Патенты автора Алексеенко Людмила Николаевна (RU)

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к катализаторам гидрогенизационной переработки нефтяных фракций и способам их получения. Описан катализатор защитного слоя для реакторов гидрогенизационной переработки нефтяного сырья на высокопористом ячеистом носителе, содержащего активные компоненты, который отличается тем, что включает привитый слой γ-оксида алюминия в количестве до 2,3-9% масс., имеющий мезопоры диаметром 3-7 нм и макропоры диаметром 800-2000 нм, содержащий в качестве активных компонентов молибден или вольфрам в виде фосфорно-молибденовой или фосфорно-вольфрамовой кислот в количестве 1,00-3,00% масс. в пересчете на оксиды, а также никель или кобальт в виде цитратов в количестве 0,35-1,05% масс. в пересчете на оксиды, катализатор имеет форму цилиндров диаметром 20-50 мм, высотой 10-30 мм с размером ячеек 0,8-2,5 мм. Также разработан способ получения катализатора. Технический результат - разработанный катализатор защитного слоя для реакторов гидрогенизационной переработки нефтяного сырья на высокопористом ячеистом носителе является оптимальным с точки зрения обеспечения постепенного увеличения гидравлического сопротивления и каталитической активности слоев по ходу сырья в реакторах гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, а также для обеспечения улавливания подвижных и микроразмерных примесей (до 2 мкм), т.к. обладает большим свободным объемом, макромезопористой структурой и содержит нанесенные активные металлы, обеспечивающие умеренную активность в целевых реакциях процесса гидроочистки. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 пр.

Изобретение относится к катализатору гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, содержащему активные компоненты - соединения молибдена, никеля и фосфора, диспергированные на носителе, и полученный сульфидированием состава, содержащего в суммарном количестве в пересчете на оксиды в прокаленным катализаторе, мас.%: 18,4-29,0 - оксид молибдена МоО3, 3,6-5,9 - оксид никеля NiO, 1,6-2,8 - оксид фосфора Р2О5, носитель - остальное, при мольном соотношении фосфор/молибден Р/Мо - 0,18-0,20, а при этом носитель представляет собой окись алюминия, модифицированную пятиокисью фосфора. Также изобретение относится к способу приготовления описанного выше катализатора, который включает приготовление носителя и его пропитку раствором активных компонентов, причем носитель готовят смешением псевдобемита, полученного алюминатно-нитратным способом, и псевдобемита, полученного методом термической активации гидраргаллита, в соотношении 1,0:2,0 мас.% на абсолютно сухое вещество (а.с.в.), далее производят обработку полученной смеси растворами азотной, ортофосфорной и яблочной кислот, после чего смесь формуют в гранулы, прокаливают, и пропитывают растворами активных компонентов, при этом, раствор готовят последовательным растворением лимонной кислоты, основного карбоната никеля, ортофосфорной кислоты, молибденовой кислоты, а также диэтиленгликоля в дистиллированной воде, при мольным соотношением лимонная кислота/никель ЛК/Ni - 0,4-0,5, диэтиленгликоль/никель ДЭГ/Ni - 1,4-1,6, с последующим сульфидированием. Технический результат заключается в получении катализатора гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, который при давлении не менее 4 МПа обеспечивает глубокое гидрирование и обессеривание смесевого сырья, содержащего не менее 40% вторичных дистиллятов, до остаточного содержания серы менее 10 мг/кг, причем позволяет при давлении не менее 15 МПа перерабатывать сырье, доля газойлей вторичных термических и термокаталитических процессов в котором достигает 100 мас.%, с глубиной гидрирования не менее 80%, и при давлении не менее 20 МПа получать дизельную фракцию с остаточным содержанием ароматических углеводородов менее 5 мас.%. 2 н.п. ф-лы, 4 табл., 6 пр.

Изобретение касается способа получения топлива для летательных аппаратов путем контактирования смеси газойлей вторичного происхождения, содержащей не менее 60 мас.% ароматических углеводородов, с водородсодержащим газом при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора, загруженного в систему реакторов с раздельными реакционными зонами, с последующей ректификацией гидрогенизата. В качестве катализатора используют пакет сульфидированных непосредственно перед процессом в системе реакторов катализаторов, состоящий на 85-90 об.% из основного слоя и на 15-10 об.% расположенного над ним защитного слоя. Основной слой состоит из двух катализаторов гидропереработки. Первым по ходу движения газосырьевой смеси в количестве 75-85 об.% основного слоя располагают алюмоникельмолибденовый катализатор с суммарным содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор от 22 до 34,5 мас.% и оксида фосфора от 1,6 до 2,8 мас.%. Вторым по ходу движения газосырьевой смеси в количестве 25-15 об.% основного слоя располагают алюмоникельмолибденовый катализатор с содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор от 45 до 63 мас.% и оксида кремния не более 10 мас.%. Защитный слой представляет собой композит, расположенный по ходу движения газосырьевой смеси и состоящий из 20-25 об.% высокопористого ячеистого материала активной фильтрации с открытой пористостью не менее 50% и ячеистостью 10-30 меш, 20-25 об.% алюмоникельмолибденового катализатора гидрирования диолефинов на основе высокопористого ячеистого материала с ячеистостью 10-30 меш, открытой пористостью не менее 50% и суммарным содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор не менее 2,5 мас.%, 40-45 об.% алюмоникелькобальтмолибденового катализатора с суммарным содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор не менее 6 мас.% и содержанием оксида кремния не более 15 мас.%, 10-15 об.% алюмоникельмодибденого катализатора с суммарным содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор от 25 до 30 мас.%. Способ осуществляют при давлении 16-30 МПа, температуре 340-420°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,0 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 1500-3000 нм3/м3. При этом 20-30 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с сырьем, а остальное количество водородсодержащего газа равномерно распределяют между 3-й и 20-й реакционными зонами реакторов. Выделенная из гидрогенизата целевая фракция, выкипающая в интервале температур 195-280°С, после введения противоизносной и/или антиокислительной присадки может использоваться в качестве топлива для летательных аппаратов. Технический результат - расширение нижнего предела величины давления и осуществление процесса при давлении 16-30 МПа, при этом срок службы основного катализатора увеличивается в 2 раза, а выход целевого продукта - до 10 мас.% на сырье процесса. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к способам использования катализатора гидрирования диолефинов в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Предлагается способ использования катализатора гидрирования диолефинов в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, при котором сырье пропускают через реактор с неподвижным слоем пакета катализаторов, состоящим из основного катализатора гидропереработки, в качестве которого используют алюмоникельмолибденовый и/или алюмокобальтмолибденовый катализатор, и расположенных над ним защитных слоев. Защитные слои включают: слой А - инертный материал для удаления механических примесей, слой Б - катализатор гидрирования диолефинов, состоящий из модифицированного носителя, приготовленного на основе высокопористого ячеистого материала с ячеистостью 10-30 меш, привитого слоя гамма-оксида алюминия, а также нанесенных на носитель биметаллических комплексных соединений металлов VIII и VI групп. Способ отличается тем, что используют катализатор слоя Б, приготовленный на основе высокопористого ячеистого материала с открытой пористостью не менее 50%, имеющий форму дисков диаметром 20-50 мм, высотой 20-30 мм, в активированном состоянии имеющий удельную поверхность 12-25 м2/г, эффективный диаметр пор 3-6,7 нм, ячеистость 10-30 меш, механическую прочность на сжатие не менее 200 Н, причем содержание компонентов в прокаленном при температуре 550°С катализаторе слоя Б составляет, мас.%: высокопористый ячеистый материал - 73,0-88,1; γ-Al2O3 в виде привитого слоя - 8,0-22,2; оксид никеля и/или кобальта - не менее 0,5; оксид молибдена - не менее 2,0. Защитные слои дополнительно включают слой В - алюмоникельмолибденовый или алюмомолибденовый катализатор защитного слоя, расположенный под слоями А и Б, причем защитные слои составляют 15-25% объема реактора, а содержание слоя Б составляет 27-65 об.% от катализаторов защитных слоев. Технический результат - разработка способа использования катализатора гидрирования диолефинов при пакетной загрузке в процессе комплексной гидроочистки углеводородного сырья, позволяющего добиться отсутствия диолефинов в продуктах гидрооблагораживания. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к катализаторам гидрооблагораживания нефтяных фракций, а именно, к катализаторам защитного слоя для гидрирования диолефинов и к способам их приготовления. Предлагается катализатор гидрирования диолефинов для использования в составе защитного слоя в процессе гидрооблагораживания нефтяных дистиллятов, состоящий из модифицированного носителя, приготовленного на основе высокопористого ячеистого материала с ячеистостью 10-30 меш и привитого слоя гамма-оксида алюминия, а также нанесенных на носитель биметаллических комплексных соединений металлов VIII и VI групп. Катализатор отличается тем, что высокопористый ячеистый материал имеет открытую пористость не менее 50%, в качестве биметаллических комплексных соединений металлов VIII и VI групп катализатор включает соединения никеля или кобальта и молибдена, а содержание компонентов в прокаленном при температуре 550°С катализаторе составляет, мас.%: высокопористый ячеистый материал - 73,0-88,1; γ-Al2O3 в виде привитого слоя - 8,0-22,2; оксид никеля и/или кобальта - не менее 0,5; оксид молибдена - не менее 2,0, причем катализатор в активированном состоянии имеет удельную поверхность 12-25 м2/г, эффективный диаметр пор 3,0-6,7 нм, механическую прочность на сжатие - не менее 200Н. Технический результат - разработанный катализатор гидрирования диолефинов, обладающий функциями адсорбции и катализа, обеспечивает в условиях гидрогенизационного облагораживания нефтяных фракций глубину удаления диолефинов 90% и более, что позволяет уменьшить содержание кокса на катализаторе, снизить перепад давления по реактору и тем самым увеличить срок службы основного катализатора гидрооблагораживания до регенерации до не менее трех лет, а способ приготовления данного катализатора позволяет, при расширении сырьевой базы, обеспечить получение катализатора с оптимальными для гидрирования диолефинов характеристиками. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 табл.
Изобретение относится к способам гидрогенизационной переработки углеводородного сырья в присутствии каталитической системы и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Предлагается способ гидрогенизационного облагораживания углеводородного сырья при повышенных температуре и давлении в присутствии пакета катализаторов, включающего защитный слой. Процесс гидрогенизационного облагораживания осуществляют в одну стадию, а пакет катализаторов содержит следующие слои: А - верхний удерживающий слой, представляющий собой инертный керамический материал, Б - защитный адсорбционно-каталитический слой, представляющий собой никелькобальтмолибденовый катализатор на цеолитсодержащем алюмооксидном носителе; В - кобальтникельмолибденовый катализатор основного слоя на алюмооксидном носителе; Г - никельмолибденвольфрамовый катализатор на алюмооксидном носителе, при следующем соотношении слоев, в % об. - А:Б:В:Г -5:(10÷20):(20÷35): (40÷65), причем пакет катализаторов предварительно подвергают обработке смесью сероводорода и водорода, содержащей 70% об. сероводорода, при температуре 400-500°С в течение двух часов. Катализатор слоя Б имеет следующий химический состав, % масс.: MoO3 - не более 7,0; NiO - не более 1,1; СоО - не более 0,7; P2O5 - не более 1,0; цеолитсодержащий Al2O3 - остальное. Катализатор слоя В имеет следующий химический состав, % масс: MoO3 - не более 18,0; СоО - не более 3,0; NiO - не более 2,0; P2O5 -не более 0,8; γ-Al2O3 - остальное. Катализатор слоя Г имеет следующий химический состав, % масс: MoO3 - не более 8,0; WO3 - не более 13,0; NiO - не более 4,0; P2O5 -не более 0,8; γ-Al2O3 - остальное до 100. Технический результат - получение гидрооблагороженных продуктов с содержанием металлов: никеля - не более 1 мг/кг, ванадия - не более 1 мг/кг. 7 з.п. ф-лы, 3 пр.

Изобретение относится к способу гидрогенизационной переработки углеводородного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа гидрогенизационной переработки углеводородного сырья, при котором сырье пропускают через реактор с неподвижным слоем пакета катализаторов, состоящим из основного катализатора гидропереработки, в качестве которого используют алюмоникельмолибденовый и/или алюмокобальтмолибденовый катализатор в сульфидной форме, и расположенных над ним защитных слоев в количестве 10-15% реакционного объема, включающих: слой А - инертный материал для удаления механических примесей, обладающий свободным объемом не менее 65%, слой Б - композиционный фильтрующий материл для удаления твердых механических примесей и гидрирования непредельных соединений на основе высокопористого ячеистого материала, обладающий свободным объемом не менее 80%, размером отверстий не более 30 меш, в качестве активных компонентов содержащий соединения никеля и молибдена, при этом содержание никеля составляет не более 3% масс., молибдена - не более 10% масс., слой В - сорбционно-каталитический материал для удаления мышьяка и кремния на основе мезопористого оксида кремния, обладающий удельной поверхностью не ниже 350 м2/г, объемом пор не ниже 0,4 см3/г, в качестве активных компонентов содержащий соединения никеля и молибдена, при этом содержание никеля составляет не более 6% масс., молибдена - не более 14% масс., слой Г - катализатор деметаллизации на основе гамма-оксида алюминия, обладающий удельной поверхностью не ниже 150 м2/г, объемом пор не ниже 0,4 см3/г, в качестве активных компонентов содержащий соединения кобальта, никеля и молибдена, при этом содержание кобальта составляет не более 4% масс., никеля - не более 4% масс., молибдена - не более 14% масс., при следующем соотношении защитных слоев в частях по объему - А:Б:В:Г - 0,2:0,6÷2,4:1,2÷1,6:0,2÷1,6. Технический результат - увеличение межрегенерационного цикла эксплуатации основного катализатора в среднем на 50% и продление общего срока его службы. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 пр.

Изобретение относится к технике пылеулавливания, может применяться для исследования процессов центробежного пылеулавливания, а также в машиностроении и других отраслях промышленности для очистки запыленных газов. Техническим результатом изобретения является улучшение условий исследования аэродинамических процессов, протекающих внутри циклонного аппарата. Технический результат достигается тем, что установка для пылеулавливания включает циклон, содержащий входной патрубок выхлопной патрубок и пылесборник, при этом корпус циклона и верхний отсек пылесборника выполнены из прозрачного материала с возможностью соединения с контуром заземления электропроводящим слоем и снабжены волокнами или нитями из электропроводящих материалов. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к технике пылеулавливания и может применяться в машиностроении и других отраслях промышленности для очистки запыленных газов. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности процесса пылеулавливания отходящих газов различных технологических процессов. Технический результат достигается тем, что пылеулавливатель, включающий циклон, содержащий входной патрубок и соединенный с вентиляционной системой верхний выхлопной патрубок, и пылесборник для удаления улавливаемой пыли отличается тем, что циклон выполнен в виде обратного конуса, соединенного с прямым усеченным конусом по их основаниям, входной патрубок размещен в верхней части боковой поверхности обратного усеченного конуса, верхний выхлопной патрубок, глубина погружения которого не превышает 0,2…0,6 высоты рабочей части циклона, выполнен с возможностью вертикального перемещения, нижний прямой усеченный конус соединен с патрубком, погруженным через конус внутрь пылесборника, разделенного перегородкой на верхний и нижний отсеки, а соотношение объемов циклона и рабочей зоны пылесборника находится в пределах 1,0…1,8. 4 з.п. ф-лы, 1 пр., 1 ил.

 


Наверх