Ледокольное устройство - заявка 2016141593 на патент на изобретение в РФ

1. Устройство для раскалывания льда с помощью ледокольного корпуса (2) судна (3), отличающееся тем, что корпус (2) выполнен из двух функционально раздельных элементов (I, II) разной ширины (В, D), из которых верхний и более широкий элемент (I) расположен рядом с предполагаемой ватерлинией (13) и предназначен для раскалывания сплошного льда (14), тогда как нижний более узкий элемент (II) предназначен для переноса расколотого льда (15) в стороны и под сплошной лед (14), при этом указанный более широкий элемент (I) имеет по существу плоскую наклонную переднюю часть (10), которая имеет небольшой шпангоутный угольник (а) с углом предпочтительно меньше 15° и которая выполнена с возможностью раскалывания льда (14) вниз, а также имеет по существу плоскую кормовую часть (12), имеющую небольшой шпангоутный угольник (с) с углом предпочтительно меньше 20°, и который между передней частью (10) и кормовой частью (12) имеет по существу полностью плоскую нижнюю часть (11), расположенную под нижней поверхностью самого толстого ровного льда, предназначенного для раскалывания судном при движении с постоянной скоростью и одновременно выходящего за пределы ширины (D) указанного нижнего более узкого элемента (II), причем передняя часть (10), нижняя часть (11) и кормовая часть (12) имеют ширину, соответствующую максимальной ширине (В) судна, при этом нижний более узкий элемент (II) имеет по существу вертикальные боковые части (7, 8, 9), а носовая часть (10) и кормовая часть (12) в направлении движения (F, R) выполнены с небольшим углом (n, r) раскрытия клиновидной формы, предпочтительно менее 40°, при этом при движении передним ходом (F) указанный нижний более узкий элемент выполнен с возможностью, за счет клиновидной формы, перемещения в стороны расколотого льда (15,) полностью или частично под сплошной ровный лед (14), а при движении задним ходом (R) он выполнен с возможностью, за счет клиновидной формы, перемещения расколотого льда (15) в стороны вдоль кормовой части (12) и нижней части (11) для уменьшения количества льда, контактирующего с главными винтами (19) судна.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что судно имеет по меньшей мере два наружных винта (18), установленных в нижней части боковых частей (8) более узкого элемента (II) корпуса и направленных таким образом, чтобы поток, создаваемый винтом вверх под небольшим углом (и), предпочтительно меньше 10°, попадал на нижнюю часть (11) верхнего элемента (I) для того, чтобы при движении передним ходом (F) ускорять расколотый лед (15) к корме (R) и не допускать контакта указанного расколотого льда (15) с главными винтами (19) судна.
3. Устройство по любому из пп. 1-2, отличающееся тем, что судно (3) имеет по меньшей мере два носовых гребных винта (17), установленных в нижней части передних боковых частей (7) нижнего более узкого элемента (II) и направленных таким образом, что поток, создаваемый винтом, направляется вверх под небольшим углом (s), предпочтительно меньше 10°, и в стороны под небольшим углом (х), предпочтительно равным половине угла (n) раскрытия, попадает на нижнюю часть (11) указанного более широкого элемента (I) для того, чтобы при движении передним ходом (F) в ровном льду ускорять расколотый лед (15) в стороны под сплошной лед (14) и, тем самым, при работе в ровном льду и при движении с постоянной скоростью создавать за судном (3) канал, по существу, или полностью свободный ото льда, при этом при работе, например, в ледяных торосах, нижняя часть которых находится ниже плоской части (11) верхнего элемента (I) и направляет поток, создаваемый носовыми гребными винтами (17), к корме (R) таким образом, что указанный поток вместе с потоком, направляемым к корме (R) и создаваемым наружными винтами (18), перемещает к кормовой части судна (3) большую часть ледяного тороса, которая, соответственно, распределяется по большей площади и снижает сопротивление льда для идущего следом судна.
4. Устройство по п. 2 и 3, отличающееся тем, что наружные и носовые гребные винты (17, 18) установлены на выступе (21) с целью уменьшения контакта потока, создаваемого винтом, с вертикальными боковыми частями (7, 8).
5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что перед наружными и носовыми гребными винтами (17, 18) расположен крыловидный выступающий элемент (22), длина боковой стороны которого проходит по меньшей мере до середины винта, с тем, чтобы обеспечивать, вместе с выступом (21), поворот обломков разбитого льда и предотвращать забивание винтов (17, 18) обломками льда.
6. Устройство по любому из пп. 2-3, отличающееся тем, что наружные винты (18) установлены с возможностью вращения на точке опоры по бокам судна с обеспечением направления потока, создаваемого винтами, вперед или назад, вверх или вниз.
7. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что главные винты (19) судна расположены с возможностью вращения на точках опоры под кормой судна с обеспечением направления потока, создаваемого винтами, вперед или назад, и произвольно в обе стороны, что позволяет исключить рули (20).
8. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что гребные винты судна выполнены с возможностью приведения в действие с помощью вала от силовой установки, расположенной спереди от указанных винтов в указанном нижнем более узком элементе (II).
9. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на уровне палубы предусмотрен вылет (23), снижающий вероятность попадания расколотого льда (15) на палубу (23).
10. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что более широкий элемент (I) корпуса по бокам имеет боковые части (4, 5) с внутренним наклоном, имеющие довольно большой шпангоутный угольник (е) с углом предпочтительно от 45 до 60°, выполненные с возможностью раскалывания льда вверх при повороте в сплошном льду (14).
Наверх