Корончатая гайка

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (11) 1004675 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.07.81 (21) 3347822/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М Кл з

F 16 В 39/20

F 16 В 37/00

Гесуалрстееннмй квинтет

СССР

Опубликовано 15.03.83. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 25.03.83 (53) УДК 621.882..3 (088.8) IIo лелем нзееретеннй н еткрмтнй (72) Авторы изобретения

С 1

Т. С. Королева и Б. Д. Воробьев (71) Заявитель (54) КОРОНЧАТАЯ ГАЛКА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для многократного надежного крепления деталей и узлов, работающих в условиях длительных вибрационных нагрузок.

Известна корончатая гайка, содержащая резьбовой корпус и подвижно соединенную с ним коронку с пазами под шплинт (1).

Гайка обеспечивает возможность установки шплинта при различном расстоянии от торца резьбового корпуса до отверстия под шплинт в стержне болта. Однако положение коронки в окружном направлении нерегулируемое, что приводит к необходимости перетяжки или ослабления гайки при установке шплинта.

Известна корончатая гайка, содержащая резьбовой корпус и подвижно соединенную с ним коронку под шплинт. Коронка соединена с резьбовым корпусом с возможностью вращения вокруг оси последнего при помощи буртика, выполненного на коронке и отгнутого в кольцевую канавку, которая выполнена в резьбовом корпусе, Каждая пара диаметрально противоположно расположенных пазов под шплинт имеет глубину, не ,равную глубине других пар пазов (2).

Недостатки такой конструкции заключаются в том, что отгиб нижней части коронки в кольцевую канавку корпуса, т.е. образование буртика, является трудоемкой операцией, которая возможна только с легко деформируемыми (пластичными) материалами, что ограничивает номенклатуру применяемых материалов. Для гаек небольшого диаметра резьбы возможно ограниченное количество, в пределах 3 пар, диаметрально противоположно расположенных пазов под

10 шплинт, и при затяжке ганки может получиться так, что нижний край отверстия под шплинт в болте не совпадает ни с одним нижним краем пазов в коронке, и тогда опять возникает необходимость в перетяжке илн ослаблении гайки для установки шплинта.

Целью изобретения является улучшение технологических н эксплуатационных характеристик корончатой гайки.

Поставленная цель достигается тем, что гайка, содержащая резьбовой корпус с наружной кольцевой канавкой и подвижно соединенную с возможностью вращения с ним коронку с пазами под шплинт, причем каждая пара диаметрально противоположно рас004675

Перестановка коронки 5 из одного фиксированного положения в другое смещает нижние края пазов 6 под шплинт 7 на величину перепада высот диаметрально расположенных гнезд 8 под упоры на полукольцах. Причем величина перепада высот гнезд зависит от величины перепада глубин пазов под шплинт и количества пар гнезд под упоры и определяется по формуле

Формула изобретения

40 коронку устанавливают в другое фиксирован45 вращаться относительно оси последнего, вращают одновременно коронку 5, установленную в одно из фиксированных положений.

1 положенных пазов имеет глубину, не равную глубине других пар пазов, снабжена установленными в кольцевой канавке полукольцами с радиальными выступами-упорами, на торце коронки со стороны резьбового корпуса выполнень фигурные гнезда, при этом радиальные выступы-упоры полуколец расположены в этих гнездах, а высота каждой пары диаметрально расположенных гнезд не равна высоте другой пары диаметрально расположенных гнезд.

На фиг. 1 показана корончатая гайка, условно навинченная на болт при соединении деталей; на фиг. 2 — резьбовое соединение, вид сверху; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 1.

Корончатая гайка содержит резьбовой корпус 1 с наружной кольцевой канавкой 2, расположенной на цилиндрической части корпуса. В кольцевой канавке расположены полукольца 3 с радиальными выступами-упорами 4 для фиксации коронки 5. На верхней части коронки выполнены пазы 6 под стопорный шплинт 7. Каждая диаметрально противоположно расположенная пара пазов под шплинт имеет глубину, не равную глубине любой другой пары. Для фиксации коронки 5 ее надевают на цилиндрическую часть корпуса так, чтобы в одну из пар диаметрально противоположно расположенных гнезд 8 вошли и застопорились выступы-упоры 4 полуколец 3.

Устанавливая коронку в различные гнезда, изменяют расстояния от торца резьбового корпуса до верхнего обреза коронки, а следовательно, и до нижних краев 9 пазов под шплинт.

При соединении деталей с помощью описываемой гайки стопорение производят следующим образом.

Корпус гайки навинчивают на стержень 10 болта и затягивают с необходимым усилием.

Далее производят поворот коронки вокруг оси гайки до совпадения нижнего края одной пары пазов с нижним краем отверстия под шплинт в стержне болта. При совпадении этих краев вставляют шплинт и отгибают его усики. При несовпадении этих краев ное положение так, чтобы края совпали.

Полукольца 3, находящиеся в кольцевой канавке 2 корпуса 1 и имеющие возможность

io

35 ь = — „-,—, ЬН где hh — величина перепада высот диаметрально расположенных гнезд под упоры;

ЬН вЂ” величина перепада глубин диаметрально расположенных пазов под шплинт и — количество пар гнезд под упоры.

Различные фиксированные положения коронки обеспечивают практически все диапазоны размеров от торца резьбового корпуса до отверстия под шплинт.

Использование данного изобретения полностью исключает перетяжку или ослабление резьбовых соединений при установке шплинта, чем повышается наДежность соединения.

Корончатая гайка, содержащая резьбовой корпус с наружной кольцевой канавкой и подвижно соединенную с возможностью вращения с ним коронку с пазами под шплинт

Э причем каждая пара диаметрально противоположно расположенных пазов имеет глубину, не равную глубине других пар пазов, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, она снабжена установленными в кольцевой канавке полукольцами с радиальными выступами— упорами, на торце коронки со стороны резьбового корпуса выполнены .фигурные гнезда, при этом радиальные выступы — упоры полуколец расположены в этих гнездах, а высота каждой пары диаметрально расположенных гнезд не равна высоте другой пары диаметрально расположенных гнезд.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3965954, кл. 151 — Б, 1976.

2, Авторское свидетельство СССР № 715834, кл. F 16 В 39/20, 1977 (прототип).

1004б75

A Ьг. 2

Редактор М. Дылын

Заказ 1833 45

Составитель И. Малюга

Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Тираж 774 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Корончатая гайка Корончатая гайка Корончатая гайка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к областям производства изделий крепежа, может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Изобретение относится к областям производства изделий крепежа, может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Гайка // 2144148
Изобретение относится к областям производства изделий крепежа, может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Гайка // 2145006
Изобретение относится к областям производства изделий крепежа и может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоресурсных резьбовых соединениях, работающих в условиях вибраций

Изобретение относится к машиностроению, авиастроению, судостроению, автомобильному и железнодорожному транспорту, монтажным и строительным работам и касается резьбовых соединений болт-гайка

Изобретение относится к технике машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации, в автомобильной, тракторной, локомотивной, авиационной и других отраслях промышленности и строительной индустрии

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к соединению деталей и конструктивных элементов, работающих в условиях вибрации

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к резьбовым соединениям со средствами стопорения

Изобретение относится к авиастроению, в частности к конструкции механизма управления аэродинамическими поверхностями самолета
Наверх