Патенты автора Бачурин Алексей Андреевич (RU)

Изобретение относится к области подводного судостроения, а именно к спасательным подводным аппаратам. Спасательный подводный аппарат для спасения экипажей затонувших аварийных подводных лодок имеет отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников, оборудованный камерой присоса для стыковки с комингс-площадкой аварийной подводной лодки. В спасательном отсеке и камере присоса может создаваться повышенное воздушное давление, равное воздушному давлению в отсеке-убежище аварийной подводной лодки, из которой производится спасение экипажа подводной лодки, оборудованном системой поточной вентиляции спасательного отсека. На трубопроводе подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек от системы сжатого воздуха аппарата установлен блок подачи воздуха с калиброванными отверстиями. Достигается минимизация расхода воздуха на вентиляцию, требуемое количество которого зависит от текущего давления в отсеке. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к глубоководным аппаратам в обеспечение водолазных и спасательных работ. Предложен водолазно-спасательный глубоководный аппарат, который включает расположенные в прочном корпусе отсек управления, водолазно-спасательный и энергетический отсеки, камеру присоса, движительно-рулевой комплекс, приборное и электрооборудование, средства жизнеобеспечения, а также включает устройство фиксации на грунте и снабжен спуско-подъемным устройством водолазов. Средства жизнеобеспечения содержат размещенные в отсеке управления аппаратом и водолазно-спасательном отсеке поглотительное оборудование, оборудование контроля газовой среды и размещенные в водолазно-спасательном отсеке дыхательные маски и воздушные коллекторы. В межбортном пространстве носовой части размещены телеуправляемый необитаемый подводный аппарат и радиосвязной блок, скомпонованный всплывающим буем, снабженным приемо-передающей антенной. Техническим результатом является повышение качества жизнеобеспечения, автономности и безопасности глубоководного аппарата с возможностью самостоятельного поиска, наведения, дистанционного обследования подводного объекта, а также механизация, снижение энергозатрат, улучшение качества связи с пунктом управления судна-носителя при выполнении водолазных и спасательных работ без привлечения средств судна-носителя. 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения арктических судов с носовой оконечностью, имеющей бульб, и направлено на повышение их ледопроходимости. Предложена форма носовой оконечности с бульбом, имеющим в диаметральной плоскости в своей верхней части ребро с уклоном вперед и пересекающее плоскость ватерлинии, при этом ледовые ватерлинии бульба в районе сопряжения с носовой оконечностью выполнены с сужением, обеспечивающим уменьшение сопротивления льда, углы наклона бортов носовой оконечности к ледовым ватерлиниям за этим сужением составляют не более 80°. Технический результат заключается в повышении эффективности эксплуатации судна за счет улучшенной его ледопроходимости. 2 ил.

Изобретение относится к нефтегазовой отрасли, в частности к способу транспортировки на поверхность обводненной нефтяной смеси при ликвидации подводных разливов нефти. Техническим результатом изобретения является транспортировка обводненной нефтяной смеси, образующейся в результате аварийного разлива нефти под водой с больших глубин. Изобретение представляет собой теплоизолированную систему типа «труба в трубе». По наружному незамкнутому контуру (межтрубному пространству) от котлоагрегатов судна-носителя к теплообменнику устройства типа «купол» движется горячая вода, которая после омывания теплопередающей поверхности выходит через перфорированную теплоизолированную наружную поверхность теплообменника. По внутреннему подогреваемому контуру при помощи погружного насоса происходит транспортировка нагретой нефтяной смеси. Для контроля производительности системы на «куполе» предусмотрены датчики системы контроля среды. 1 ил.

Изобретение относится к области судовой электротехники и может быть использовано при создании системы электропитания автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА). Устройство электроэнергетической системы питания АНПА с гибридной энергетической установкой содержит не менее двух электрохимических генераторов, емкость кислорода и емкость водорода, подключенные к электрохимическим генераторам, емкость воды реакции, по меньшей мере, две аккумуляторные батареи, шину питания постоянного тока, выход которой соединен с драйвером электродвигателя. Один из отводов шины питания является входом для питания аппаратуры навигации, аппаратуры управления и аппаратуры связи. Дополнительно в устройство электрической системы введена вторая шина питания постоянного тока, причем обе шины питания содержат дополнительно введенный блок коммутации и управления. Входы блока коммутации и управления соединены с соответствующими выходами электрохимического генератора и аккумуляторной батареи. Выход второй шины питания постоянного тока является входом питания аппаратуры навигации, аппаратуры управления и аппаратуры связи. Достигается снижение уровня помех в работе аппаратуры навигации, связи и управления, а также увеличивается количество запасенной энергии для увеличения времени автономности АНПА. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к изготовлению композитных лопастей, входящих в конструкцию движительного устройства. Лопасти гребного винта из композитного материала изготавливаются методом горячего прессования в металлической разборной форме, в которую укладываются слои препрега. Лопасти с вклеенными комлями из композитного материала вставляются со стороны внешнего радиуса в ротор, изготовленный также из композитного материала, и приклеиваются. Достигается необходимая прочность гребного винта. 3 ил.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды в части поддержания в надлежащем состоянии водоемов и предназначено для ликвидации аварийного разлива нефти методом локализации подводного разлива и перенаправления потока нефти на поверхность с возможностью последующей транспортировки или утилизации. Устройство «купол» представляет собой металлическую конструкцию с открытым снизу резервуаром цилиндрической формы, плавно переходящим в куполообразную верхнюю часть. Конструкция содержит силовую раму из труб круглого сечения, замкнутую на плоское основание. Фланец быстроразъемного соединения приварен на основании в нижней части конструкции. Купол имеет внутри открытый в нижней части корпуса резервуар. На конструкции закреплены металлическая полость теплообменника, располагающаяся внутри корпуса для циркуляции теплоносителя, устройство для закрепления силовой заделки кабель-троса, блоки плавучести для обеспечения положительной плавучести, электрические лебедки глубоководного исполнения для выполнения перемещений «купола» во время операций позиционирования и наведения на точку, датчики системы контроля среды, прочный корпус с размещенными внутри компонентами системы управления и блоком электроэнергетических элементов. Достигается технический результат – повышение эффективности откачки нефти за счет подогрева нефтяной смеси. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области подводного судостроения, в частности к системам управления плавучестью и дифферентом подводных устройств. Система уравнительно-дифферентная автономного необитаемого подводного аппарата включает в себя носовую и кормовую цистерны, насосы и трубопроводы для приема и удаления воды из цистерн. Цистерны выполнены эластичными, выполняющими как уравнительную, так и дифферентную функцию. Установлены цистерны в прочном корпусе автономного необитаемого подводного аппарата и оборудованы тензодатчиками для измерения веса и объема воды, находящимися внутри упомянутых выше цистерн, а операции изменения плавучести и дифферента выполняются дистанционно с помощью блока автоматики, высоконапорных электронасосов и клапанов. Достигается компактность уравнительно-дифферентной системы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к системам криогенного хранения и подачи реагентов (СКХР), а именно к системам криогенного хранения и подачи жидкого водорода и жидкого кислорода на подводных лодках и подводных аппаратах (ПА) с энергетическими установками на базе электрохимических генераторов. Предложенное техническое решение для СКХР в энергетическом модуле ПА позволяет получить СКХР с минимальными габаритами и массой конструкции, а выполнение кислородной емкости в виде полого сосуда кольцевой формы, внутрь которого устанавливается водородная емкость, обеспечивает минимальные теплопритоки извне, что значительно увеличивает время хранения криогенного водорода без энергозатрат на его охлаждение или незначительное испарение без повышения давления внутри емкости за счет минимального его потребления в режимах движения ПА. Внутренняя герметичная полость наружного вакуумного корпуса, в котором размещены емкости для водорода и кислорода, выполнена с экранно-вакуумной изоляцией, при этом емкость для кислорода снабжена боковыми негерметичными теплопроводными перегородками, закрывающими емкость для водорода, образующими дополнительный теплоизолирующий экран. Повышение срока хранения охлажденного водорода является техническим результатом изобретения. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к подводному позиционированию несамоходной подводной техники и удержанию ее в заданных координатах, в частности специализированного устройства типа «купол» для ликвидации подводных разливов нефти. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности точного адаптивного длительного позиционирования устройства типа «купол» для ликвидации подводных разливов нефти. Для снижения энергетических затрат по сравнению с применением системы динамического позиционирования предлагается система якорного позиционирования, состоящая из якорей с гидроакустическими маяками-ответчиками, электрических лебедок глубоководного исполнения, датчиков системы контроля среды, гидроакустического маяка-ответчика «купола». Система подводного позиционирования позволяет устанавливать, удерживать и управлять перемещением специализированного устройства типа «купол» с поверхности воды с судна-носителя, находящегося в безопасной зоне (вне пожароопасной зоны действия нефтяного пятна). 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение касается бурового судна с буровой шахтой, предназначенного для разведочного морского бурения на нефтяных и газовых месторождениях Арктики с применением водоотделяющей колонны (райзера). Судно оборудовано защитными устройствами райзера от повреждений от ледовой нагрузки и препятствующими попаданию льдин, проходящих под днищем судна, в буровую шахту. Буровая шахта этого судна выполнена увеличенной длины, в носовой части которой устанавливается выдвижной защитный блок в виде прямой призмы и имеющий в горизонтальном сечении клиновую форму. Выдвижение защитного блока производится по вертикальным направляющим при помощи гидроцилиндров. В поднятом положении защитный блок устанавливается заподлицо с днищевой обшивкой судна. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик бурового судна. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к буровым судам. Предложено буровое научно-исследовательское судно, имеющее корпус, буровую вышку, буровую шахту для опускания бурильной колонны, оборудованную палубными и днищевыми закрытиями, выполненными в виде прямоугольных поворотных крышек, при этом в поворотные крышки вварены полукольца, которые в закрытом положении образуют ограничительные кольца для прохода бурильной колонны, а их внутренние диаметры обеспечивают при качке судна изгиб бурильной колонны по большому радиусу, т.е. ограничивают изгиб бурильной колонны. Крышки не занимают место в рабочих зонах судна и позволяют производить операции с крупногабаритным оборудованием. 2 ил.

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к спасательным подводным средствам. Спасательная авиадесантируемая система состоит из двух и более обитаемых подводных буксировщиков и прочной спасательной эвакуационной капсулы. Доставку системы к месту проведения работ осуществляют транспортным самолетом, с борта которого сбрасывают элементы спасательной авиадесантируемой системы, после приводнения которых и «отстреливания» парашютов проводят операцию по стыковке спасательной эвакуационной капсулы с коминг-площадкой аварийной подводной лодки для спасения личного состава. Достигается сокращение времени доставки спасательных средств к месту проведения работ. 4 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки. Камера спасательная всплывающая для подводной лодки содержит прочный корпус с верхним и нижним входными люками, устройство для крепления к комингс-площадке подводной лодки и систему вентиляции. Система вентиляции включает трубы вентиляции и вварыши с заглушками. Труба вентиляции устанавливается во вварыше и является заглушкой для него. На другом конце трубы установлено устройство управляемого снижения давления. Достигается возможность безопасного снижения давления в спасательной камере после всплытия ее на поверхность. 1 ил.

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам, предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок. Спасательный подводный аппарат, имеющий отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников, оборудован цистернами, одна из которых выдерживает полное забортное давление. Цистерны через клапаны соединены системой, имеющей насос, способный создать давление, равное полному забортному давлению. Аппарат имеет возможность удаления воздуха из спасательного отсека за борт, с восполнением удаленного воздуха из запаса воздуха в баллоне или баллонах. Для удаления воздуха за борт используются средства указанной выше системы и две цистерны, одна из которых выдерживает полное забортное давление. Достигается обеспечение удаления воздуха из отсека за борт, в том числе воздуха, загрязненного углекислым газом, что возможно на любой глубине погружения. Это увеличивает максимально возможное время пребывания в отсеке, например, в случае аварии аппарата и невозможности всплыть собственными средствами. 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к судовым электроэнергетическим системам подводных аппаратов. Аппаратно-батарейный комплекс подводного аппарата содержит литий-ионные аккумуляторные батареи напряжением 110 В-440 В, распределительное устройство, преобразователь напряжения, литий-ионные аккумуляторные батареи напряжением 27 В, системы контроля аппаратно-батарейного комплекса и бесконтактного зарядного устройства, при этом модульность конструкции АБК позволяет без введения дополнительных конструктивных изменений в элементы комплекса получать требуемые характеристики сети потребителей с возможностью дублирования источников питания, а наличие бесконтактного зарядного устройства обеспечивает возможность заряда аккумуляторных батарей без точного позиционирования подводного аппарата, при этом преобразователь напряжения с широким диапазоном входного напряжения обеспечивает защиту чувствительных потребителей от помех, а литий-ионная батарея обладает минимальными массогабаритными характеристиками. Повышение надежной защиты судовых потребителей от воздействия импульсных высоковольтных коммутационных перенапряжений, а также повышение надежности различных режимов эксплуатации аппаратно-батарейного комплекса, с возможностью резервирования источников питания потребителей на случай аварийной ситуации, является техническим результатом изобретения. 1 ил.

Система безопасности объекта в открытой акватории, включающая в себя донные гидролокационные станции, донный коммутатор, пункт управления, магистральный кабель, автономный необитаемый подводный аппарат, характеризуется тем, что донные гидролокационные станции, кроме локальных целей в охраняемой акватории, совмещают в себе функции постоянного экологического мониторинга окружающей среды и гидролокационных буев-ответчиков для навигации гидроакустических станций кругового обзора, не требуют обслуживания в части заряда аккумуляторных батарей. Применение стационарных комплексов наблюдения возможно круглогодично вне зависимости от погодных условий и ледовой обстановки, а сбор всех данных на пункте управления с документированием и визуализацией, при этом гидроакустическое обнаружение и сопровождение подводных целей может осуществляться на расстоянии до 5 км от охраняемого объекта, кроме того, подводные станции организуют локальную сеть. С учетом того, что каждая из них имеет координаты GPS, АНПА может воспользоваться станциями как маяками для навигации (ГАНС УКБ). Гидроакустические комплексы имеют разворачиваемую антенну с круговым обзором, буем для определения точных координат, передатчиком для поиска, разъемом для подключения кабеля от пункта управления, а также мощный процессор DSP для анализа эхо-сигнала и цифровой процессор для функционирования и управления комплекса. Все ГАС объединены в системе в локальную сеть со стандартным протоколом обмена с пунктом управления. Протокол обмена реализован на физическом уровне через оптоволоконную пару, что не ограничивает систему в расстояниях между пунктом управления и станциями без потери скорости (1Гбит/сек) и с хорошей помехозащищенностью. Существует возможность перепрограммирования комплексов дистанционно через оптоволоконный кабель с пункта управления. СБО решает следующие задачи: гидроакустическое обнаружение подводных целей на 1 рубеже (до 500 м от объекта); гидроакустическое обнаружение подводных целей на 2 рубеже (до 5 км от объекта); мониторинг экологической обстановки, замер необходимых химических и физических параметров водной акватории на любой глубине от 0 до 300 м; зарядка аккумуляторных батарей, загрузка миссии и снятие оперативной информации с АНПА из пункта управления; сбор всех данных на пункте управления с документированием и визуализацией; передача данных на пункт управления по оптоволоконному кабелю; передача данных целеуказания на средства поражения. Система безопасности объекта в открытой акватории способна в подледном пространстве акватории осуществлять также комплексную защиту объектов в антитеррористическом и экологическом аспектах. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к якорным системам на буровых судах и предназначено для их удержания в точке бурения. Якорная система позиционирования бурового судна включает якоря, якорные линии из тросов или цепей и турель для подсоединения якорных линий, расположенную под буровой шахтой судна. Система монтируется на корпусе на съёмной днищевой наделке, выполненной в виде понтона обтекаемой формы. При помощи устройства подтягивания, размещённого на судне, наделка подтягивается к днищу судна и закрепляется под буровой шахтой при помощи устройства крепления по-походному. Наделка выполняется со сквозным вырезом для буровой колонны, вокруг которого в нижней части устанавливается турель. Корпус понтона имеет положительную плавучесть. Достигается возможность оперативного ухода бурового судна с якорной стоянки без потери дорогостоящего якорного оборудования и возможность повторной постановки бурового судна на якорь точно над местом бурения. 4 ил.

Изобретение относится к буровым научно-исследовательским судам (БНИС) для бурения без использования райзера. БНИС сборной конструкции состоит из двух симметричных половин, закрепленных на сдвижных крышках люков буровой шахты. Каждая половина выполнена выдвижной из днища судна, а их выдвижение и подъем производится по вертикальным направляющим, установленным на крышках люков, при помощи гидроприводов. Обеспечивается увеличение ресурса бурильных труб при бурении глубоководных скважин. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области сейсморазведки подводных месторождений нефти и газа в арктических морях. Предложено судно с конструкцией, объединяющей преимущества надводного корабля (высокий уровень обитаемости, безопасность, большие площади палуб, позволяющие производить обслуживание и ремонт сейсмооборудования) и преимущества многоцелевой подводной станции в части применения гидроакустических излучателей и буксируемых в толще воды подо льдом сейсмокос для 2D технологии сейсморазведки. Выпуск буксируемой сейсмокосы и г/а излучателей осуществляется при помощи выдвижных конструкций, установленных в вертикальных шахтах в днищевой части судна вне зоны воздействия льда. Технический результат заключается в повышении надежности проведения сейсморазведки в ледовых условиях, уменьшении отрицательного влияния сейсморазведки на окружающую среду и экологию моря. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

 


Наверх