Вспомогательное устройство для газотурбинного двигателя со свободной турбиной воздушного судна - заявка 2016142122 на патент на изобретение в РФ

1. Вспомогательное устройство (100; 101; 102) для газотурбинного двигателя (GT1) со свободной турбиной для воздушного судна, содержащее:
стартерную вращающуюся машину (GS1, M1A), содержащую первую обмотку (S11); и
первое средство (К11, CVS1) подачи электроэнергии для электрического питания первой обмотки (S11) для приведения в действие газогенератора двигателя (GT1);
отличающееся тем, что дополнительно содержит:
вторую обмотку (S12), отличающуюся от первой обмотки (S11) и содержащуюся в указанной вращающейся машине (GS1), причем указанная вращающаяся машина (GS1) является двухобмоточной вращающейся машиной, или вторая обмотка содержится в другой вращающейся машине (М2А), причем указанная вращающаяся машина (M1A) и указанная другая вращающаяся машина (М2А) являются однообмоточными вращающимися машинами;
средство (110; 111; 112) контроля, предназначенное для контроля первого средства (K11, CVS1) подачи электроэнергии и первой обмотки (S11); и
второе средство (К12, CVS2, КВ1) подачи электроэнергии для осуществления электрического питания второй обмотки (S12), с тем чтобы приводить в действие газогенератор газотурбинного двигателя (GT1);
указанное средство контроля выполнено с возможностью идентификации недостаточной мощности в первом средстве (К11, CVS1) подачи электроэнергии или в первой обмотке (S11) и с возможностью подачи электропитания на вторую обмотку (S12) с помощью второго средства (К12, CVS2, КВ1) подачи электроэнергии, если идентифицирована такая недостаточная мощность.
2. Вспомогательное устройство по п. 1, содержащее стартерную вращающуюся машину (GS1, M1A) и также другую стартерную вращающуюся машину (GS2; М2А) для обеспечения помощи в ускорении газогенератора второго газотурбинного двигателя (GT2) воздушного судна, при этом вторая обмотка (S12) электрически параллельно соединена с указанной другой вращающейся машиной GS2; М2А) относительно общего пути (CVS2) подачи электрической энергии.
3. Вспомогательное устройство по п. 2, содержащее преобразователь (CVS2) электроэнергии и выполненное таким образом, что указанный преобразователь (CVS2) электроэнергии передает электрическую энергию на вторую обмотку (S12) стартерной вращающейся машины (GS1, M1A) или исключительно на указанную другую стартерную вращающуюся машину (GS2, М2А).
4. Вспомогательное устройство по п. 3, содержащее пару замыкателей (К12, К22), выполненных без возможности одновременного перехода в замкнутое положение, так чтобы обеспечить передачу электрической энергии только второй обмотке (S12) или только указанной другой стартерной вращающейся машине (GS2, М2А).
5. Вспомогательное устройство по п. 1, в котором средство (110; 111; 112) контроля выполнено с возможностью контроля одного или нескольких элементов (S1, CVS1, К11, S11) силовой цепи, которая электрически питает указанную стартерную вращающуюся машину (GS1; M1A).
6. Вспомогательное устройство по п. 1, в котором средство (110; 111; 112) контроля выполнено с возможностью контроля системы управления газотурбинного двигателя (GT1).
7. Вспомогательное устройство по п. 1, в котором указанная стартерная вращающаяся машина (GS1) является отказоустойчивой вращающейся машиной переменного тока с двойной обмоткой или машиной звезда-звезда, при этом указанная вторая обмотка (S12) является второй обмоткой указанной вращающейся машины.
8. Вспомогательное устройство по п. 7, в котором вторая обмотка (S12) имеет размеры, позволяющие ей обеспечивать помощь в ускорении, с тем чтобы получить характеристики, аналогичные характеристикам, обеспечиваемым первой обмоткой (S11).
9. Вспомогательное устройство по п. 7, в котором вторая обмотка (S12) имеет размеры, позволяющие ей обеспечивать помощь в ускорении, с тем чтобы получить характеристики, лучшие по сравнению с характеристиками указанной второй помощи.
10. Вспомогательное устройство по п. 1, содержащее два преобразователя (CVS1, CVS2) электроэнергии, каждый из которых служит для управляемой передачи электрической энергии на указанные первую и вторую обмотки (S11, S12), соответственно.
11. Вспомогательное устройство по п. 1, содержащее первый источник (S1, S) электрической энергии для питания одной обмотки из первой и второй обмоток (S11, S12), при этом указанное вспомогательное устройство выполнено таким образом, что указанная другая обмотка из второй и первой обмоток (S12, S11) получает питание от второго источника (S2; В) электрической энергии, который отличается от первого источника электрической энергии.
12. Вспомогательное устройство по п. 1, дополнительно содержащее другую стартерную вращающуюся машину (М2А) для обеспечения помощи в ускорении газогенератора второго газотурбинного двигателя (GT2) воздушного судна, при этом указанная другая вращающаяся машина (М2А) содержит обмотку (S22), называемую «другой» обмоткой, вспомогательное устройство также содержит источник (S1, S2, КС; S, KS1, KS2) электрической энергии, выполненный в зависимости от потребности в питании указанной первой или указанной другой обмотки (S11, S22).
13. Вспомогательное устройство по п. 1, в котором указанная стартерная вращающаяся машина (M1A) также является генератором, выполненным с возможностью приведения в действие газотурбинного двигателя (GT1), при этом вторая обмотка (S12) является обмоткой второй вращающейся машины (M1B; D1), содержащейся в указанном вспомогательном устройстве и образующей только стартер.
14. Вспомогательное устройство по п. 1, в котором вторая обмотка (S12) является обмоткой второй вращающейся машины (D1), содержащейся во вспомогательном устройстве, при этом вторая вращающаяся машина является машиной постоянного тока, а указанная первая вращающаяся машина (M1A), содержащаяся во вспомогательном устройстве, является машиной переменного тока.
15. Вспомогательное устройство по п. 1, в котором указанное средство питания второй обмотки содержит замыкатель (КВ1), который замкнут, если установлено, что невозможно ускорить указанный газогенератор с использованием первой обмотки.
16. Вспомогательное устройство (100; 101; 102) для газотурбинного двигателя (GT1) со свободной турбиной для воздушного судна, содержащее:
стартерную вращающуюся машину (GS1, M1A), содержащую первую обмотку (S11); и
первое средство (К11, CVS1) подачи электроэнергии для электрического питания первой обмотки (S11), с тем чтобы приводить в действие газогенератор двигателя (GT1);
вторую обмотку (S12), отличающуюся от первой обмотки (S11) и содержащуюся в указанной вращающейся машине (GS1), при этом указанная вращающаяся машина (GS1) является двухобмоточной вращающейся машиной, или указанная вторая обмотка содержится в другой вращающейся машине (М2А), причем указанная вращающаяся машина (M1A) и указанная другая вращающаяся машина (М2А) являются однообмоточными вращающимися машинами;
средство (110; 111; 112) контроля, предназначенное для контроля первого средства (К11, CVS1) подачи электроэнергии и первой обмотки (S11); и
второе средство (К12, CVS2, КВ1) подачи электроэнергии для осуществления электрического питания второй обмотки (S12), с тем чтобы приводить в действие газогенератор газотурбинного двигателя (GT1);
при этом указанное средство контроля выполнено с возможностью идентификации недостаточной мощности в первом средстве (К11, CVS1) подачи электроэнергии или первой обмотке (S11) и с возможностью подачи электропитания на вторую обмотку (S12) с помощью второго средства (К12, CVS2, КВ1) подачи электроэнергии, если идентифицирована такая недостаточная мощность, причем первая обмотка (S11) питается от элемента (S) аккумулирования электричества, а вторая обмотка питается от бортовой сети воздушного судна.
17. Способ поддержки работы газотурбинного двигателя (GT1) со свободной турбиной для воздушного судна, включающий этап подачи электрического питания на первую обмотку (S11) стартерной вращающейся машины (GS1, M1A) с помощью первого средства (К11, CVS1) подачи электрической энергии, для приведения в действие газогенератора двигателя (GT1), отличающийся тем, что дополнительно включает:
этап контроля первого средства (К11, CVS1) подачи электроэнергии и первой обмотки (S11); и
этап подачи электрического питания на вторую обмотку (S12), выполняемый вторым средством (К12, CVS2, КВ1) подачи электрической энергии для приведения в действие указанного газогенератора в случае, если на этапе контроля установлено, что в первом средстве (К11, CVS1) подачи электроэнергии или в первой обмотке (S11) недостаточная мощность, при этом вторая обмотка (S12) отличается от первой обмотки (S11) и содержится в указанной вращающейся машине (GS1), причем указанная вращающаяся машина (GS1) является двухобмоточной вращающейся машиной, или вторая обмотка содержится в другой вращающейся машине (М2А), причем указанная вращающаяся машина (M1A) и указанная другая вращающаяся машина (М2А) являются однообмоточными вращающимися машинами.
Наверх