Патенты автора Никипелов Александр Владимирович (RU)

Изобретение относится к управлению движением сервисных космических аппаратов (СКА) реактивными двигателями коррекции (ДК) в операциях по удалению объектов космического мусора (ОКМ) с геостационарной орбиты. ДК установлены на трансформируемых штангах в районе узла захвата ОКМ и на торце СКА, противоположном узлу захвата. Тяга последних проходит через центр масс СКА и противоположна тяге ДК на штангах. После захвата ОКМ последовательно сообщают СКА предварительные импульсы тяги теми и другими ДК (стабилизируя связку ОКМ и СКА перед каждым включением ДК). По возмущающим моментам от ДК определяют фактические положения центра масс связки в обоих случаях. При допустимой величине взаимного отклонения обоих положений центра масс выполняют коррекцию орбиты связки теми ДК, комбинация и режимы работы которых дают наименьшее отклонение направления суммарного вектора тяги от фактического центра масс связки. Техническим результатом является снижение расхода топлива на борту СКА в операциях по удалению ОКМ. 3 ил.

Изобретение относится к космической технике, к управлению движением космических аппаратов (КА). Изобретение может быть использовано для изменения (уменьшения) величины отклонения направления импульса коррекции от фактического центра масс КА. Определяют и контролируют величины и направления возмущающего и управляющего моментов. Определяют необходимые действия по управлению движением КА. Изменяют величины отклонения направления вектора импульса коррекции от фактического центра масс КА путем перераспределения топлива в баках космического аппарата за счет разности температур поверхностей баков и управляют установленными нормально открытыми клапанами на их выходных магистралях, преимущественно за счет суточной разницы температур поверхностей баков, прогреваемых Солнцем и находящихся в тени, соответственно. Снижается расход бортовых запасов топлива при выполнении коррекции орбиты космического аппарата. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к космической технике. В способе моделирования процесса удаления космического мусора используют данные по конструкции реального объекта космического мусора (ОКМ), а именно реального нефункционирующего космического аппарата (КА) определенного типа, подлежащего удалению с орбиты, и параметры его орбитального движения. Указанные параметры получают путем измерения данных по орбитальному движению заданного к удалению ОКМ и их аппроксимации на время планируемой миссии, по параметрам заданного к удалению ОКМ разрабатывают алгоритм выполнения основных этапов способа его удаления с геостационарной орбиты (ГСО). Определяют требования к конструкции, условиям эксплуатации и алгоритму функционирования сервисного КА; создают 3D-модель заданного к удалению ОКМ. Создают 3D-модель сервисного космического аппарата (СКА) с узлом захвата в его составе. Моделируют процессы сближения СКА с заданным к удалению ОКМ и его захвата, процесс орбитального движения связки СКА с ОКМ, процесс разделения ОКМ и СКА. При этом синхронизируют по времени модели орбитального движения ОКМ и СКА. Техническим результатом изобретения является обеспечение выбора оптимального варианта удаления ОКМ. 1 ил.

Заявляемое изобретение относится к областям техники, связанным с испытаниями электрореактивных двигателей с высоким удельным импульсом, например стационарных плазменных и ионных двигателей. Способ снижения интенсивности эффекта распыления материала в вакуумной камере при проведении огневых испытаний электрореактивных двигателей заключается в защите поверхностей вакуумной камеры охлаждаемыми и неохлаждаемыми конструкционными элементами, выполненными с использованием защитных материалов. Перед проведением испытаний используют математическую модель процесса огневых испытаний, причем, меняя параметры модели, определяют схему наиболее оптимальной расстановки объектов испытаний и защитных конструкционных элементов для сведения к минимуму массы напыляемого материала за единицу времени на единицу площади в заданных точках вакуумной камеры. В вакуумную камеру устанавливают датчики, обеспечивающие за счет изменения их оптических и (или) электрических характеристик непрерывный контроль количества осаждаемого распыленного в области их установки в вакуумной камере материала на единицу площади за единицу времени. На основе результатов контроля изменяют схему размещения и тепловые режимы защитных конструкционных элементов в вакуумной камере. Другое изобретение группы относится к комплексу для обеспечения снижения интенсивности эффекта распыления материала в вакуумной камере при проведении огневых испытаний электрореактивных двигателей, включающему охлаждаемые и неохлаждаемые защитные конструкционные элементы, размещаемые в вакуумной камере, а также датчики, сообщенные через гермопроходной соединитель и преобразователь сигнала с компьютером. Защитные конструкционные элементы, устанавливаемые в вакуумную камеру, выполнены с возможностью изменения схемы их размещения и их тепловых режимов. Датчики обеспечивают за счет изменения их оптических и(или) электрических характеристик изменение величины выходного сигнала пропорционально количеству осаждаемого в области их установки материала, распыленного в вакуумной камере, на единицу площади за единицу времени. Группа изобретений позволяет снизить количество осаждаемого на поверхности испытательного оборудования материала. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к энергетике. Способ запуска стационарного плазменного двигателя, при котором подачу напряжения разряда на катод и анод двигателя выполняют не до подачи поджигных импульсов, а после завершения нагрева катода, открытия клапанов двигателя и подачи поджигных импульсов. При этом достигается уменьшение, вплоть до полного устранения, броска тока в разрядной цепи двигателя и, соответственно, на первичной шине питания систем преобразования и управления стационарными плазменными двигателями. Изобретение позволяет снизить нагрузку на функциональные элементы системы электропитания и систем преобразования и управления стационарными плазменными двигателями. 2 табл., 9 ил.

При термовакуумных испытаниях термокаталитических двигателей в составе космического аппарата на камеру термокаталитического разложения рабочего тела с соплом устанавливают герметичную заглушку, магистраль межблочного трубопровода через проверочную горловину и технологическую магистраль сообщают со стендовым средством вакуумирования, мановакуумметром и газовым пультом, между которыми установлен вентиль. После завершения этапа испытаний космического аппарата с открытой крышкой вакуумной камеры подсоединяют цепи нагревателя двигателя к блоку управления. После установки крышки вакуумной камеры откачивают вакуумную камеру, контролируют формирование информации блоком управления по факту замыкания контактов сигнализатора давления, закрывают вентиль и вакуумируют магистраль межблочного трубопровода до уровня давления, меньшего уровня давления размыкания контактов сигнализатора давления. Подают команды на включение клапанов двигателя, контролируют формирование блоком управления информации по фактам включения источника питания соответствующих клапанов и размыкания контактов сигнализатора давления. Подают команды на включение нагревателя двигателя, контролируют формирование блоком управления информации по фактам включения источника питания нагревателя двигателя, работу термопары и нагревателя двигателя проверяют путем контроля темпа изменения температуры, соответствующего включению нагревателя двигателя. Отключают нагреватель двигателя и выдерживают паузу на остывание двигателя. Завершают вакуумирование магистрали межблочного трубопровода, открывают вентиль и подают от газового пульта в магистраль межблочного трубопровода технологический газ под давлением, достаточным для замыкания контактов сигнализатора давления. Затем проверяют формирование информации блоком управления по факту замыкания контактов сигнализатора давления. Подают команды на отключение клапанов двигателя и контролируют телеметрическую информацию, формируемую блоком управления по факту отключения источника питания соответствующих клапанов. Изобретение позволяет упростить схему испытаний термокаталитических двигателей, а также снизить их продолжительность. 3 ил.

Изобретение относится к способам изготовления трехслойных панелей с сотовым заполнителем и может быть использовано в машиностроении, авиационной и космической технике

Изобретение относится к устройствам изготовления трехслойных панелей с сотовым заполнителем и может быть использовано в машиностроении, авиационной и космической технике

Изобретение относится к области измерительной и испытательной техники

 


Наверх