Патенты автора Герасимов Владимир Сергеевич (RU)

Изобретение относится к насосам необъемного вытеснения и может быть использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя ядерной энергетической установки. Агрегат содержит вертикальный насос с нижним расположением рабочего колеса, нижний радиальный подшипник скольжения, размещенный на валу насоса над рабочим колесом и смазываемый перекачиваемой средой, торцовое уплотнение (24) вала, размещенное над нижним радиальным подшипником, и радиально-осевой подшипник, установленный в верхней камере электродвигателя. Гребень (15) радиально-осевого подшипника установлен на валу посредством конусной посадки и закреплен на его верхнем торце при помощи болтов (16) и нажимного фланца (17). Охлаждение радиально-осевого подшипника осуществляется водой от системы АЭС через винтовой насос, расположенный на верхнем торце гребня (15). Насос состоит из статорной и роторной втулок (21, 20) с винтовой нарезкой. Вода поступает из верхней камеры (10) электродвигателя в его нижнюю камеру по трубопроводу, установленному на стенке электродвигателя, смазывает радиальный подшипник электродвигателя, статорная втулка которого выполнена из антифрикционного материала, и отводится в систему АЭС по отводящему трубопроводу. Камера (10) выполнена в виде корпуса (12) из нержавеющей стали с установленными статорными элементами радиально-осевого подшипника. Корпус (12) закрыт легкосъемным баком (13). Нижняя камера выполнена в виде цилиндра из нержавеющей стали. Изобретение направлено на снижение нагрузки на осевой подшипник, увеличение надежности и снижение времени на ремонт и замену осевого подшипника без демонтажа электродвигателя. 3 ил.

Изобретение относится к подшипниковым опорам, регулируемым относительно соосности или осевого положения. Изобретение может быть использовано в соответствующих конструктивных узлах насосов необъемного вытеснения с подшипниками любого типа, например в энергетических лопастных насосах (в частности, питательных и т.п., а также в главных циркуляционных насосных агрегатах водоохлаждаемых реакторных установок, например на атомных электростанциях). Изобретение может быть использовано и в узлах центрирования вала (ротора) относительно корпуса (статора) других машин, таких как компрессоры, электрические машины, крупные редукторы. Предложена подшипниковая опора, образованная группой деталей кронштейн, кольцо, корпус. В кронштейне устанавливаются последовательно кольцо и корпус. В корпусе размещен и закреплен в осевом направлении подшипник, кронштейн в свою очередь жестко закреплен на изделии. Кольцо свободно перемещается относительно кронштейна в вертикальном направлении. Корпус свободно перемещается относительно кольца в горизонтальном направлении. Перемещение кольца относительно кронштейна определяет вертикальное перемещение оси подшипника относительно геометрической оси изделия, перемещение корпуса относительно кольца в свою очередь определяет горизонтальное перемещение оси подшипника. Регулирование положения кольца и корпуса реализовано относительно кронштейна посредством винтов, с резьбовой парой винт-кольцо и винт-корпус. Винты зафиксированы в кронштейне в осевом направлении за счет штифтов. Расположение винтов совпадает с осями перемещения кольца и корпуса. Фиксация корпуса относительно кронштейна в осевом направлении выполнена посредством болтового соединения. Для обеспечения свободного регулирования отверстия под болт в кронштейне и в кольце выполнены с гарантированным зазором. Технический результат: повышение эргономических показателей узла и повышение технологичности деталей и сборки опоры. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях главных циркуляционных насосных агрегатов для реакторных установок атомных станций. Насосный агрегат содержит массивный маховик, опирающийся верхней и нижней поверхностями на опорные тела качения. Маховик жестко закреплен на втулке, установленной на валу с помощью крепежных элементов. На торцовых поверхностях втулки выполнены кольцевые пазы, повторяющие форму опорных тел качения. В верхней и нижней зонах расположения опорных тел качения маховика установлены независимые массивные сепараторы с пазами для разделения опорных тел качения и имеющие свободу вращения за счет двух других групп шариков, установленных в двух кольцевых пазах на внутренней поверхности сепаратора. Изобретение направлено на обеспечение возможности отсоединения маховика в случае неконтролируемого разгона ротора, с предотвращением нагрева тел качения после отсоединения маховика от ротора агрегата при достижении разъединительной частоты вращения за счет равномерного распределения опорных тел качения, отсутствия их касания и пробуксовывания. 2 ил.

Изобретение относится к способам установки уплотнительных колец на оборудовании, в частности в главных циркуляционных агрегатах, работающих в атомных моноблочных реакторных установках с жидкометаллическим теплоносителем свинец. Способ установки уплотнительных колец характеризуется тем, что на зафиксированные после охлаждения в соответствующих канавках уплотнительные кольца надевают предохранительную втулку. Предохранительная втулка выполнена с внутренним диаметральным размером, меньшим либо равным наружному диаметральному размеру посадочного места, зафиксирована от радиального перемещения штифтами, закрепленными на предохранительной втулке, например сваркой, и входящими в продольные пазы изделия. От осевого перемещения предохранительной втулки в продольных пазах изделия, относительно упора, выполненного выше места установки уплотнительных колец, и устанавливают уплотнительные кольца в посадочное место. Изобретение направлено на исключение механических воздействий на уплотнительные кольца, установленные на изделии, при транспортировке и хранении. 3 ил.

Изобретение относится к горизонтальным центробежным двухступенчатым насосам с взаимно развернутыми рабочими колесами. Насос состоит из статора с двумя напорными крышками, двумя направляющими аппаратами и обечайкой и ротора с рабочими колесами, консольно установленными на валу. Направляющие аппараты прилегают друг к другу. Канал перетекания среды с первой ступени на вторую выполнен между их направляющими аппаратами и обечайкой и в месте сопряжения аппаратов уплотнен контактом между поверхностями сопряжения и между поверхностями внешних диаметров направляющих аппаратов и поверхностью внутреннего диаметра обечайки. Обечайка зафиксирована между двумя напорными крышками. В передней напорной крышке выполнены углубления с ребрами, в которые упирается направляющий аппарат второй ступени. Ребра одновременно направляют поток рабочей среды. Разделение входа и выхода насоса реализовано резиновыми кольцами, установленными в кольцевых проточках на обечайке, запирающимися посадочными диаметральными поверхностями обеих напорных крышек. Изобретение направлено на снижение стоимости изготовления, повышение надежности и технологичности насоса, уменьшение гидравлических потерь при переводе потока во вторую ступень насоса и улучшение массогабаритных показателей. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к сегментным накладкам упорных подшипников скольжения, охлаждаемых водой, у которых хотя бы одна из рабочих поверхностей выполнена из силицированного графита, применяемых преимущественно в электродвигателях, служащих приводом главных циркуляционных насосных агрегатов на АЭС. На контактной поверхности накладки выполнен по радиусу подшипника разделительный канал, обеспечивающий циркуляцию смазывающей и охлаждающей среды на всей контактной поверхности. Разделительный канал делит контактную поверхность со стороны заходной кромки до канала и поверхность после канала до выходной кромки в соотношении не менее 3 к 2. Технический результат: обеспечение более эффективного теплоотвода из зоны контакта при эксплуатации представленной конструкции накладки в составе упорного подшипника скольжения главного циркуляционного насосного агрегата на АЭС, уменьшение возможности повреждения антифрикционных элементов из силицированного графита от термических деформаций из-за неравномерности теплоотвода из зоны контакта; улучшение технологичности изготовления накладок статорных элементов упорного подшипника скольжения больших габаритов, обеспечение ремонтопригодности накладок упорного подшипника скольжения и уменьшение пожароопасности. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к упорным подшипникам скольжения, одна из рабочих поверхностей которых выполнена из силицированного графита (или других антифрикционных материалов с близкими характеристиками), и может быть использовано в узлах электромашин и гидромашин с упорными подшипниками больших габаритов (диаметром до 900 мм), преимущественно в электродвигателях, служащих приводом главных циркуляционных насосных агрегатов реакторных установок, например на АЭС. Отличительной особенностью заявленного осевого подшипника является то, что опорный диск выполнен с чередующимися опорными поясками и канавками со стороны обращенной к комплекту секторов из антифрикционного материала. По внешнему и внутреннему диаметрам опорного диска выполнены посадочные поверхности, в которых установлены внешнее и внутреннее кольца, крепящие сектора через упругие элементы. Фиксация секторов от вращения относительно опорного диска выполнена установкой промежуточных планок между секторами, которые зафиксированы осью планки в отверстиях опорного диска. Сектора выполнены со ступеньками под внешнее и внутреннее кольца, в верхней части сектора выполнены радиусные закругления, а в нижней части - пазы, обеспечивающие взаимную осевую фиксацию. Кромка заходная сектора имеет форму, приближенную к параболической. Охлаждение и смазывание осуществляют по чередующимся каналам, образованным планками, секторами, внешним и внутренним кольцами. Технический результат - уменьшение возможности повреждения антифрикционных элементов из силицированного графита от изгибных напряжений и термических деформаций из-за неравномерности теплоотвода из зоны контакта при использовании сплошной формы накладки; улучшение циркуляции охлаждающей и смазывающей воды на поверхности гребня осевого подшипника скольжения; улучшение технологичности изготовления накладки и обеспечение ее ремонтопригодности; повышение надежности; снижение пожароопасности; предотвращение вращения комплекта секторов по опорному диску. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к насосостроению и может быть преимущественно использовано в ядерных энергетических установках на атомных электростанциях. Центробежный насос содержит щелевое уплотнение. Уплотнение включает плавающее кольцо 3, закрепленное в корпусе 2 насоса с помощью крышки 4. Крышка 4 прижимает плавающее кольцо 3 к корпусу 2 с усилием, достаточным для обжатия уплотнительных колец 6, установленных в проточках на торцовых поверхностях кольца 3, и создающим на последних силу трения, которая не превышает гидродинамическую силу в щелевом уплотнении, возникающую при работе насоса. В крышке 4 выполнены отверстия, создающие демпфирующий эффект при резких смещениях кольца 3. В результате облегчается процесс сборки центробежного насоса, повышается его КПД при сохранении показателей надежности и ресурса работы насоса и жесткости вала. 1 з. п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при изготовлении центробежных лопастных насосов с рабочим колесом, преимущественно имеющим наружный диаметр не более 400 мм и сложную пространственную форму межлопастных каналов. Основной диск рабочего колеса выполняют за одно целое с половиной от общего количества лопастей, расположенных через одну. Покрывной диск выполняют за одно целое со второй половиной от упомянутого количества лопастей. При этом диски выполняют с пазами на сопрягаемых с лопастями поверхностях, а лопасти - с выступами. Диски собирают с образованием межлопастных каналов. При сборке выступы лопастей вводят в пазы дисков с возможностью передачи между дисками крутящего момента. Основной и покрывающий диски сваривают между собой. Сварное соединение выполняют в пазах дисков, например, с их внешней стороны. Пазы могут быть выполнены симметрично относительно оси вращения рабочего колеса. В результате обеспечивается повышение качества рабочих колес и упрощение технологии их изготовления. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

СТАЛЬ // 2439190
Изобретение относится к области металлургии, в частности к легированной стали, используемой для изготовления деталей атомного и гидротурбинного оборудования, работающего при температурах от минус 30 до 350°С

Изобретение относится к энергомашиностроению

Изобретение относится к энергомашиностроению и касается главного циркуляционного насосного агрегата (ГЦНА) преимущественно для энергоблоков АЭС

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при изготовлении рабочих колес с межлопастными каналами центробежных насосов энергетических установок

Изобретение относится к подшипниковым опорам, регулируемым относительно соосности с помощью клиньев, и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС

Изобретение относится к центробежным горизонтальным насосам, не требующим обслуживания для поддержания постоянной эксплуатационной готовности, используемым преимущественно на АЭС

Изобретение относится к батарейным гидроциклонам для отделения твердых материалов от текучей среды и может быть преимущественно использовано при безреагентной обработке воды в системах оборотного водоснабжения

Изобретение относится к лопастным насосам и может быть преимущественно использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при изготовлении насосов крупных размеров со сложной пространственной формой межлопастных каналов, в частности, главных циркуляционных насосов, применяемых в ядерных энергетических установках на атомных электростанциях

 


Наверх