Архитектура силовой системы многомоторного вертолета и соответствующий вертолет - заявка 2016139023 на патент на изобретение в РФ

1. Архитектура силовой системы многомоторного вертолета, содержащего газотурбинные двигатели (1,2), соединенные с коробкой (3) передачи мощности,
отличающаяся тем, что содержит:
- по меньшей мере один газотурбинный двигатель среди упомянутых газотурбинных двигателей, называемый гибридным газотурбинным двигателем (1), выполненный с возможностью работать по меньшей мере в одном дежурном режиме во время устоявшегося полета вертолета, при этом другие газотурбинные двигатели (2) работают во время этого устоявшегося полета самостоятельно,
- по меньшей мере один электротехнический блок (5,6) быстрого повторного запуска гибридного газотурбинного двигателя (1) для его выхода из упомянутого дежурного режима и его перехода в номинальный режим работы,
- по меньшей мере одну вспомогательную силовую установку (11), соединенную с блоком (5,6) повторного запуска и выполненную с возможностью выдавать по команде необходимую мощность на этот блок (5,6) повторного запуска для выхода соответствующего упомянутого гибридного газотурбинного двигателя (1) из упомянутого дежурного режима.
2. Архитектура по п. 1, отличающаяся тем, что содержит:
- только один гибридный газотурбинный двигатель (1), выполненный с возможностью работать по меньшей мере в одном дежурном режиме во время устоявшегося полета вертолета, при этом другие газотурбинные двигатели (2) работают во время этого устоявшегося полета самостоятельно,
- только один блок (5,6) быстрого повторного запуска упомянутого гибридного газотурбинного двигателя (1) для его выхода из упомянутого дежурного режима и его перехода в номинальный режим работы,
- только одну вспомогательную силовую установку (11), соединенную с упомянутым блоком (5,6) повторного запуска и выполненную с возможностью выдавать по команде необходимую мощность на упомянутый блок (5,6) повторного запуска для выхода упомянутого гибридного газотурбинного двигателя (1) из упомянутого дежурного режима.
3. Архитектура по п. 2, отличающаяся тем, что содержит:
- бортовую сеть (7) низкого постоянного напряжения, предназначенную для питания устройств вертолета,
- по меньшей мере один источник (4) электрического питания упомянутой бортовой сети (7),
и тем, что упомянутая вспомогательная силовая установка (11) соединена с упомянутой бортовой сетью (7) через преобразователь (17) переменного напряжения в постоянное.
4. Архитектура по п. 3, отличающаяся тем, что содержит контактор (12), установленный между упомянутой вспомогательной силовой установкой (11) и упомянутой бортовой сетью (7) и управляемый таким образом, чтобы отключать упомянутую вспомогательную силовую установку (11) от упомянутой бортовой сети (7) во время экстренного повторного запуска упомянутого гибридного газотурбинного двигателя (1).
5. Архитектура по одному из пп. 3 или 4, отличающаяся тем, что упомянутый источник (4) электрического питания упомянутой бортовой сети выбирают из группы, в которую входят:
- по меньшей мере один генератор тока, установленный между упомянутой коробкой передачи мощности и упомянутой бортовой сетью и связанный с преобразователем переменного напряжения в постоянное,
- стартер-генератор (4), установленный между негибридным газотурбинным двигателем и упомянутой бортовой сетью.
6. Архитектура по п. 5, отличающаяся тем, что упомянутый генератор выполнен с возможностью выдавать переменное напряжение 115 вольт, и тем, что упомянутый связанный с ним преобразователь выполнен с возможностью выдавать постоянное напряжение 28 вольт.
7. Архитектура по одному из пп. 1-4, отличающаяся тем, что по меньшей мере один блок (5,6) быстрого повторного запуска содержит электрическую машину (5), выполненную с возможностью повторного запуска по меньшей мере одного гибридного газотурбинного двигателя (1) в нормальных условиях выхода из дежурного режима, и устройство (6) экстренного выхода из дежурного режима, выполненное с возможностью повторного запуска этого гибридного газотурбинного двигателя (1) в экстремальных условиях выхода из дежурного режима.
8. Архитектура по п. 7, отличающаяся тем, что упомянутое устройство экстренного выхода из дежурного режима является электротехническим, пиротехническим, пневматическим или гидравлическим устройством.
9. Архитектура по одному из пп. 1-4, отличающаяся тем, что по меньшей мере одна вспомогательная силовая установка (11) соединена с блоком повторного запуска через преобразователь (10) переменного напряжения в постоянное.
10. Вертолет, содержащий силовую систему, отличающийся тем, что упомянутая силовая система имеет архитектуру по одному из пп. 1-9.
Наверх