Способ усиления газотурбинного двигателя в дежурном режиме многомоторного вертолета и структура силовой установки вертолета, содержащая по меньшей мере один газотурбинный двигатель, который может находиться в дежурном режиме - заявка 2016136368 на патент на изобретение в РФ

1. Структура силовой установки многомоторного вертолета, содержащей газотурбинные двигатели (5,6), при этом каждый газотурбинный двигатель (5,6) содержит газогенератор (17,27) и свободную турбину (10,20), приводимую во вращение газами газогенератора,
отличающаяся тем, что включает в себя:
- по меньшей мере один газотурбинный двигатель среди упомянутых газотурбинных двигателей, называемый гибридным газотурбинным двигателем (5), выполнен с возможностью работать по меньшей мере в одном дежурном режиме во время устоявшегося полета вертолета, при этом другие газотурбинные двигатели, называемые маршевыми газотурбинными двигателями (6), работают самостоятельно во время этого устоявшегося полета,
- воздушную турбину (30), механически связанную с газогенератором (17) гибридного газотурбинного двигателя (5),
- средства отбора воздуха под давлением из газогенератора (27) маршевого газотурбинного двигателя (6),
- трубопровод (31) доставки отбираемого воздуха в воздушную турбину (30), для обеспечения возможности преобразования воздушной турбиной (30) энергии воздуха под давлением в механическую энергию, приводящую в действие газогенератор (17) гибридного газотурбинного двигателя (5).
2. Структура по п. 1, отличающаяся тем, что средства отбора воздуха из газогенератора (27) маршевого газотурбинного двигателя содержат порт отбора, выполненный на компрессоре (24) этого маршевого газотурбинного двигателя (6).
3. Структура по одному из пп. 1 или 2, отличающаяся тем, что средства отбора воздуха содержат жиклер, позволяющий регулировать расход воздуха, отбираемого на маршевом газотурбинном двигателе (6).
4. Структура по одному из пп. 1-3, отличающаяся тем, что воздушная турбина (30) связана с газогенератором (17) через коробку (32) приводов агрегатов.
5. Структура по одному из пп. 1-4, отличающаяся тем, что включает в себя средства (33; 34,35) модулирования механической мощности, выдаваемой воздушной турбиной (30) на газогенератор гибридного газотурбинного двигателя.
6. Структура по одному из пп. 1-5, отличающаяся тем, что средства модулирования включают в себя средства (33; 34,35) управления расходом и/или давлением воздуха, поступающего в воздушную турбину (30).
7. Структура по п. 6, отличающаяся тем, что включает в себя средства считывания данных, характеризующих работу гибридного газотурбинного двигателя (5), при этом работа упомянутых средств (35,34) управления зависит от этих данных.
8. Структура по одному из пп. 1-7, отличающаяся тем, что включает в себя управляемое устройство (40) механического разъединения, расположенное между воздушной турбиной (30) и газогенератором (17) гибридного газотурбинного двигателя (5) и выполненное с возможностью разъединения воздушной турбины (30) и газогенератора (17) в случае отсутствия питания воздухом воздушной турбины (30).
9. Структура по одному из пп. 1-8, отличающаяся тем, что воздушная турбина (30) имеет воздушный выход, сообщающийся с моторным отсеком гибридного газотурбинного двигателя таким образом, чтобы ограничивать понижение температуры в этом отсеке и облегчать повторный запуск газотурбинного двигателя.
10. Вертолет, содержащий силовую установку, отличающийся тем, что упомянутая силовая установка имеет структуру по одному из пп. 1-9.
11. Способ механического усиления газотурбинного двигателя, называемого газотурбинным двигателем (5), в дежурном режиме во время устоявшегося полета вертолета, содержащего газотурбинные двигатели (5,6), при этом каждый газотурбинный двигатель содержит газогенератор (17,27) и свободную турбину, при этом другие газотурбинные двигатели, называемые маршевыми газотурбинными двигателями (6), работают самостоятельно во время этого устоявшегося полета, отличающийся тем, что содержит:
- этап отбора воздуха под давлением из газогенератора (27) маршевого газотурбинного двигателя (6),
- этап доставки отбираемого воздуха в воздушную турбину (30), механически связанную с газогенератором (17) газотурбинного двигателя (5) в дежурном режиме,
- этап преобразования воздушной турбиной (30) энергии воздуха, подаваемого на этапе доставки, в механическую энергию приведения в действие газогенератора (17) газотурбинного двигателя (5) в дежурном режиме.
12. Способ по п. 11, отличающийся тем, что этап отбора воздуха состоит в отборе воздуха из компрессора (24) газогенератора (27) маршевого газотурбинного двигателя (6).
13. Способ по одному из пп. 11 или 12, отличающийся тем, что содержит этап модулирования механической мощности, выдаваемой упомянутой воздушной турбиной (30) в газотурбинный двигатель (5) в дежурном режиме.
14. Способ по п. 13, отличающийся тем, что этап модулирования мощности включает в себя этап управления расходом и/или давлением воздуха, поступающего в воздушную турбину (30).
Наверх