Способ обнаружения неисправности первого газотурбинного двигателя двухмоторного вертолета и управления вторым газотурбинным двигателем и соответствующее устройство - заявка 2016139109 на патент на изобретение в РФ

1. Способ обнаружения неисправности первого газотурбинного двигателя, называемого неисправным двигателем (4), двухмоторного вертолета с несущим винтом и управления вторым газотурбинным двигателем, называемым исправным двигателем (5), при этом каждый двигатель (4,5) содержит защитные упоры, регулируемые устройством (8) регулирования и определяющие режим максимальной мощности, отличающийся тем, что содержит:
этап (10) обнаружения признака неисправности упомянутого неисправного двигателя (4),
этап (11) изменения упомянутых защитных упоров упомянутого исправного двигателя (5) до защитных упоров, соответствующих режиму работы на одном двигателе, в случае обнаруженного признака неисправности,
этап (12) подтверждения неисправности упомянутого неисправного двигателя (4),
этап (13) подачи команды на немедленное увеличение расхода питания топливом упомянутого исправного двигателя (5) в случае подтверждения неисправности для обеспечения ускорения исправного двигателя, не дожидаясь автоматического регулирования исправного двигателя после падения скорости упомянутого несущего винта в результате неисправности неисправного двигателя.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что на упомянутом этапе (10) обнаружения признака неисправности:
для каждого двигателя производят по меньшей мере одно измерение по меньшей мере одного параметра, характеризующего режим работы двигателей,
обнаруживают отклонение между упомянутыми измерениями, превышающее по абсолютной величине заранее определенный порог.
3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что каждое обнаружение отклонения между упомянутыми измерениями модулируют при помощи по меньшей мере одной переменной, называемой модуляционной переменной (20), отображающей нормальные изменения упомянутых измерений во время номинального режима работы двигателей (4,5).
4. Способ по п. 3, отличающийся тем, что по меньшей мере одну модуляционную переменную (20) выбирают из группы, в которую входят: тип режимов двигателей (4,5); тип действительного уравновешивания двигателей (4,5); приближение измерений скоростей вала и крутящего момента двигателей (4,5) к максимальным значениям, допустимым для этих двигателей; степень ускорения и замедления скорости двигателей (4,5); время передачи упомянутых измерений каждого параметра, характеризующего режим работы двигателей.
5. Способ по одному из пп. 3 или 4, отличающийся тем, что дополнительно содержит этап обучения номинальных отклонений между упомянутыми измерениями параметра, характеризующего режим работы двигателей (4,5), во время устоявшихся режимов упомянутых двигателей, при этом определенные таким образом упомянутые номинальные отклонения представляют собой модуляционную переменную (20).
6. Способ по одному из пп. 2-5, в котором каждый двигатель содержит газогенератор, питающий свободную турбину, которая приводит во вращение выходной вал, отличающийся тем, что по меньшей мере одним параметром, характеризующим режим работы двигателей (4,5), является скорость вращения упомянутого газогенератора или крутящий момент, создаваемый упомянутым выходным валом этого двигателя.
7. Способ по п. 6, отличающийся тем, что упомянутый этап (11) изменения защитных упоров упомянутого исправного двигателя до защитных упоров, соответствующих режиму работы на одном двигателе, состоит в увеличении крутящего момента, создаваемого упомянутым выходным валом и в повышении скорости вращения упомянутого газогенератора (51) для достижения заранее определенных номинальных значений, соответствующих режиму работы на одном двигателе на полной мощности.
8. Способ по одному из пп. 1-7, отличающийся тем, что упомянутый этап (12) подтверждения неисправности упомянутого первого двигателя состоит в проверке соблюдения множества заранее определенных условий, отображающих реальную потерю мощности.
9. Способ по пп. 6 и 8 в комбинации, отличающийся тем, что упомянутые заранее определенными условиями являются следующими:
отмеченное отклонение между скоростью вращения упомянутого газогенератора (41) упомянутого неисправного двигателя (4) и скоростью вращения упомянутого газогенератора (51) упомянутого исправного двигателя (5) превышает отклонение, измеренное на упомянутом этапе (10) обнаружения признака для этого параметра,
отмеченное отклонение между крутящим моментом упомянутого выходного вала упомянутого неисправного двигателя (4) и крутящим моментов упомянутого выходного вала упомянутого исправного двигателя (5) превышает отклонение, измеренное на упомянутом этапе (10) обнаружения признака,
скорость вращения упомянутой свободной турбины (42) упомянутого неисправного двигателя (4) ниже заранее определенного заданного значения, уменьшенного на заранее определенное смещение,
временной дрейф скорости вращения упомянутого газогенератора (51) упомянутого исправного двигателя (5) превышает заранее определенный порог,
временной дрейф скорости вращения упомянутого газогенератора (41) упомянутого неисправного двигателя (4) ниже заранее определенного порога.
10. Способ по п. 9, отличающийся тем, что упомянутый этап (13) подачи команды на увеличение расхода питания топливом упомянутого исправного двигателя (5) состоит в переходе от правила упреждения мощности, связывающего измерение общего шага лопастей упомянутого вертолета с заданным значением скорости упомянутого газогенератора, в конфигурации работы на двух двигателях к правилу упреждения в конфигурации работы на одном двигателе.
11. Устройство обнаружения неисправности первого газотурбинного двигателя, называемого неисправным двигателем, двухмоторного вертолета и управления вторым газотурбинным двигателем, называемым исправным двигателем, при этом каждый двигатель содержит защитные упоры, регулируемые устройством регулирования, которые определяют режим максимальной мощности, содержащее:
модуль обнаружения признака неисправности упомянутого неисправного двигателя,
модуль увеличения упомянутых защитных упоров упомянутого исправного двигателя до упоров, соответствующих режиму работы на одном двигателе, в случае обнаруженного признака неисправности,
модуль подтверждения неисправности упомянутого неисправного двигателя,
модуль подачи команды на немедленное увеличение расхода питания топливом упомянутого исправного двигателя в случае подтверждения неисправности, чтобы обеспечить ускорение двигателя, не дожидаясь автоматического регулирования исправного двигателя вследствие падения скорости упомянутого несущего винта в результате неисправности неисправного двигателя.
12. Вертолет, содержащий по меньшей мере два газотурбинных двигателя, отличающийся тем, что содержит устройство по п. 11.
Наверх