Способ для запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной трансмиссии - заявка 2016140137 на патент на изобретение в РФ

1. Способ запуска двигателя (4) внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче (3), содержащей коробку (2) передач с входным валом (8) и выходным валом (20); первую планетарную передачу (10), соединенную с входным валом (8) и первым главным валом (34); вторую планетарную передачу (12), соединенную с первой планетарной передачей (10) и вторым главным валом (36); первую электрическую машину (14), соединенную с первой планетарной передачей (10); вторую электрическую машину (16), соединенную со второй планетарной передачей (12); по меньшей мере, одну зубчатую пару (G1, 60, 72), соединенную с первым главным валом (34) и, таким образом, с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20); по меньшей мере, одну зубчатую пару (G2, 66, 78), соединенную со вторым главным валом (36) и, таким образом, со второй планетарной передачей (12) и выходным валом (20); по меньшей мере, одну зубчатую пару (G3, 21), соединенную с промежуточным валом (18) и с выходным валом (20), при этом двигатель (4) внутреннего сгорания, через входной вал (8), соединен с первым водилом (50) зубчатых колес планетарной передачи, расположенным в первой планетарной передаче (10), при этом второй главный вал (36) соединен с водилом (51) зубчатых колес планетарной передачи, расположенным во второй планетарной передаче (12), причем зубчатые пары (G1, 60, 72; G2, 66, 78) соединены с выходным валом (20), через промежуточный вал (18) и зубчатую пару (G3, 21), отличающийся тем, что он включает этапы, на которых:
a) разъединяют вращающиеся компоненты (26, 50) первой планетарной передачи (10) друг от друга,
b) разъединяют вращающиеся компоненты (32, 51) второй планетарной передачи (12) друг от друга,
c) не допускают вращение по меньшей мере одной зубчатой пары (G1, 60, 72), которая соединена с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20); и по меньшей мере одной зубчатой пары (G2, 66, 78), которая соединена со второй планетарной передачей (12) и выходным валом (20),
d) не допускают вращения выходного вала (20), и
e) активируют первую электрическую машину (14) и/или вторую электрическую машину (16) таким образом, что запускается двигатель (4) внутреннего сгорания.
2. Способ по п. 1, отличающийся разъединением, на этапе a), с использованием первого соединительного устройства (56), первого солнечного зубчатого колеса (26) и первого водила (50) зубчатых колес планетарной передачи, расположенных в первой планетарной передаче (10), друг от друга; и разъединением, на этапе b), с использованием второго соединительного устройства (58), второго солнечного зубчатого колеса (32) и второго водила (51) зубчатых колес планетарной передачи, расположенных во второй планетарной передаче (12), друг от друга.
3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что двигатель (4) внутреннего сгорания соединен с первым водилом (50) зубчатых колес планетарной передачи, которое соединено со вторым солнечным зубчатым колесом (32).
4. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что по меньшей мере одна зубчатая пара (G1, 60, 72), соединенная с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20), с одной стороны, содержит первую сателлитную шестерню (62) и первое зубчатое колесо (64) в зацеплении между собой, причем первая сателлитная шестерня (62) фиксировано соединена с первой планетарной передачей (10), и причем первое зубчатое колесо (64) расположено на промежуточном валу (18) таким образом, что оно может соединяться и разъединяться;
содержит третью сателлитную шестерню (74) и третье зубчатое колесо (76), зацепленные между собой, причем третья сателлитная шестерня (74) фиксировано расположена с первой планетарной передачей (10), и причем третье зубчатое колесо (76) расположено таким образом, что оно может соединяться или отсоединяться от промежуточного вала (18), при этом на этапе c) первое или третье зубчатое колесо (64, 76) соединяется с промежуточным валом (18), так что не допускается вращение первого или третьего зубчатого колеса (64, 76).
5. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что по меньшей мере одна зубчатая пара (G2, 66, 78), соединенная со второй планетарной передачей (12) и выходным валом (20), с одной стороны, содержит вторую сателлитную шестерню (68) и второе зубчатое колесо (70) в зацеплении между собой, причем вторая сателлитная шестерня (68) фиксировано расположена со второй планетарной передачей (12), и причем второе зубчатое колесо (70) расположено на промежуточном валу (18) таким образом, что оно может соединяться и отсоединяться;
содержит четвертую сателлитную шестерню (80) и четвертое зубчатое колесо (82), зацепленные между собой, причем четвертая сателлитная шестерня (80) фиксировано расположена со второй планетарной передачей (12), и причем четвертое зубчатое колесо (82) расположено таким образом, что оно может соединяться или отсоединяться от промежуточного вала (18), при этом на этапе c) второе или четвертое зубчатое колесо (70, 82) соединено с промежуточным валом (18), так что не допускается вращение второго или четвертого зубчатого колеса (70, 82).
6. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что на этапе d) не допускается вращение выходного вала (20) посредством тормозного устройства (7) для ведущих колес (6) транспортного средства (1), с которыми соединен выходной вал (20).
7. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что на этапе d) не допускается вращение выходного вала (20) по меньшей мере через зубчатую пару (G3, 21), соединенную с промежуточным валом (18) и выходным валом (20).
8. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что по меньшей мере одна зубчатая пара (G3, 21), которая соединена с промежуточным валом (18) и выходным валом (20), содержит пятое и шестое зубчатое колесо (92; 94) в зацеплении между собой, причем пятое зубчатое колесо (92) расположено таким образом, что оно может соединяться и отсоединяться от промежуточного вала (18) с использованием пятого соединительного элемента (93), а шестое зубчатое колесо (94) расположено на выходном валу (20), при этом пятое зубчатое колесо (92) соединено с промежуточным валом (18) на этапе d).
9. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что соединительный механизм (96) расположен между первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20), и на этапе d) соединительный механизм (96) стопорится таким образом, что первая планетарная передача (10) соединяется с выходным валом (20).
10. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что на этапе e) первая и вторая электрические машины (14, 16) активируются, так что первая электрическая машина (14) вращается в противоположном направлении относительно второй электрической машины (16).
11. Транспортное средство (1), содержащее гибридную силовую передачу (3), содержащую коробку (2) передач с входным валом (8) и выходным валом (20); первую планетарную передачу (10), соединенную с входным валом (8) и первым главным валом (34); вторую планетарную передачу (12), соединенную с первой планетарной передачей (10) и вторым главным валом (36); первую электрическую машину (14), соединенную с первой планетарной передачей (10); вторую электрическую машину (16), соединенную со второй планетарной передачей (12); по меньшей мере, одну зубчатую пару (G1, 60, 72), соединенную с первым главным валом (34) и, таким образом, с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20); по меньшей мере, одну зубчатую пару (G2, 66, 78), соединенную со вторым главным валом (36) и, таким образом, со второй планетарной передачей (12) и выходным валом (20); по меньшей мере, одну зубчатую пару (G3, 21), соединенную с промежуточным валом (18) и с выходным валом (20), при этом двигатель (4) внутреннего сгорания, через входной вал (8), соединен с первым водилом (50) зубчатых колес планетарной передачи, расположенным в первой планетарной передаче (10), причем второй главный вал (36) соединен с водилом (51) зубчатых колес планетарной передачи, расположенным во второй планетарной передаче (12), и зубчатые пары (G1, 60, 72; G2, 66, 78) соединены с выходным валом (20) через промежуточный вал (18) и зубчатую пару (G3, 21), при этом гибридная силовая передача (3) содержит электронное устройство (48) управления, выполненное с возможностью управления запуском двигателя внутреннего сгорания согласно способу по одному из пп. 1-10.
12. Компьютерная программа (P) для запуска двигателя (4) внутреннего сгорания, содержащая программный код для того, чтобы вызывать выполнение электронным устройством (48) управления или другим компьютером (53), соединенным с электронным устройством (48) управления, этапов по любому из пп. 1-10.
13. Компьютерный программный продукт, содержащий программный код, сохраненный в носителе, считываемом посредством компьютера, чтобы осуществлять этапы способа по любому из пп. 1-10, когда упомянутый программный код выполняется в электронном устройстве (48) управления или в другом компьютере (53), соединенном с электронным устройством (48) управления.
Наверх