Патенты автора Горонков Андрей Владимирович (RU)

Изобретение относится к подшипниковым опорам электродвигателей насосных агрегатов и может быть использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя ядерной энергетической установки. Опора радиального подшипника лопастного насоса состоит из базового кольца (11), которое имеет плоские наклонные поверхности (20); радиального подшипника (6), который устанавливается во внутреннюю расточку (14) базового кольца (11) и закрепляется на нем болтами (12); корпуса (4) с опорной поверхностью (15), по которой перемещается базовое кольцо (11) совместно с радиальным подшипником (6) при регулировке регулировочных клиньев (18), плоские наклонные поверхности (20) которых сопряжены с ответными плоскими наклонными поверхностями (13) базового кольца (11), которые служат для перемещения базового кольца (11) с радиальным подшипником (6) по опорной поверхности (15) корпуса (4) посредством регулировочных болтов (16) и отжимных болтов (17). После регулировки базовое кольцо (11) закрепляется к корпусу (4) при помощи штифтов (10). Изобретение направлено на уменьшение времени ремонта электродвигателя главного циркуляционного насосного агрегата. 3 ил.

Изобретение относится к элементам крепления и установки насосов для перекачивания жидкостей с высокой температурой и может быть преимущественно использовано на атомных электростанциях (АЭС) в главных циркуляционных насосных агрегатах (ГЦНА), предназначенных для контура теплоносителя ядерной энергетической установки (ЯЭУ), проходящего через активную зону реактора. Устройство опорное (1) состоит из механизма регулировочного (2) и опоры роликовой (3), соединенных между собой крепежным элементом (4); механизм регулировочный (2) включает в себя винт опорный (5), вкрученный в резьбовую втулку (6), закрепленную крепежными элементами (7) во втулке цилиндрической (8); винт опорный (5) давит на подпятник (9), который передает усилие сжатия через подшипник (10) на диск (11) и на набор тарельчатых пружин (12), расположенных в корпусе (13); корпус (13) с набором тарельчатых пружин (12) установлен во втулке цилиндрической (8) и передает нагрузку на опору роликовую (3) через полусферу (14); опора роликовая (3) состоит из плиты опорной (15) с установленной на ней полусферой (14), плита опорная (15) установлена на козырьке (16), который соединен с одной стороной фланца (17) крепежными элементами (18), другой стороной фланец (17) установлен на плите фундаментной (19) и соединен с ней крепежными элементами (20); на внутренней торцевой поверхности плиты фундаментной (19) выполнена кольцевая проточка, в которую установлен элемент уплотнения (21), уплотняющий разъем фланец (17) - плита фундаментная (19) - плита универсальная (22); внутри фланца (17), сверху и снизу, установлены две плиты универсальные (22), ограничивающие два ряда непараллельно расположенных роликов (23), объединенных устройствами направляющими (24) и устройствами ограничивающими (25); два ряда роликов (23) разделены плитой средней (26); во фланце (17) радиально расположены два ряда регулировочных элементов (27) для регулировки и фиксации устройств ограничивающих (25). Изобретение направлено на: сокращение времени сборки/разборки во время обслуживания устройства опорного; обеспечение сохранения объема смазки в устройстве опорном в период эксплуатации, что увеличивает общий срок службы устройства опорного; уменьшение габаритов устройства опорного. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к лопастным насосам и может быть использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя ядерной энергетической установки. Устройство для предотвращения повреждения торцовых уплотнений главного циркуляционного насосного агрегата включает полумуфту. Внешняя поверхность полумуфты выполнена в виде конуса, над которым с возможностью образования зазора установлено кольцо с внутренней конусной поверхностью. Кольцо закреплено на корпусе насосного агрегата, внутренняя конусная поверхность кольца выполнена с углом наклона, совпадающим с углом наклона конуса полумуфты. Имеется также способ ремонта главного циркуляционного насосного агрегата. Группа изобретений позволяет уменьшить сроки ремонта с возможностью демонтажа двигателя при наличии давления в первом контуре реактора и обеспечить возможность фиксации насоса при транспортировке без дополнительных приспособлений. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к торцовым уплотнениям для вращающихся валов. На невращающемся уплотнительном кольце выполнен замкнутый контактный поясок с постоянным по ширине и переменным по радиусу профилем. Причем ширина контактного пояска равна половине ширины зоны контакта уплотнительных колец, а осесимметричный профиль контактного пояска представляет собой сопряженные волнистые линии, размещенные между концентричными окружностями, ограничивающими зону контакта уплотнительных колец. Профиль выполнен при условии равенства соответствующих радиусов окружностей, образующих две сопряженные дуги параллельных волнистых линий в каждом секторе осесимметричного профиля контактного пояска, где центры волнообразующих окружностей расположены на линиях, ограничивающих сектор и проходящих через центр невращающегося уплотнительного кольца, вне зоны, ограниченной концентрическими окружностями. Соотношение наружного и внутреннего диаметров концентрических окружностей составляет 1,25. Технический результат заключается в снижении показателей охрупчивания контактного пояска на элементе пары трения и в увеличении его износостойкости. 2 ил.

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано преимущественно в конструкции главного циркуляционного насосного агрегата для энергоблоков АЭС. Комплекс для создания контура охлаждения и смазки радиально-осевого подшипника (РОП) включает РОП, гидроциклон, трубопровод подвода воды промконтура в РОП, трубопровод отвода воды промконтура из РОП с системой трехступенчатого дросселирования для поддержания давления промконтура, байпасную ветку с обратным клапаном, замыкающую контур, и трубопровод сброса загрязненной воды в основной контур для отвода «грязной» воды. Изобретение направлено на обеспечение использования воды промконтура АЭС и работы РОП в главном циркуляционном насосном агрегате в случае прекращения подачи воды, а также возможности повторного использования воды, не прошедшей очистку перед подачей ее в контур РОП, на упрощение конструкции и повышение надежности работы энергоблока. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для частичной компенсации осевого усилия действующего на осевой подшипник главных циркуляционных насосных агрегатов первого контура водоохлаждаемых реакторных установок, обеспечивая запуск электродвигателя насоса при полном давлении в контуре, а также для обеспечения благоприятных условий работы осевого подшипника на номинальной нагрузке. В электромагнитном разгрузочном устройстве разгрузочный диск выполнен составным из двух частей, первая из которых, расположенная над полюсами корпуса магнита, выполнена из магнитной углеродистой стали, а вторая оставшаяся часть выполнена из немагнитной аустенитной стали. Изобретение позволяет снизить металлоемкость за счет уменьшения габаритов устройства, увеличить силу тяги электромагнита за счет снижения магнитных потоков рассеяния, замыкающихся через вал насоса, обеспечить длительную и надежную работу водоохлаждаемого электромагнита с исключением попадания воды на его обмотку. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к насосам необъемного вытеснения и может быть использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя ядерной энергетической установки. Агрегат содержит вертикальный насос с нижним расположением рабочего колеса, нижний радиальный подшипник скольжения, размещенный на валу насоса над рабочим колесом и смазываемый перекачиваемой средой, торцовое уплотнение (24) вала, размещенное над нижним радиальным подшипником, и радиально-осевой подшипник, установленный в верхней камере электродвигателя. Гребень (15) радиально-осевого подшипника установлен на валу посредством конусной посадки и закреплен на его верхнем торце при помощи болтов (16) и нажимного фланца (17). Охлаждение радиально-осевого подшипника осуществляется водой от системы АЭС через винтовой насос, расположенный на верхнем торце гребня (15). Насос состоит из статорной и роторной втулок (21, 20) с винтовой нарезкой. Вода поступает из верхней камеры (10) электродвигателя в его нижнюю камеру по трубопроводу, установленному на стенке электродвигателя, смазывает радиальный подшипник электродвигателя, статорная втулка которого выполнена из антифрикционного материала, и отводится в систему АЭС по отводящему трубопроводу. Камера (10) выполнена в виде корпуса (12) из нержавеющей стали с установленными статорными элементами радиально-осевого подшипника. Корпус (12) закрыт легкосъемным баком (13). Нижняя камера выполнена в виде цилиндра из нержавеющей стали. Изобретение направлено на снижение нагрузки на осевой подшипник, увеличение надежности и снижение времени на ремонт и замену осевого подшипника без демонтажа электродвигателя. 3 ил.

Изобретение относится к торцевым уплотнениям роторов насосных агрегатов для разделения сред или перепада давлений. Изобретение может быть использовано в конструкции насосов, применяемых на АЭС, в частности главных циркуляционных насосах. Конструкция многоступенчатого торцевого уплотнения содержит последовательно установленные рабочие ступени и концевую ступень, каждая из которых включает в себя расположенный на валу роторный элемент и контактирующий с ним подпружиненный аксиально подвижный статорный элемент, уплотненный относительно корпуса уплотнительными кольцами, причем полости высокого и низкого давления рабочих ступеней последовательно соединены дроссельными отверстиями в статорном элементе, который выполнен так, чтобы исполнять функции аксиально-подвижного уплотненного относительно корпуса ступенчатого поршня. Приведена формула зависимости внешних диаметров ступеней поршня статорного элемента. Данное соотношение обеспечивает отсутствие дополнительного усилия на статорный элемент при его нормальной работе, позволяя, в случае раскрытия уплотнения, усилить воздействие на статорный элемент, направленное на закрытие уплотнения, за счет гидростатических сил, действующих на поршень. Изобретение повышает надежность узла, а также технологичность деталей и сборки уплотнения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к подшипниковым опорам, регулируемым относительно соосности или осевого положения. Изобретение может быть использовано в соответствующих конструктивных узлах насосов необъемного вытеснения с подшипниками любого типа, например в энергетических лопастных насосах (в частности, питательных и т.п., а также в главных циркуляционных насосных агрегатах водоохлаждаемых реакторных установок, например на атомных электростанциях). Изобретение может быть использовано и в узлах центрирования вала (ротора) относительно корпуса (статора) других машин, таких как компрессоры, электрические машины, крупные редукторы. Предложена подшипниковая опора, образованная группой деталей кронштейн, кольцо, корпус. В кронштейне устанавливаются последовательно кольцо и корпус. В корпусе размещен и закреплен в осевом направлении подшипник, кронштейн в свою очередь жестко закреплен на изделии. Кольцо свободно перемещается относительно кронштейна в вертикальном направлении. Корпус свободно перемещается относительно кольца в горизонтальном направлении. Перемещение кольца относительно кронштейна определяет вертикальное перемещение оси подшипника относительно геометрической оси изделия, перемещение корпуса относительно кольца в свою очередь определяет горизонтальное перемещение оси подшипника. Регулирование положения кольца и корпуса реализовано относительно кронштейна посредством винтов, с резьбовой парой винт-кольцо и винт-корпус. Винты зафиксированы в кронштейне в осевом направлении за счет штифтов. Расположение винтов совпадает с осями перемещения кольца и корпуса. Фиксация корпуса относительно кронштейна в осевом направлении выполнена посредством болтового соединения. Для обеспечения свободного регулирования отверстия под болт в кронштейне и в кольце выполнены с гарантированным зазором. Технический результат: повышение эргономических показателей узла и повышение технологичности деталей и сборки опоры. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к горизонтальным центробежным двухступенчатым насосам с взаимно развернутыми рабочими колесами. Насос состоит из статора с двумя напорными крышками, двумя направляющими аппаратами и обечайкой и ротора с рабочими колесами, консольно установленными на валу. Направляющие аппараты прилегают друг к другу. Канал перетекания среды с первой ступени на вторую выполнен между их направляющими аппаратами и обечайкой и в месте сопряжения аппаратов уплотнен контактом между поверхностями сопряжения и между поверхностями внешних диаметров направляющих аппаратов и поверхностью внутреннего диаметра обечайки. Обечайка зафиксирована между двумя напорными крышками. В передней напорной крышке выполнены углубления с ребрами, в которые упирается направляющий аппарат второй ступени. Ребра одновременно направляют поток рабочей среды. Разделение входа и выхода насоса реализовано резиновыми кольцами, установленными в кольцевых проточках на обечайке, запирающимися посадочными диаметральными поверхностями обеих напорных крышек. Изобретение направлено на снижение стоимости изготовления, повышение надежности и технологичности насоса, уменьшение гидравлических потерь при переводе потока во вторую ступень насоса и улучшение массогабаритных показателей. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к сегментным накладкам упорных подшипников скольжения, охлаждаемых водой, у которых хотя бы одна из рабочих поверхностей выполнена из силицированного графита, применяемых преимущественно в электродвигателях, служащих приводом главных циркуляционных насосных агрегатов на АЭС. На контактной поверхности накладки выполнен по радиусу подшипника разделительный канал, обеспечивающий циркуляцию смазывающей и охлаждающей среды на всей контактной поверхности. Разделительный канал делит контактную поверхность со стороны заходной кромки до канала и поверхность после канала до выходной кромки в соотношении не менее 3 к 2. Технический результат: обеспечение более эффективного теплоотвода из зоны контакта при эксплуатации представленной конструкции накладки в составе упорного подшипника скольжения главного циркуляционного насосного агрегата на АЭС, уменьшение возможности повреждения антифрикционных элементов из силицированного графита от термических деформаций из-за неравномерности теплоотвода из зоны контакта; улучшение технологичности изготовления накладок статорных элементов упорного подшипника скольжения больших габаритов, обеспечение ремонтопригодности накладок упорного подшипника скольжения и уменьшение пожароопасности. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к энергомашиностроению, а именно к главным циркуляционным насосным агрегатам ядерных энергетических установок АЭС

 


Наверх