи для определения факта прерывания всех каналов (104) из набора каналов (104) связи между летательным аппаратом (100) и наземной станцией (102) контроля,
причем блок (115) текущего контроля также предназначен для воздействия на блок (111) управления полетом в случае, если зарегистрировано прерывание связи (104) летательного аппарата (100) с наземной станцией (102) управления, с обеспечением безопасной посадки летательного аппарата (100) на подходящую посадочную площадку на основании сохраненных данных, относящихся к текущим условиям полета и близлежащим посадочным площадкам.
2. Беспилотный летательный аппарат (100) по п. 1, в котором навигационная система (112) содержит запоминающее устройство (116), в котором сохранены по меньшей мере данные о близлежащих посадочных площадках и данные о текущем ветровом режиме и метеорологических условиях, относящиеся к непосредственному окружению летательного аппарата (100) и близлежащим посадочным площадкам.
3. Беспилотный летательный аппарат (100) по п. 2, в котором блок (111) управления полетом также предназначен для выбора подходящей посадочной площадки на основании сохраненных данных о ветровом режиме и метеорологических условиях на близлежащих посадочных площадках в ожидаемое время прибытия на площадку, причем выбор подходящей посадочной площадки выполняется в соответствии с заданными правилами.
4. Беспилотный летательный аппарат (100) по п. 3, в котором блок (111) управления полетом также предназначен для определения маршрута полета к выбранной посадочной площадке, причем определение маршрута полета выполняется в соответствии с заданными правилами.
5. Беспилотный летательный аппарат (100) по п. 4, в котором определение маршрута полета выполняется с помощью комплексной навигации.
6. Беспилотный летательный аппарат (100) по п. 5, в котором определенный маршрут полета может непрерывно корректироваться путем осуществления регулярного перекрестного пеленгования относительно сохраненных локальных пунктов назначения.
7. Беспилотный летательный аппарат (100) по п. 5 или 6, в котором изменения в направлении и/или курсе выполняются с использованием заданных стандартных кривых в местоположениях, определенных схемой воздушного движения в зоне аэродрома на выбранной посадочной площадке.
8. Беспилотный летательный аппарат (100) по одному из пп. 3-7, в котором блок (111) управления полетом также предназначен для определения подходящей входной кромки взлетно-посадочной полосы из по меньшей мере двух возможных входных кромок взлетно-посадочной полосы выбранной посадочной площадки.
9. Беспилотный летательный аппарат (100) по одному из пп. 3-8, в котором система (110) управления полетом также содержит дальномерное устройство (116), предназначенное для регулярного определения расстояния до взлетно-посадочной полосы во время захода на посадку для корректирования определенного маршрута полета в случае возникновения отклонений.
10. Беспилотный летательный аппарат (100) по одному из пп. 3-9, в котором блок (111) управления полетом также предназначен для безопасной посадки летательного аппарата путем осуществления регулярного перекрестного пеленгования с помощью измерений глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS) относительно сохраненных объектов на выбранной посадочной площадке.
11. Беспилотный летательный аппарат (100) по одному из пп. 3-10, в котором блок (111) управления полетом также предназначен для направления летательного аппарата (100) к месту безопасной стоянки после приземления на выбранной посадочной площадке на основании сохраненной информации о местных условиях.
12. Способ (200) безопасной посадки беспилотного летательного аппарата, включающий
определение (201) факта прерывания всех каналов связи из набора каналов связи между летательным аппаратом и наземной станцией управления, предназначенной для управления летательным аппаратом и/или его текущего контроля, и
посадку (202) летательного аппарата на подходящую посадочную площадку на основании сохраненных данных, относящихся к текущим условиям полета и близлежащим посадочным площадкам, если зарегистрировано прерывание канала связи между летательным аппаратом и наземной станцией управления.
13. Способ по п. 12, в котором с помощью наземной станции управления определяют факт прерывания всех каналов связи из набора каналов связи между летательным аппаратом и наземной станцией управления и передают информацию о прерывании к центру управления воздушным движением.
14. Способ по п. 13, в котором центр управления воздушным движением также закрывает по меньшей мере часть доступного воздушного пространства и подходящую посадочную площадку для безопасной посадки летательного аппарата, при этом летательный аппарат выбирает для посадки ту же самую подходящую посадочную площадку в соответствии с правилами, заданными центром управления воздушным движением.
15. Наземная станция (300) управления, предназначенная для управления по меньшей мере одним беспилотным летательным аппаратом (301) и/или его текущего контроля и содержащая
систему (310) связи, предназначенную для сообщения с беспилотным летательным аппаратом (301) и с системой (302) управления воздушным движением и содержащую набор каналов (304) связи,
устройство (311) текущего контроля, предназначенное для текущего контроля указанного набора каналов (304) связи наземной станции (300) управления с летательным аппаратом (301) и с системой (302) управления воздушным движением,
причем, если устройство (311) текущего контроля определяет, что все каналы (304) из набора каналов (304) связи между наземной станцией (300) управления и летательным аппаратом (301) прерваны, то информация о навигационных данных и технических данных летательного аппарата (301) передается к системе (302) управления воздушным движением.
Наверх