Малошумный быстроходный подшипник качения и способ его изготовления - заявка 2016145323 на патент на изобретение в РФ

1. Малошумный быстроходный подшипник качения, состоящий из наружного кольца (1) с обращенной внутрь дорожкой качения и внутреннего кольца (2) с обращенной наружу дорожкой качения, между которыми размещены тела качения (3), расположенные друг от друга на определенном расстоянии посредством сепаратора (4) и на дорожки качения колец которого посредством анодного осаждения нанесены полимерные покрытия (5 и 6), отличающийся тем, что покрытия (5 и 6) нанесены для оптимизации внутренней геометрии подшипника и повышения точности размеров дорожек качения и колец (1), (2) за счет приработки упомянутых полимерных покрытий (5 и 6), при вращении подшипника, как при отсутствии смазки (сухом трении), так и в присутствии смазки или масла при нагрузках, выбранных в соответствии с каталожными/справочными данными, и времени.
2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что время приработки задается от, по меньшей мере, 4 минут при отсутствии смазки и от 15 минут при наличии смазки или масла при нагрузках от 0,025-0,03 величины статической грузоподъемности Со подшипника и более, но не допускающих проскальзывание в подшипнике.
3. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что полимерные покрытия на дорожках качения колец наносятся без пропитывания смазкой или маслом для образования дополнительного смазочного слоя, и без выдерживания в них для создания реакционного смазочного слоя.
4. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что толщина полимерного покрытия колец является минимальной, до 1,0 мкм, а при неравномерном осаждении полимера до 1,5-2 мкм.
5. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что частицы полимерного покрытия при анодном осаждении должны иметь размер от 0,01 мкм до 0,06 мкм для проникновения к поверхностям колец и вступления в химическую реакцию с ионами железа, создавая при этом на поверхности тонкую металлополимерную пленку, обеспечивающую адгезию полимерного покрытия и кольца.
6. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что для уменьшения внутреннего трения и повышения его быстроходности для покрытий, получающих при осаждении свойства эластичных полимеров, вводится дополнительная операция стеклования полимеров за счет охлаждения колец с покрытиями ниже температуры стеклования Тс полимера.
7. Подшипник по пп. 1-6, отличающийся тем, что свойства поверхности колец с покрытиями после стеклования полимеров дополнительно уменьшают параметры внутреннего трения в подшипнике, увеличивают фактор его быстроходности Dm*N, где Dm - средний диаметр подшипника, N - частота вращения подшипника, до 20-30% и создают условия для работы подшипника при ограниченной смазке, а некоторое время без смазки.
8. Способ изготовления подшипника по любому из пп. 1-7, отличающийся тем, что применяемую водную дисперсию (эмульсию) стирольно-акрилатных сополимеров для получения покрытий на кольцах выбирают с РН от 7 до 9 и размером частиц от 0,01 мкм до 0,06 мкм, а перед сборкой или приработкой подшипника проводят охлаждение колец с покрытиями или собранных подшипников с ними ниже температуры стеклования полимера Тс.
Наверх