Способ открытой разработки пологих пластов месторождений полезных ископаемых
1. СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ПОЛОГИХ ПЛАСТОВ МЕСТОРОВДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, включакнций отработку уступов участками с опережающей выемкой на одном из участков, создание транспортных берм на вскрышных уступах.и отвальных ярусах, соединяемых перемычками по мере подвигания фронта работ, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью сокращения объема вскрышных работ, опережающую выемку участков ведут в прибортовой зоне, при этом ставят борт в предельное положение, подваливают его породам вскрыши, и отвальные ярусы отсьшают в направлении, перпендикулярном борту карьера. 2. Способ по п. 1, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью повышения устойчивости борта обводненного карьера, подсыпают дренажный слой по мере опережающей выемки « прибортового участка. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (! 9) (! 1) 4(s0 E 21 С 41/ОО
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ|1"
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТЖ (21) 3328218/22-03 (22) 24.08.81 (46) 07.01 85. Бюл. У 1 (72) Е.А. Котенко, E.М. Валаханович и А.Б. Штейнберг (53) 622.271(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ф 343042, кл. Е 21 С 41/00, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
Ф 648731, кл. Е 21 С 41/02, 25.02. 79. (54)(57) 1. СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ПОЛОГИХ ПЛАСТОВ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, включающий отработку уступов участками с опережающей выемкой на одном из участков, создание транспортных берм на вскрышных уступах и отвальных ярусах, соединяемых перемычками по мере подвигания фронта работ, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью сокращения объема вскрышных работ, опережающую выемку участков ведут в прибортовой зоне, при этом ставят борт в предельное положение, подваливают его породам вскрыши, и отвальные ярусы отсылают в направлении, перпендикулярном борту карьера.
2. Способ по п. 1, о т л и ч а.юшийся тем, что, с целью повышения устойчивости борта обводненного карьера, подсыпают дренажный слой по мере опережающей выемки прибортового участка.
10035
1
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых..
Известен способ открытой разработки горизонтальных месторождений полезных ископаемых с внутренним отвалообразованием, включающий обработку карьерного поля двумя встречными разреэными траншеями с оставле- t0 нием целика перемычки, расположенного перпендикулярно фронту работ Я .
Недостатком способа являются значительные потери полезного ископаемого. 55
Известен также способ открытой разработки пологих пластов месторождений полезных ископаемых, в котором отработку уступов ведут участками со смещением смежных участков отно- gp сительно один другого, и по обе стороны линии сопряжения добычных уступов смежных участков на вскрышных уступах и отвальных ярусах создают транспортные бермы, Которые периоди" 25 чески по мере подвигания фронта.гор. ных работ соединяют перемычками и но ним осуществляют транспортирование горной массы центральной части карьера (21 .
Недостатком способа является то, что перемещение горной массы осуществляют по транспортным бермам, расположенным как на вскрышных уступах и отвальных ярусах, так и на бортах
35 карьера..Расположение транспортных бери на бортах карьера приводит к снижению углов их откосов, разносу бортов по поверхности, а следовательно, к увеличению объемов вскрыши.
Цель изобрететия — сокращение объемов вскрышных работ.
Это достигается тем, что в способе открытой разработки пологих пластов месторождений полезных ископаемых, включающем отработку уступов участками с опережающей выемкой. на одном из участков, создание трансщортных бери на вскрьпнных уступах и отвальных ярусах» соединяемых перемычками 50 по мере подвигания фронта работ,опережающую выемку участков ведут в прибортовой зоне, при этом ставят борт в предельное положение, подваливают
93 2 его породами вскрьции, и отвальные ярусы отсыпают в направлении, перпендикулярном борту карьера, а для устойчивости борта обводненного карьера подсыпают дренажный слой по мере опережающей выемки прибортового участка.
На фиг.1 представлена схема ведения горных работ; на фиг.2 — схема отстройки борта карьера.
Способ заключается в следующем.
В прибортовой зоне карьерного поля отработку ведут опережающим 1, а в центральной зоне отстающим 2 смежными участками. Горную массу прибортового участка 1 транспортируют (показано стрелками) в направлении от борта карьера по транспортным бермам на вскрышных уступах 3, на отвальных ярусах 4 и соединяющим их транспортным перемычкам 5. На границе карьера нижележащий вскрышной уступ 6 по сравнению с вышележащим уступом 7 отрабатывают короче на величину предохранительной бермы 8, которую по мере подвигания фронта горных работ создают на капитальном борту карьера.
При этом эа счет перевода каждого уступа 9 на борту карьера в нерабочее положение откос уступа ставят под углом, равным предельному. Значение предельного угла откоса определяют по физико-механическим свойст- . вам горных пород уступа.
При отработке углубленной части обводненного карьера проводят опережающую выемку нрибортового участка, производят осушение карьерного поля, подсыпают на дно карьера дренажный слой, и внутренние отвалы развивают от борта карьера. Это позволяет вести опережающее осушение карьерного поля и сократить время стояния обна- женного борта.
Использование изобретения позвонит перевести грузовой поток с борта внутрь карьера, заменить на борту карьера транспортщае бермы на бермы безопасности, повысить угол откоса каждого уступа, благодаря чему угол ,наклона капитального борта Cq, увеличивается до значения К, а объем вскрышных работ сокращается.
1003593
Заказ 10/1
Тираж 482 Поднис ное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор О. Юркова Техред С.Легеза Корректор H. Король.