Способ восстановления голосовой функции после субтотальной ларингэктомии и формирования трахеоглоточного шунта - заявка 2016147147 на патент на изобретение в РФ

Способ восстановления голосовой функции после субтотальной ларингэктомии и формирования трахеоглоточного шунта, характеризующийся тем, что работу по восстановлению голосовой функции начинают на дооперационном этапе, с пациентом проводят беседу, рассказывают о возможности голосовой реабилитации, показывают видеозапись пациента, который хорошо говорит после аналогичной операции, далее при отсутствии послеоперационных осложнений приступают к восстановлению голосовой функции, причем вначале стабилизируют эмоциональное состояние пациента с помощью рациональной психотерапии, присоединяют занятия лечебной физкультурой и выполняют дыхательные упражнения, направленные на формирование пациентом мощного форсированного выдоха, с направлением потока воздуха из легких через оставшуюся часть гортани и трахеоглоточный шунт в глотку и полость рта, для чего выполняют комплекс дыхательных упражнений, причем упражнения выполняют в положении сидя или лежа, при этом контролируют движения диафрагмы, для чего кладут руку на грудь, а другую на живот, на вдохе живот надувают, при этом рука, лежащая на животе, поднимается вверх; на выдохе живот опускается вниз, при этом грудная клетка остается неподвижной - рука на груди соответственно тоже, каждое упражнение выполняют 5 раз подряд, комплекс повторяют 2-3 раза в день, первое упражнение: вдох короткий, энергичный - выдох длинный, плавный, единой струей, второе упражнение: вдох короткий, энергичный - выдох форсированный, быстрый; третье упражнение - вдох короткий, энергичный - выдох с сопротивлением, частично прикрывая трахеостому, четвертое упражнение - вдох с сопротивлением, частично прикрывая трахеостому, - выдох длинный, плавный, единой струей, пятое упражнение - вдох короткий, энергичный, бесшумный - выдох короткими толчками, далее пациента учат вызывать голос, для этого в положении сидя, слегка наклонив голову вперед и вниз, делают глубокий вдох, плотно закрывают трахеостомическое отверстие салфеткой, делают сильный выдох, пытаются сказать короткое слово, длительно протягивая гласную, упражнение выполняют 2-3 раза, затем перерыв 1-1,5 минуты, во время которого пациент спокойно дышит, восстанавливая нормальное дыхание, упражнение повторяют 8-9 раз за одно занятие, затем, как только пациент научился вызывать звук голоса, приступают к голосовым тренировкам, направленным на улучшение качественных характеристик голоса, вначале пациент повторяет за логопедом короткие слова с гласным звуком в середине слова, затем фразы из двух коротких слов, слегка протягивая гласный звук, стараясь, чтобы при произнесении гласных звук голоса не прерывался, при этом пациент говорит слова спокойно, не увеличивая темп речи, по мере усвоения пациентом предложенных голосовых тренировок проводят работу над длительностью звучания голоса, усложняя речевой материал, постепенно увеличивая количество звуков в словах и длительность фразы до 4-5 слов, также для тренировок подбирают хорошо знакомые слова и выражения, которые могут быть использованы пациентом при общении в быту, при этом следят за тем, чтобы пациент произносил фразу без пауз между словами, на одном выдохе, постепенно удлиняя фразу, далее выполняют упражнения для придания голосу интонационной выразительности, для этого проговаривают фразы из 4-5 слов с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, также отрабатывают умение варьировать силу голоса, для чего проговаривают фразы из 4-5 слов, начиная с шепота и постепенно прибавляя громкость голоса, и наоборот, начиная с громкого голоса, и постепенно переходят на шепот, занятия с логопедом проводят 3 раза в день по 12-15 минут с перерывом 25-30 минут, 3-4 раза в день самостоятельно.
Наверх