Легко формируемый, среднепрочный алюмиевый сплав для изготовления заготовок или деталей автомобилей - заявка 2016142403 на патент на изобретение в РФ

1. Алюминиевый сплав для изготовления заготовок или деталей автомобилей, содержащий следующие компоненты, мас.%:
0,7%≤Si≤0,9%,
0,7%≤Fe≤1,0%,
Cu≤0,05%,
0,7%≤Mn≤0,9%,
0,6%≤Mg≤0,8%.
Cr≤0,05%,
остальное представляет собой Al и примеси, составляющие по отдельности не более 0,05, мас.%, а в целом не более 0,15, мас.%.
2. Алюминиевый сплав по п. 1, отличающийся тем, что компоненты Si, Fe, Mn и Mg имеют следующие содержания, мас.%:
0,7%≤Si≤0,8%,
0,7%≤Fe≤0,8%,
0,7%≤Mn≤0,8%, и
0,6%≤Mg≤0,7%.
3. Алюминиевый сплав по п. 1 или 2, отличающийся тем, что алюминиевый сплав имеет следующее содержание Cr, мас.%:
Cr≤0,01%.
4. Алюминиевый сплав по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что алюминиевый сплав имеет следующее содержание Cu, мас.%:
Cu≤0,01%.
5. Способ изготовления полосы из алюминиевого сплава, содержащего следующие компоненты, мас.%:
0,6%≤Si≤0,9%,
0,6%≤Fe≤1,0%,
Cu≤0,05%,
0,6%≤Mn≤0,9%,
0,5%≤Mg≤0,8%,
Cr≤0,05%,
остальное представляет собой Al и примеси, составляющие по отдельности не более 0,05 мас.%, а в целом не более 0,15 мас.%,
причем способ включает в себя следующие этапы:
- отливку слитка для прокатки;
- гомогенизацию при температуре от 500°C до 600°C в течение по меньшей мере 0,5 ч;
- горячую прокатку слитка при температурах 280-500°C до толщины от 3 мм до 12 мм;
- холодную прокатку с промежуточным отжигом или без него со степенью обжатия по меньшей мере 50%, предпочтительно по меньшей мере 70%, до конечной толщины от 0,2 мм до 5 мм; и
- конечный мягкий отжиг при температуре от 300°C до 400°C в течение по меньшей мере 0,5 ч в камерной печи.
6. Способ изготовления полосы из алюминиевого сплава, содержащего компоненты по любому из пп. 1-4.
7. Способ по п. 5 или 6, отличающийся тем, что гомогенизацию осуществляют по меньшей мере в две стадии, при этом слиток для прокатки сперва нагревают до 550-600°C в течение по меньшей мере 0,5 ч, и затем слиток для прокатки охлаждают до 450-550°C, выдерживают при данной температуре в течение по меньшей мере 0,5 ч и затем подвергают горячей прокатке.
8. Способ по любому из пп. 5-7, отличающийся тем, что слиток для прокатки фрезеруют на верхней и нижней стороне после отливки или после гомогенизации.
9. Способ по любому из пп. 5-8, отличающийся тем, что промежуточный отжиг проводится после первой холодной прокатки при температуре от 300°C до 400°C в течение по меньшей мере 0,5 ч, при этом степень обжатия составляет по меньшей мере 50%, предпочтительно по меньшей мере 70%, перед и после промежуточного отжига.
10. Способ по любому из пп. 5-9, отличающийся тем, что промежуточный отжиг осуществляется при температуре от 330°C до 370°C.
11. Полоса или лист из алюминиевого сплава, отличающиеся тем, что алюминиевый сплав содержит следующие компоненты, мас.%:
0,6%≤Si≤0,9%,
0,6%≤Fe≤1,0%,
Cu≤0,05%,
0,6%≤Mn≤0,9%,
0,5%≤Mg≤0,8%,
Cr≤0,05%,
остальное представляет собой Al и примеси, составляющие по отдельности не более 0,05 мас.%, а в целом не более 0,15 мас.%:
полоса имеет толщину от 0,2 мм до 5 мм, и в состоянии после мягкого отжига имеет предел текучести Rp0,2 по меньшей мере 45 МПа, и удлинение при разрыве A80мм по меньшей мере 35%.
12. Использование полосы из алюминиевого сплава по п. 11 для изготовления заготовок или деталей для автомобилей, в частности детали конструкции автомобиля.
13. Деталь конструкции, в частности, внутренняя часть (30) двери автомобиля, состоящая по меньшей мере из одного сформованного листа из алюминиевого сплава, при этом алюминиевый сплав содержит следующие компоненты, мас.%:
0,6%≤Si≤0,9%,
0,6%≤Fe≤1,0%,
Cu≤0,05%,
0,6%≤Mn≤0,9%,
0,5%≤Mg≤0,8%,
Cr≤0,05%,
остальное представляет собой Al и примеси, составляющие по отдельности не более 0,05% масс., в целом не более 0,15 мас.%: при этом лист вырезан из полосы, полученной с помощью способа по любому из пп. 5-10.
Наверх