Учебный прибор по физике

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (и)1001155 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 21.0981 (21) 3353326/18-12 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Опубликовано 28.02,83. Бюллетень ¹ 8

Дата опубликования описания 280283 (51)M Кп з

G 09 В 23/06

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 681.136..51(088.8) (72) Автор изобретения

Л.Л. Мазаев (71)заявитель (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ФИЗИКЕ

Изобретение относится к учебным приборам по физике.

Известен учебный прибор по физике, содержащий стержневой сердечник, на одной поверхности которого закреплен полый кронштейн с расположенным на его верхней поверхности ползуном, осветителем и фотоприемником, электрически соединенным с регистратором, и блок питания (1) .

Недостатком известного устройства является невысокая эффективность обучения.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения.

Поставленная цель дотигается тем, что учебный прибор по физике, содержащий стержневой сердечник с обмоткой, на одной поверхности которого 2() закреплен полый кронштейн с располо-. женными на его верхней поверхности ползуном, осветителем и фотоприемником, электрически соединенным с регистратором, и блок питания, имеет звуковой генератор, переключатель, диод, потенциометры, дополнительную обмотку, пневмокомпрессор и пневмо привод, один конец которого сообщается с полостью кронштейна, а другой подключен к выходу пневмокомпрессора, при этом первый выход блока питания соединен с первым выходом звукового генератора и первым выводом первого потенциометра, второй вывод которого связан с одним выводом обмотки, подключенной другим выводом к второму выходу блока питания и через переключатель к второму выводу звукового генератора, который третьим выводом соединен с первым выводом второго потенциометра, который вторым выводом связан с одним из выводов дополнительной обмотки, подключенной другим выводом к аноду диода, соединенного катодом с четвертым выводом зву кового генератора.

На фиг. 1 схематически изображен учебный прибор по физике; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг,3» кривые зависимости центробежной и ку» лоновской сил от радиуса орбиты; на фиг. 4 — элементы орбит движения пол» зуна; на фиг. 5 — траектории движений ползуна при параметрическом резонансе.

На фиг. 4 и 5 приняты следующие обозначения: Х, У вЂ” оси координат, а — большая полуось эллипса, b — малая .полуось эллипса, Р— фокальный параметр, F, F — фокусы эллипса, I

1001155 р««> максимальный радиус эллипса, (>«>,„ — минимальный радиус эллипса, угловая скорость полэуна при изохронной ротации, М< — угловая скорость либрации эллипсной орбиты ползуна.

Учебный прибор по физике содержит жедеэный сердечник 1, на котором размещены первая 2 и вторая 3 обмотки.

На верхний конец сердечника 1 надета полая столешница 4 с бортиком 5, а полость 6 столешницы 4 соединена 10 пневмоприводом 7 с пневмокомпрессо ром 8. Осветитель 9 установлен на сердечнике 1, а фотоприемник 10 — на бортике 5 и электрически соединен с регистратором 11. Железный полэун 12 ( может двигаться по верхне>< плоскости

13, которая снабжена многочисленными тонкими отверстиями .14. Первый выход блока 15 питания соединен с первым входом звукового генератора 16 и че- 20 рез потенциометр 17 — с входом первой обмотки 2. Второй выход блока 15 питания соединен с выходом первой обмотки 2 и через переключатель 18 — с вторым входом 3Bукового генератора 25

16. Первый выход генератора 16 через потенциометр 19 соединен с входом второй обмотки 3. Выход второй обмотки 3 через диод 20 соединен с вторым выходом генератора 16. На верхней плоскости 13 столешницы 4 яркой краской нанесены концентрические окружности 21. Кроме этого, на фиг. 3-5 кривая 22 обозначает изменение центробе>кной силы Fz от радиуса орбиты кривая 23 — изменение магнитной кулононской силы F< от радиуса кривая 24 — результирующая этих двух сил, кривая 25 — круговая орбита,. кривая 26 — эллиптическая орбита, 27 — ось эллипса.

При этом первый выход блока 15 питания соединен с перным выводом звукового генератора 16 и первым выводом первого потенциометра 17, второй вывод которого связан с одним выводом обмотки 2, подключенной другим выводом к второму выходу блока 15 питания и через переключатель 18 — к второму выводу звукового генератора

16, который третьим выводом соединен 50 с первым выводом второго потенциомет ра 19, который вторым выводом связан с одним из выводов дополнительной обмотки 3, подключенной другим выводом к аноду диода 20, соединенного като- 55 дом с четвертым выводом звукового генератора 16.

На предлагаемом учебном приборе по физике демонстрируют изохронную ротацию тепла в поле тяготения магнит@3 ных сил Кулона и параметрический резонанс изохронной ротации.

Изохронная ротация возможна н том случае, если на круговой орбите обращающееся тело удерживается другим

1. 2 (1) где F+ — центробежная сила;

m — масса ползуна;

Я вЂ” радиус орбиты; телом, силой взаимного притяжения изменяющейся по обратнокнадратичному закону от расстояния между телами.

В прототипе изохронная ротация шара по плоскости параболоида обусловлена Ньютоновой силой взаимного притяжения шара и земли.

В предлагаемом приборе изохронная ротация обусловлена наличием удерживающей силы, развиваемой электромагнитом, Изохронная ротация от сил тяготения означает движение тела по круговой (эллипсной) орбите с Постоянным периодом обращения, обусловленное наличием сил тяготения между обращающимся телом и телом, относительно которого происходит движение.

Изохронная ротация Земли вокруг

Солнца обусловлена наличием силы взаимного тяготения.

Перед. демонстрацией иэохронной ратации тела оператор устанавливает в среднее положение потенциометр 17, включает осветитель 9, регистратор

11, компрессор 8 и блок 15 питания в сеть, при этом переключатель 18 разомкнут.

Компрессор 8 начинает нагнетать воздух в полость б столешницы 4, который затем выходит через отверстия

14 в верхней плоскости 13, в результате чего между ползуном 12 и верхней плоскостью 13 образуется воздушная подушка, обеспечивающая ползуну минимальное трение.

После подготовки оператор прижимает к бортику 5 ползун 12 и энергично толкает его по кругу. В результате этого ползун обращается по кругоной орбите вокруг полюса электромагнита с собственной частотой и каждый раз пересекает луч света, падающий от осветителя 9 на фотоприемник 10, а регистратор 11, связанный с фотоприемником 10, за каждый оборот измеряет угловую скорость 6>

На движущийся по круговой орбите радиусом Я ползун действует центробежная сила F, которая уравновешена кулоновской сЪлой F магнитного при.К тяжения. Кроме того, ползун обладает моментом количества движения

Демонстрирование изохронной ротации тела в поле тяготения магнитных сил Кулона сводится к исследованию уравнения:

Г> = СД YYlJ3

1.1

<>> <>> 2 к =Р

tl и< > 7

1.3

1001155 (4) Є— кулоновская сила;

m — масса полз уна в абсолютных

I магнитных единицах;

m — масса электромагнита в абсо2 лютных,магнитных единицах; бд — угловая скорость;

Ь вЂ” момент количества движения.

Графическое решение уравнения (1) представлено на фиг. 3.

На результирующей 24 имеется нотенциальная яма, наличие которой ука- 0 зывает на то, что данная система обладает резонансными свойствами, а ползун.12 имеет собственную частоту обращения, не зависящую от радиуса„О .(Дж. Орир . Популярная физика, M.,,15

1969, с. 94-95).

Если момент количества движения уменьшился от значения h до h(, то угловая скорость 0 уменьшится до скорости ц) (уравнение 1.3) . Это приво- Я дит к уменьшению центробежной силы

Fy (уравнение 1.1), в результате че.й"о кулоновская сила уменьшит радиус Р орбиты (уравнение 1.2), а уменьшение радиуса 0 приводит угловую ско- 35 рость к исходной резонансной Ю (уравнение 1.3). Этот процесс длится до соприкосновения ползуна 12 с сердечником 1.

Девиация угловой скорости собст-. 3() венной частоты обращения ползуна

Ась по показаниям регистрирующего t устройства не превышает + 10 %.

Собственная частота изохронной ро-35 тации зависит от величины магнитного поля, т.е. если оператор увеличивает ток потенциометром 17 в обмотке 2, то ползун 12 переходит на меньшую орбиту, а угловая скорость возрастает, и наоборот, при уменьшении магнитного поля ползун 12 переходит на большую орбиту,.а угловая скорость уменьшается. Это в свою очередь демонстрирует закон сохранения момента количества движения (угловая скорость 45 отслеживается по показаниям регистратора 11, а -диаметр орбит — по концентрическим окружностям 21).

Для демонстрирования параметричес 50 кого резонанса изохронной ротации оператор устанавливает потенциометр

17 в среднее положение, а потенциометр 19 в нулевое положение, включает осветитель 9, регистратор 11, комп55 рессор 8 и блок питания 15 в сеть, при этом переключатель 18 замкнут.

Затем оператор прижимает к бортику 5 ползун 12 и энергично толкает его по кругу.. Измерив собственную частоту 6О обращения ползуна 12 по регистратору

11, оператор выставляет эту же частоту на генераторе 16 и потенциометром

19 постепенно увеличивает ток во второй обмотке 3.

Из-за наличия диода 20 ток в обмотке пульсирует один раз за один период обращения ползуна 12 со скважностью, равной единице.

Магнитные потоки от действия этих двух обмоток складываются, в результате чего один раз за период обращения ползун ближе подтягивается к сердечнику электромагнита, т.е. круговая орбита ползуна 12 (фиг. 4, кривая 25) трансформируется в эллиптическую (кривая 26), при этом на регистраторе 11 наблюдается .набегание угловой скорости, которая тем больше, чем больше амплитуда накачки.

В связи с тем, что частота накач" ки (частота тока, вь.таваЕмого генератором 16) остается неизменной, а угловая скорость сд обращения несколько увеличилась, происходит либ- рация эллиптической орбиты, т.е.

I большая ось 27 элилпса начинает вращаться вокруг своего фокуса с угловой скоростью й>1 (фиг. 5) °

Демонстрируемое явление аналогично явлению раскачивание качелей (С.П. Стрелков Ведение в теорию колебаний, М., 1964, с. 172-174) .

Движение по эллипсу (фиг. 4, кривая 26) происходит при условии, что

3/Я «1, т.е. длина радиуса эл .ипса ,р, начало которого лежит в фокусе F, мало изменяется по сравнению со сред ней длиной радиуса эллипса )О, причем

2 — амплитуда укорочения радиуса Я которая равна (псих Ф(11 .(+ E сО&11 1 Ф Я с09(9Е+!с) где РmQ I(— максимальное значение радиуса эллипса;

Япп

„;„ — минимальное значение радиуса эллипса.

Каждое из слагаемых данного уравнения есть уравнение эллипса в полярных координатах, где P — фокальный параметр

P (3) а

Я вЂ” эксцентриситет

Ь вЂ” малая полуось эллипса; а — большая полуось эллипса

1 — .частота накала.

Уравнение параметрического резонанса изохронной ротации имеет вид

Р P (5) (+ K COSQ< (Ф E cOS(0t.

Я- о 1+

Момент количества движения 1 по эллиптической орбите равен моменту количества движения по круговой орби1001155 те и не зависит от амплитуды накачки, т.е ° остается неизменным

L-M g =conet (Ь) Момент колйчества движения вибрации 5 эллипса равен

2 " лиep = +,)" maх где L „g — момент количества движе- 10 ния либрации эллипса; (d< — угловая скорость либрации эллипса;

m — масса ползуна 12> я ц» — максимальный радиус эллип-)5 са.

Момент количества движения либрации эллипса Б „ зависит от амплитуды накачки.

Если оператор увеличивает ток во второй обмотке 3 потенциоМетром 19, то увеличиваются радиус эллипса )„, набегание угловой скорости Ы и угловая скорость либрации с0

Эти явления наблюдатель видит по регистратору 11 и по отношению к концентрическим окружностям 21, Если оператор будет уменьшать ток во второй обмотке 3, то уменьшается набегание скорости СО,,эксцентриситет эллипса и скорость й3 либрации оси

27 эллипса.

Траектория движения ползуна 12 по поверхности 13 столешницы 4 схематически представлена на фиг. 5.

Сначала ползун совершает круговые движения с угловой скоростью у, а после включения енератора синусоидального тока круговая орбита трансформируется в эллиптическую, причем наблюдается либрация большой оси эл- 40 липса с частотой с „, при этом длина большОй оси эллипса и скорость ее либрации зависят от амплитуды укорочения

Полный момент количества движения 45 равен

) полн ли БР (e)

Для того, чтобы убедиться, произош ла ли накачка при параметрическом резонансе изохронной ротации, необходи-50 мо разомкнуть переключатель 18, в результате чего эллипсная орбита сразу же срывается на круговую, причем диаметр круговой орбиты становится больше исходной круговой орбиты, что сразу видно по концентрическим окружностям 21, Параметрический резонанс возмо-. жен на частотах накачки 9, кратной частоте обращения f ползуна 12, 60

--7=т и . где п = 1,2,3..., (9) однако с увеличением частоты накачки приходится увеличивать ток пульсации во второй обмотке 3, т.е. КПД накачки убывает с увеличением частоты. 65

Максимум максиморум параметрического резонанса наблюдается при n = 1.

Параметрический резонанс возможен при соотношении л н (10) где En — энергия потерь;

Еи — энергия накачки.

Во избежании разрушения прибора демонстрирование параметрического резонанса иэохронной ротации произнодят постепенно, плавно унеличиная ток в обмотке 3 с выдержкой по времени 1 — 2 мин после каждого прибавления тока, не допуская ударов ползуна

12 о бортик 5 и сердечник 1.

При перекачке вращательного движения потенциометр 19 быстро устанавливают в нулевое положение.

Дидактическая эффективность заключается в том, что с помощью учебного прибора по физике раскрывается физическая сущность существования эллиптических орбит планетарных систем и вибрации эллиптических орбит, заключающаяся в том, что ведущая плане-. та (например Солнце) один раз за период обращения ведомой планеты (Земля) притягивает ее сильнее. Тем самым ведущая планета сообщает ведомой планете дополнительную энергию, которую она теряет на совершение движения по орбите, и поэтому всегда одна из планет находится в фокусе эллипсной орбиты.

Использование изобретения позволиъ. повысить эффективность обучения.

Формула изобретения

Учебный прибор по физике, содержащий стержневой сердечник с обмоткой, на одной поверхности которого закреплен полый кронштейн с расположенными на его верхней поверхности ползуном, осветителем и фотоприемником, электрически соединенным с регистратором, и блок питания, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он имеет звуковой генератор, переключатель, диод, потенциометры, дополнительную обмотку, пненмокомпрессор и пневмопривод„ один конец которого сообщается с полостью кронштейна, а другой подключен к ныходу пневмокомпрессора, при этом первый выход блока питания соединен с первым выводом звукового генератора и первым выводом первого потенциометра, второй вывод которого связан с одним выводом обмотки, подключенной други)м выводом к второму выходу блока питания и через переключатель к второму выводу звукового генератора, который третьим выводом соединен с первым выводом второго потенциометра, который вторым ныводом связан с одним из выводов допол1001155

40иг. 2 нительной обмотки, подклкйенной другим выводом к аноду диода, соединенного катодом с четвертым выводом звукового генератора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизь

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2969815/28-12.

1001155

Рие. 3 — Рауль пикирующая

1001155

Тираж 486 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и Открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 1403/59

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель С. Алексанов

Редактор А. Ворович Техред Т.Маточка Корректор Г. Огар

Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям по физике, в частности по механике

Изобретение относится к учебным и наглядным пособиям и может быть использовано в учебном процессе вузов

Изобретение относится к учебным пособиям по теоретической механике и может быть использовано для демонстрации вынужденной прецессии и гироскопического эффекта

Изобретение относится к наглядным пособиям и может быть использовано для демонстрации гироскопических явлений, в частности, на занятиях по физике, теоретической механики и т.д

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, для получения новых научных данных о Вселенной, решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении в соответствии с открытым автором Всемирным законом тяготения - Фундаментальным законом мироздания, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по физике

Имитационный способ определения вращения планеты, свободно движущейся по петлеобразной орбите, вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты вокруг последней в зависимости от величины дробной части соответствующего отношения угловых скоростей вращения планеты, обеспечивающих движение ее по петлеобразной орбите // 2176412
Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение планеты для определения ее вращения вокруг собственной оси неравномерной угловой скоростью и поворота ее вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях
Наверх