Способы и системы посадки воздушного судна - заявка 2016150173 на патент на изобретение в РФ

1. Способ управления летательным аппаратом 110, включающий:
- осуществление доступа к данным на борту летательного аппарата 110, содержащим:
относительные положения, относительно друг друга и взлетно-посадочной полосы 112, множества радиолокационных целей 114, расположенных в пределах области возле взлетно-посадочной полосы 112; и
необходимую ориентацию летательного аппарата 110 относительно взлетно-посадочной полосы 112;
- сканирование указанной области с помощью радиолокационной станции, размещенной на борту летательного аппарата 110, для получения радиолокационных данных, соответствующих относительным положениям, относительно друг друга и летательного аппарата 110, множества радиолокационных отражений 118 от указанной области, включая отражения от радиолокационных целей 118;
- отличение радиолокационных данных, соответствующих радиолокационным целям 114, от радиолокационных данных, соответствующих радиолокационным отражениям 118;
- оценивание положения и ориентации летательного аппарата 110 относительно взлетно-посадочной полосы 112 с использованием сохраненных данных и радиолокационных данных, соответствующих радиолокационным целям 114;
- установление положения и ориентации летательного аппарата 110 относительно взлетно-посадочной полосы 112 с использованием навигационной системы 102, 104, которая независима от указанной радиолокационной станции;
- вычисление разности между оценочным положением и установленным положением и
- вычисление разности между оценочной ориентацией и установленной ориентацией.
2. Способ по п. 1, согласно которому радиолокационная станция содержит метеорологическую радиолокационную станцию 116.
3. Способ по п. 1, согласно которому по меньшей мере одна из радиолокационных целей 114 содержит двугранный или трехгранный радиолокационный отражатель 118.
4. Способ по п. 1, согласно которому указанное отличение включает соотнесение относительных положений радиолокационных целей 114 относительно друг друга, полученных посредством радиолокационной станции, и относительных положений радиолокационных целей 114 относительно друг друга, сохраненных на борту летательного аппарата 110.
5. Способ по п. 1, также включающий управление летательным аппаратом 110 в соответствии с разностью положений и/или разностью ориентаций.
6. Способ по п. 5, согласно которому управление включает:
регулирование прямолинейного перемещения центра тяжести летательного аппарата 110 и
регулирование углового перемещения летательного аппарата 110 относительно каждой из осей тангажа, рыскания и крена летательного аппарата 110.
7. Способ по п. 5, согласно которому управление осуществляют автопилотом 132, размещенным на борту летательного аппарата 110.
8. Способ по п. 5, также включающий:
отображение 134 по оценочных положения и/или ориентации и/или установленных положения и/или ориентации на устройстве 134 отображения, размещенном на борту летательного аппарата 110; и
осуществление ручного управления с использованием устройства 134 отображения.
9. Способ по п. 1, согласно которому осуществление доступа также включает:
наблюдение за радиолокационными целями 114 и взлетно-посадочной полосой 112 для получения указанных данных и
сохранение указанных данных в базе данных 106, 108 летательного аппарата 110.
10. Способ по п. 1, также включающий по меньшей мере одно из таких действий, как:
исправление оценочного положения в зависимости от разности положений и/или
исправление оценочной ориентации в зависимости от разности ориентаций.
11. Система для управления летательным аппаратом 110, содержащая:
- базу данных, размещенную на борту летательного аппарата 110 и хранящую данные, соответствующие:
относительным положениям, относительно друг друга и взлетно-посадочной полосы 112, множества радиолокационных целей 114, расположенных в пределах области возле взлетно-посадочной полосы 112; и
необходимой ориентации летательного аппарата 110 относительно взлетно-посадочной полосы 112;
- радиолокационную станцию, размещенную на борту летательного аппарата 110 и выполненную с возможностью сканирования, обнаружения и выработки данных, соответствующих относительным положениям, относительно друг друга и летательного аппарата 110, множества радиолокационных отражений 118 от указанной области, включая отражения от радиолокационных целей 114;
- коррелятор, расположенный на борту летательного аппарата 110 и выполненный с возможностью отличения радиолокационных данных, соответствующих радиолокационным целям 114, от радиолокационных данных, соответствующих радиолокационным отражениям 118; и
- навигационную систему 102, 104, размещенную на борту летательного аппарата 110 и выполненную с возможностью:
оценивания положения и ориентации летательного аппарата 110 относительно взлетно-посадочной полосы 112 с использованием сохраненных данных и радиолокационных данных, соответствующих радиолокационным целям 114;
установления положения и ориентации летательного аппарата 110 относительно взлетно-посадочной полосы 112 независимо от указанной радиолокационной станции и с использованием по меньшей мере одной из таких систем, как глобальная система 138, 140 местоопределения, инерциальная навигационная система 142, 144, система 146, 148 на основе всенаправленного дальномерного радиомаяка, система 150, 152 на основе всенаправленного азимутального радиомаяка и/или курсо-глиссадная система 154, 156;
вычисления разности между оценочным положением и установленным положением;
вычисления разности между оценочной ориентацией и установленной ориентацией и
управления летательным аппаратом 110 в соответствии с разностями положений и/или или ориентаций.
12. Система по п. 11, в которой коррелятор содержит:
компьютер и
содержащий алгоритм 122, 124 некратковременный машиночитаемый носитель, содержащий множество машиночитаемых инструкций, которые выполнены с возможностью при их исполнении одним или более процессорами компьютера побуждать компьютер:
соотносить относительные положения радиолокационных целей 114 относительно друг друга, полученные посредством радиолокационной станции, и относительные положения радиолокационных целей 114 относительно друг друга, сохраненные на борту летательного аппарата 110; и
отличать данные, соответствующие радиолокационным целям 114, от данных, соответствующих радиолокационным отражениям.
13. Система по п. 11, в которой радиолокационная станция содержит метеорологическую радиолокационную станцию.
14. Система по п. 11, также содержащая автопилот 132, выполненный с возможностью управления летательным аппаратом 110 в соответствии с указанной разностью.
15. Система по п. 11, также содержащая устройство 134 отображения, выполненное с возможностью создания и предоставления пилоту летательного аппарата 110 визуального представления по меньшей мере одного из следующего:
оценочное положение летательного аппарата 110;
установленное положение летательного аппарата 110;
оценочная ориентация летательного аппарата 110;
установленная ориентация летательного аппарата 110;
разность положений и/или
разность ориентаций.
16. Система по п. 15, в которой устройство 134 отображения содержит индикатор на лобовом стекле.
17. Система по п. 11, в которой навигационная система 102, 104 содержит множество идентичных или по существу схожих навигационных систем 102, 104, работающих с избыточностью.
18. Устройство для управления летательным аппаратом 110, содержащее:
- радиолокационную станцию, размещенную на борту летательного аппарата 110 и выполненную с возможностью:
сканирования области, окружающей взлетно-посадочную полосу 112; и
создания радиолокационных данных, соответствующих относительным положениям, относительно друг друга и летательного аппарата 110, множества радиолокационных отражений от указанной области;
- коррелятор, расположенный на борту летательного аппарата 110 и выполненный с возможностью:
соотнесения радиолокационных данных и данных, сохраненных на борту летательного аппарата 110 и содержащих относительные положения, относительно друг друга и взлетно-посадочной полосы 112, множества радиолокационных целей 114, расположенных в пределах указанной области, и необходимую ориентацию летательного аппарата 110 относительно взлетно-посадочной полосы 112; и
отличения радиолокационных данных, соответствующих радиолокационным целям 114, от радиолокационных данных, соответствующих радиолокационным отражениям 118;
- навигационную систему 102, 104, размещенную на борту летательного аппарата 110 и выполненную с возможностью установления положения и ориентации летательного аппарата 110 относительно взлетно-посадочной полосы 112 независимо от указанной радиолокационной станции; и
- компьютер, размещенный на борту летательного аппарата 110 и выполненный с возможностью:
оценивания положения и ориентации летательного аппарата 110 относительно взлетно-посадочной полосы 112 с использованием радиолокационных данных, соответствующих радиолокационным целям 114, и сохраненных данных о положении и ориентации летательного аппарата 110; и
вычисления разности между оценочными положением и ориентацией летательного аппарата 110 и установленными положением и ориентацией летательного аппарата 110.
19. Устройство по п. 18, также содержащее контроллер, выполненный с возможностью управления перемещением летательного аппарата 110 по меньшей мере частично в зависимости от указанной разности.
20. Устройство по п. 18, в котором навигационная система 102, 104 содержит по меньшей мере одну из таких систем, как глобальная система 138, 140 местоопределения, инерциальная навигационная система 142, 144, система 146, 148 на основе всенаправленного дальномерного радиомаяка, система 150, 152 на основе всенаправленного азимутального радиомаяка и/или курсо-глиссадная система 154, 156.
Наверх