Сборная железобетонная обделка тоннеля

 

м

,:„, Е "а е-т, Е. А. Василенко, И. E. Василенко, А. А. Аб рсдв, .

И. Л. Жуков, С. С. Степин и А. И. Семе ой:". " - -.- у=

/ г, "" " " - ::. .4

Государственный ордена Трудового Красного Знамена проектно-изыскательский институт Метрогипротранс (72) Авторы изобретения (7 I ) Заявитель (54) СБОРНАЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ

Изобретение относится к тоннеле- и метростроению и касается сборной железобетонной обделки тоннелей.

Известна сборная железобетонная обделка тоннеля, которяя включает кольца из элементов, имеюпщх углубления по продольным и поперечным сторонам, 3RKpblTbl0 с торцов ме таллическими плитами, заанкеренными в тело элемента с отверстиями под болтовые связи и чеканочные канавки по продольным и поперечным сторонам элемента, включая металлические плиты (1) .

Недостатком такой обделки являются ослабление элементов углублениями против плит, а также малая их жесткость, что приводит при натяжении болтов к образованию трещин на контакте между плитой и бетоном, а, следовательно, к повышению водопроницаемости обделки тоннеля.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является сборная железобетонная обделка тоннеля, включающая кольца, состоящие из элементов с чеканочными канавками по продольным и поперечным сторонам, пазы на— кольцевых торцах элементов с одной стороны и связи между элементами в кольце обделкн в виде скоб (2).

Данная обделка также обладает рядом существенных недостатков: связи растяжения между кольцами отсутствуют, поскольку смежные кольца соединяются между собой свободно — на подобие шпунтового соединения, ко- торое образовывается за счет частично выступающих из предыдущего кольца скоб в пазы на торце следующего смежного кольца; связь между элементами в кольце обделки играет лишь пассивную роль, так как смежные элементы соединяются по кольцевым торцам . монтажными шпильками и металлическими скобамн только по одному кольцевому торцу со сторонами забоя, которые (скобы) не стягивают, а лишь фиксируют положение элементов в кольце при сборке его в забое, Кроме того, такая сборная обделка тоннеля не обладает достаточной жесткостью н легко изменяет геометрическую форму при возможных деформациях окружающего грун1002590 тупающие из него гайки 9 с наде1ым иа них хомутом 11 попали в цилиндрические полости 10 элемента 5, после чего стержни 7, находящиеся в элементе 5, заворачивают до отказа в гайки 9 (в свободные части их), выступающие из элемента 2, прижимая при этом к последнему элемент 5, «а гайки 9, выступающие из элементов 4 и 5, надевают хомут

11, который стягивают винтом 12 с усилием, необходимым для предварительного обжатия торцов этих элементов. При полностью втопленных гайках 9 в предыдущие элементы 1 и

2 перед ввинчиванием стержней 7 в гайки 9 на них надевают хомут 11, после чего стержни 7 заворачивают до отказа в гайки 9 и после этого хомут 11 стягивают винтом 12.

После сопряжения элементов 1, 2, 4 и 5 в один узел производят окончательное натяжение хомута 11 в стыках между кольцами.

С указанной последовательностью выпол— пения операций монтируют очередные элементы отделки до полного замыкания ее кольца.

По мере монтажа колец отделки отверстия

6 со стержнями 7. заполняют цементным раствором.

Предлагаемая конструкция сборной железобетонной обделки тоннеля со стержнями и хомутами обеспечивает уплотнение всех швов, предварительное напряжение вдоль оси тоннеля, продольную и поперечную связь между элементами и придают обделке в целом повышенную жесткость, устойчивость, трещиностройкость, водонепроницаемость и несущую способность. Конструкция может получить широкое применение в сложных гидрогеологических и инженерных условиях, строительства тоннелей и метрополитенов, где применяется, как правило, только чугунная обделка.

Годовой экономический эффект от внедрения предлагаемой сборной железобетонной обделки тоннеля, составляет свыше одного миллиона рублей.

Сборная железобетонная обделка тоннеля, включающая кольца, состоящие из элементов с чеканочными канавками по продольным и поперечным сторонам, связи между кольцам и между элементами, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения пространственной жесткости, водонепроницаемости, уменьшения деформативности обделки и снижения трудоемкости ее. монтажа, в каждом элементе кольца выполнены сквозные отверстия с цилиндрическими уширениями и фасками у их устьев, которые расположены вдоль продольной оси тоннеля, а связи между

3 тового массива, а также не может иметь широкого применения в области тоннелестроения.

Цель изобретения — повышение пространственной жесткости, водонепроницаемости, уменьшение деформативности,и трудоемкости монтажа обделки.

Указанная цель достигается тем, что в сборной железобетонной обделке тоннеля, включающей кольца из элементов с чеканоч ° ными канавками по продольным и попереч- 30 ным сторонам, связи между кольцами и между элементами, в каждом элементе кольца выполнены сквозные отверстгя с цили щрическими ушпрениями и фасками у их устьев, которые расположены вдоль продольной оси 3S тоннеля, а связи между кольцами выполнены в виде стержней, пропущенных через сквозные отверстия, с резьбой на одном конце и гайкой на другом, причем гайка каждого стержня размещена в полости, образованной 20 цилиндрическими уширениями в элементах смежных колец, а конец с резьбой каждого стержня заведен в гайку стержня предыдущего элемента кольца, при этом стержни смежных элементов в стыках между кольца- 25 ми объединены между собой хомутом, снабженным винтом для регулирования натяжения между стержнями.

На фиг. 1 показан участок обделки; на фиг. 2 — то же, вид а А на фиг. 1; на 30 фиг. 3 — то же, разрез Б-Б на фиг; 1; на фиг. 4 — хомут для стягивания элементов в кольцах обделки.

Сборная железобетонная обделка тоннеля выполнена из колец, состоящих из элементов

1 — 5, в каждом из которых образованы сквозные отверстия 6 с пропущенными через них стержнями 7 с резьбой на одном конце и шайбой 8 с гайкой 9 на другом. При помощи стержней 7 с гайкой 9 и шайбой 8 элементы кольца стягиваются между собой, J при этом гайка 9 располо,кена в полости

10, образованной цилиндрическими уширениями в элементах.

Глубина уширения в каждом элементе Формула изобретения

45 может быть принята равной полной высоте гайки 9.

Стержни 7 в смежных элементах в стыках между кольцами стянуты между собой хбмутом 11 при помощи регулирующего винта 12.

Сборку обделки тоннеля ведут следующим образом.

Перед поднятием элемента 5 для сборки очередного кольца обделки в забое в сквозные отверстия 6 вставляют стержни 7 с шайбой 8 и навернутой до отказа гайкой 9, Поднятый элемент 5 слегка опирают на торец ранее установленного элемента 4, перемещают

его вплотную к элементу 2 так, чтобы высИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Волков В. П. Тоннели и метрополитены.

М„"Транспорт", 1964, с, 266, рис. 18 — 8.

S 1002590 смежными кольцами выполнены в виде стерж- элементов в ней, пропущенных через сквозные отверстия, иены между с резьбой на одном конце и гайкой на винтом для другом, причем гайка каждого стержня раз- стержнями. мещена в полости, образованной цилиндрическими уширениями в элементах смежных колер, а конец с резьбой каждого стержня

1 заведен в гайку стержня предыдущего элемента кольца, при этом стержнн смежных

d стыках между кольцами обьедисобой хомутом, снабженным регулирования. натяжения между

111 I

1002590

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.Проектная,4

Фж. Ф

ВНИИПИ Заказ 1488/7 Т: раж 601 Подписное

Сборная железобетонная обделка тоннеля Сборная железобетонная обделка тоннеля Сборная железобетонная обделка тоннеля Сборная железобетонная обделка тоннеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу, а именно к последующему инъекционному упрочнению трещиноватых горных пород цементацией вокруг выработок с обнаженной поверхностью

Изобретение относится к тоннелестроению и может быть использовано при сооружении метрополитенов, железнодорожных и автодорожных тоннелей, возводимых в обводненных грунтах

Изобретение относится к горному делу и подземному строительству и может быть использовано при креплении горных выработок набрызг бетоном

Изобретение относится к механизации бетонных работ при креплении горных выработок

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подземной разработке мощных горизонтальных и пологопадающих рудных и нерудных месторождений, в частности, для охраны и поддержания междукамерных целиков

Изобретение относится к области подземного строительства и может быть использовано при изготовлении тоннелей при помощи щитовой проходки

Изобретение относится к области подземного строительства и может быть использовано для изготовления тоннелей и других подземных сооружений
Изобретение относится к горнорудной промышленности и может быть использовано при возведении крепи в горных выработках

Изобретение относится к подземному строительству, а именно к способам и устройствам для возведения подземного сооружения из монолитно-прессованного бетона, и может быть использовано как при строительстве тоннелей различного назначения, так и для строительства вертикальных стволов
Наверх