Способ управления гибридной трансмиссией, транспортное средство с такой гибридной трансмиссией, компьютерная программа для управления такой трансмиссией и компьютерный программный продукт, содержащий программный код - заявка 2016140147 на патент на изобретение в РФ

1. Способ управления гибридной силовой передачей (3), содержащей двигатель (4) внутреннего сгорания; коробку (2) передач с входным валом (8) и выходным валом (20), причем двигатель внутреннего сгорания соединен с входным валом (8); первую планетарную передачу (10), которая соединена с входным валом (8); вторую планетарную передачу (12), соединенную с первой планетарной передачей (10); первую электрическую машину (14), соединенную с первой планетарной передачей (10); вторую электрическую машину (16), соединенную со второй планетарной передачей (12); по меньшей мере одну зубчатую пару (G1, 60, 72), соединенную с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20); и по меньшей мере одну зубчатую пару (G2, 66, 78), соединенную со второй планетарной передачей (12) и выходным валом (20), причем зубчатые пары (G1, 60, 72, G2, 66, 78) соединены с выходным валом (20) через промежуточный вал (18), отличающийся тем, что содержит этапы, на которых:
a) зацепляют шестерни, соответствующие по меньшей мере одной зубчатой паре (G1, 60, 72), соединенной с первой планетарной передачей (10) в коробке (2) передач;
b) соединяют два вращающихся компонента (22, 26, 50) в первой планетарной передаче (10) посредством первого соединительного устройства (56);
e) приводят в действие вторую электрическую машину (16) таким образом, что вторая электрическая машина (16) формирует тяговый крутящий момент на выходном валу (20) через по меньшей мере одну зубчатую пару (G2, 66, 78), соединенную со второй планетарной передачей (12) и выходным валом (20);
f) отсоединяют по меньшей мере одну зубчатую пару (G1, 60, 72), соединенную с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20), от промежуточного вала (18), причем зубчатая пара была соединена на этапе a) посредством управления первой электрической машиной (14) и двигателем (4) внутреннего сгорания, соединенным с первой планетарной передачей (10), таким образом, что состояние по существу нулевого крутящего момента достигается по меньшей мере между одной зубчатой парой (G1, 60, 72), соединенной с промежуточным валом (18), причем зубчатая пара соединена с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20), и промежуточным валом (18);
g) соединяют по меньшей мере одну зубчатую пару (G1, 60, 72), соединенную с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20), причем зубчатая пара не была соединена на этапе a), с промежуточным валом (18) посредством управления двигателем (4) внутреннего сгорания таким образом, что синхронная скорость вращения достигается по меньшей мере между одной зубчатой парой (G1, 60, 72), соединенной с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20), причем зубчатая пара не была соединена на этапе a), и промежуточным валом (18); и
h) приводят в действие двигатель (4) внутреннего сгорания и/или первую электрическую машину (14) таким образом, что двигатель (4) внутреннего сгорания и/или первая электрическая машина (14) формируют тяговый крутящий момент на выходном валу (20) через по меньшей мере одну зубчатую пару (G1, 60, 72), соединенную с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20), причем зубчатая пара не была соединена с промежуточным валом (18) на этапе a).
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что после этапа a) и перед этапом b), выполняют этап c), на котором соединяют по меньшей мере одну зубчатую пару (G3, 21), соединенную с промежуточным валом (18) и выходным валом (20).
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что по меньшей мере одна зубчатая пара (G3, 21), соединенная с промежуточным валом (18) и выходным валом (20), содержит пятое и шестое зубчатое колесо (92; 94) в зацеплении друг с другом, причем пятое зубчатое колесо (92) расположено с возможностью соединения или отсоединения от промежуточного вала (18) с пятым соединительным элементом (93), при этом пятое зубчатое колесо (92) соединено с промежуточным валом (18) на этапе c).
4. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что этап b) содержит этап, на котором управляют двигателем (4) внутреннего сгорания таким образом, что синхронная скорость вращения достигается между двумя вращающимися компонентами (22, 26, 50) первой планетарной передачи (10), после чего первое соединительное устройство (56) переключается и стопорит два вращающихся компонента (22, 26, 50) в первой планетарной передаче (10) между собой.
5. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что по меньшей мере одна зубчатая пара (G1, 60, 72), соединенная с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20), содержит первую сателлитную шестерню (62) и первое зубчатое колесо (64) в зацеплении друг с другом, причем первая сателлитная шестерня (62) фиксированным образом соединена с первой планетарной передачей (10), и причем первое зубчатое колесо (64) расположено на промежуточном валу (18) с возможностью соединения или отсоединения; и
содержит третью сателлитную шестерню (74) и третье зубчатое колесо (76), зацепленные друг с другом, причем третья сателлитная шестерня (74) фиксированным образом расположена с первой планетарной передачей (10), и третье зубчатое колесо (76) расположено с возможностью соединения с или отсоединения от промежуточного вала (18), при этом на этапе a) первое или третье зубчатое колесо (64, 76) соединяют с промежуточным валом (18).
6. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что по меньшей мере одна зубчатая пара (G2, 66, 78), соединенная со второй планетарной передачей (12) и выходным валом (20), содержит вторую сателлитную шестерню (68) и второе зубчатое колесо (70) в зацеплении друг с другом, причем вторая сателлитная шестерня (68) фиксированным образом расположена со второй планетарной передачей (12), и второе зубчатое колесо (70) расположено на промежуточном валу (18) с возможностью соединения или отсоединения; и
содержит четвертую сателлитную шестерню (80) и четвертое зубчатое колесо (82), зацепленные друг с другом, причем четвертая сателлитная шестерня (80) фиксированным образом расположена со второй планетарной передачей (12), и четвертое зубчатое колесо (82) расположено с возможностью соединения с или отсоединения от промежуточного вала (18), при этом на этапе a) и перед этапом b) выполняют этап d), на котором второе или четвертое зубчатое колесо (70, 82) соединяют с промежуточным валом (18).
7. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что он содержит дополнительные этапы, на которых:
i) приводят в действие вторую электрическую машину (16) таким образом, что вторая электрическая машина (16) формирует тяговый крутящий момент на выходном валу (20) через по меньшей мере одну зубчатую пару (G2, 66, 78), соединенную со второй планетарной передачей (12) и выходным валом (20) и через по меньшей мере одну зубчатую пару (G3, 21), соединенную с промежуточным валом (18) и выходным валом (20);
j) отсоединяют по меньшей мере одну зубчатую пару (G1, 60, 72), соединенную с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20), от промежуточного вала 18, причем зубчатая пара была соединена на этапе g) посредством управления первой электрической машиной (14) и двигателем (4) внутреннего сгорания, соединенным с первой планетарной передачей (10), таким образом, что по существу нулевой крутящий момент достигается по меньшей мере между одной зубчатой парой (G1, 66, 78), соединенной с первой планетарной передачей (10), причем зубчатая пара соединена с промежуточным валом (18) и выходным валом (20), и промежуточным валом (18);
k) стопорят соединительный механизм (96), который расположен между первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20), посредством управления двигателем (4) внутреннего сгорания таким образом, что синхронная скорость вращения достигается между первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20);
l) управляют первой электрической машиной (14) и двигателем (4) внутреннего сгорания, соединенным с первой планетарной передачей (10), таким образом, чтобы формировать тяговый крутящий момент на выходном валу (20).
8. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что двигатель (4) внутреннего сгорания соединен с первым водилом (50) зубчатых колес планетарной передачи, которое соединено со вторым солнечным зубчатым колесом (32), расположенным во второй планетарной передаче (12).
9. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что на этапе b) два вращающихся компонента (22, 26, 50) в первой планетарной передаче (10) содержат первое солнечное зубчатое колесо (26) и первое водило (50) зубчатых колес планетарной передачи.
10. Транспортное средство с гибридной силовой передачей, содержащей двигатель (4) внутреннего сгорания; коробку (2) передач с входным валом (8) и выходным валом (20), причем двигатель внутреннего сгорания соединен с входным валом (8); первую планетарную передачу (10), которая соединена с входным валом (8); вторую планетарную передачу (12), соединенную с первой планетарной передачей (10); первую электрическую машину (14), соединенную с первой планетарной передачей (10); вторую электрическую машину (16), соединенную со второй планетарной передачей (12); по меньшей мере одну зубчатую пару (G1, 60, 72), соединенную с первой планетарной передачей (10) и выходным валом (20); и по меньшей мере одну зубчатую пару (G2, 66, 78), соединенную со второй планетарной передачей (12) и выходным валом (20), причем зубчатые пары (G1, 60, 72, G2, 66, 78) соединяются с выходным валом (20) через промежуточный вал (18), отличающееся тем, что транспортное средство (1) содержит электронное устройство (48) управления, которое выполнено с возможностью управления коробкой (2) передач, по любому из пп. 1-9.
11. Компьютерная программа (P) для управления коробкой (2) передач, содержащая программный код для обеспечения выполнения электронным устройством (48) управления или другим компьютером (53), соединенным с электронным устройством (48) управления, этапов способа по любому из пп. 1-9.
12. Компьютерный программный продукт, содержащий программный код, хранимый на машиночитаемом носителе для осуществления этапов способа по любому из пп. 1-9, когда указанный программный код выполняется в электронном устройстве (48) управления или в другом компьютере (53), соединенном с электронным устройством (48) управления.
Наверх