Способ производства стального листа с покрытием, имеющего повышенную прочность, пластичность и деформируемость - заявка 2017103760 на патент на изобретение в РФ

1. Способ производства стального листа, имеющего микроструктуру, содержащую 5-25% межкритического феррита, по меньшей мере 10% остаточного аустенита, по меньшей мере 50% мартенсита, подвергнутого перераспределению, менее 10% свежего мартенсита и бейнит, причем сумма мартенсита, подвергнутого перераспределению, и бейнита составляет по меньшей мере 60%, посредством термообработки стального листа, причем химический состав стали содержит, мас.%:
0,15% ≤ C ≤ 0,25%,
1,2% ≤ Si ≤ 1,8%,
2% ≤ Mn ≤ 2,4%,
0,1% ≤ Cr ≤ 0,25%,
Al ≤ 0,5%,
остальное Fe и неизбежные примеси, причем операции термообработки содержат следующие последовательные этапы:
нагрев и отжиг листа при температуре отжига TA между TA1 = Ac3 – 0,45*(Ms – QT), где QT – температура закалки 180–300°C, и TA2 = 830°C в течение более 30 с,
закалку листа посредством его охлаждения до температуры закалки QT 180–300°C,
нагрев листа до температуры PT перераспределения 380–480°C в течение времени перераспределения Pt, составляющего 10–300 с,
охлаждение листа до комнатной температуры с интенсивностью охлаждения по меньшей мере 25°C/с.
2. Способ по п. 1, в котором 0,17% ≤ C ≤ 0,21%.
3. Способ по п. 1 или 2, в котором 1,3% ≤ Si ≤ 1,6%.
4. Способ по любому из пп. 1–3, в котором 2,1% ≤ Mn ≤ 2,3%.
5. Способ по любому из пп. 1–4, в котором температура PT перераспределения составляет 430–480°C в течение времени перераспределения 10–90 с.
6. Способ по любому из пп. 1–4, в котором температура PT перераспределения составляет 380–430°C в течение времени перераспределения 10–300 с.
7. Способ по любому из пп. 1–6 для производства стального листа с покрытием, причем способ содержит между этапом нагрева листа до температуры PT перераспределения C в течение времени Pt перераспределения и этапом охлаждения листа до комнатной температуры этап нанесения покрытия на лист посредством его погружения в расплав.
8. Способ по п. 7, в котором этап нанесения покрытия посредством погружения в расплав является этапом цинкования.
9. Способ по п. 7, в котором этап нанесения покрытия посредством погружения в расплав осуществляется с использованием ванны с Al или со сплавом Al.
10. Способ по любому из пп. 1–6 для производства стального листа с покрытием, причем способ содержит после охлаждения листа при комнатной температуре этап нанесения покрытия на лист посредством электролитического цинкования или вакуумного напыления.
11. Способ по любому из пп. 1–10, в котором сумма мартенсита и бейнита составляет по меньшей мере 65%.
12. Стальной лист, в котором химический состав стали содержит, мас.%:
0,15% ≤ C ≤ 0,25%,
1,2% ≤ Si ≤ 1,8%,
2% ≤ Mn ≤ 2,4%,
0,1% ≤ Cr ≤ 0,25%,
Al ≤ 0,5%,
остальное Fe и неизбежные примеси, причем микроструктура содержит 5–25% межкритического феррита, по меньшей мере 50% мартенсита, подвергнутого перераспределению, по меньшей мере 10% остаточного аустенита, менее 10% свежего мартенсита и бейнит, причем сумма мартенсита, подвергнутого перераспределению, и бейнита составляет по меньшей мере 60%.
13. Стальной лист по п. 12, в котором 0,17% ≤ C ≤ 0,21%.
14. Стальной лист по п. 12 или 13, в котором 1,3% ≤ Si ≤ 1,6%.
15. Стальной лист по любому из пп. 12-14, в котором 2,1% ≤ Mn ≤ 2,3%.
16. Стальной лист по любому из пп. 12–15, в котором на стальной лист нанесено покрытие из Zn или сплава Zn.
17. Стальной лист по любому из пп. 12–15, в котором на стальной лист нанесено покрытие из Al или сплава Al.
18. Стальной лист по любому из пп. 12–17, в котором сталь имеет предел текучести, по меньшей мере 550 МПа, предел прочности на растяжение, по меньшей мере 980 МПа, равномерное удлинение при разрыве, по меньшей мере 12%, полное удлинение, по меньшей мере 18%, и коэффициент раздачи отверстия, по меньшей мере 30%.
19. Стальной лист по любому из пп. 12–17, в котором сумма мартенсита и бейнита составляет по меньшей мере 65%.
20. Использование стального листа по любому из пп. 12–19 или полученного способом по любому из пп. 1–11 для изготовления частей неокрашенного кузова автомобиля.
Наверх