Способ настройки моментного вентильного электродвигателя

 

СПОСОБ НАСТРОЙКИ МОМЕНТНОГО ВЕНТИЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, сот держащего ротор, статор с обмоткой якоря и синусно-косинусный датчик положения ротора, выходы которого прдключены через соответствующие усилители к синусной и косинусной фазам обмотки якоря, включающий операции установки настраиваемого электродвигателя с объектом управления ;в стенд/ подачи на двигатель питающего и управляющего напряжений, разворота статора датчика относительно статора двигателя и фиксации углового положения статора датчика, соответствующего максимуму вращающего момента, отличаю щийс.я тем, что, с целью-повышения точности настройки при одновременном упрощении настроечного стенда, после подачи на двигатель напряжений инвертируют сигнал с синусного выхода датчика и подают его на вход у си лителя косинусной фазы электродвигателя , а сигнал с косинусного выхода I датчика подают на вГОд усилителя : синусной фазы обмотки электродвига- . V) теля, причем фиксацию углового положения статора датчика, соответствуюи;ую максимуму вращающего момента, осуществляют по угловому положению, § ; соответствующему полной остановке электродвигателя. , ,

СО(ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (111

d.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{2.1 ) 3363453/24-07 (22) 10. 12. 81 (46) 30.03.83. Бюл. 11 12 (72) А. Г.Микеров

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

: (53) 621. 313. 13. 014. 2: 621. 382(088. 8) (56) 1. Столов Л.И., Зыков Б.Н, Моментные двигатели с постоянными . магнитаии. М., "Энергия", 1977, с. 98-100.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке V 2877862/24-07, кл. G 01 L 3/22, 1980. (54) (57) СИОСОБ НАСТРОЙКИ МОМЕНТНОГО ВЕНТИЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, со-. держащего ротор, статор .с обмоткой якоря и синусно-косинусный датчик положения ротора, выходы которого подключены через соответствующие усилители к синусной и косинусной фазам обмотки якоря, включающий операции установки настраиваемого электродвигателя с объектом управления

З(5в H. 02 К 29/02 Н 02 К 26/00 в стенд; подачи на двигатель питакице. го и управляющего напряжений, разворота статора датчика относительно статора двигателя и фиксации углового положения статора датчика, соответствующего максимуму вращающего момента, отличающийся тем, что, с целью повышения точности настройки при одновременном упрощении настроечного стенда,.после подачи на двигатель напряжений инвертируют сигнал с синусного выхода датчика и подают его на вход усили"-. теля косинусной фазы электродвигателя, а сигнал с косинусного выхода датчика подают на вход усилителя

: синусной фазы обмотки электродвига", теля, причем фиксацию углового поло.. жения статора датчика, соответствующую максимуму вращающего момента-, осуществляют по угловому положению,, соответствующему полной остановке электродвигателя.

1 10088

Изобретение от носит ся к эл ектри, ческим машинам, а именно к электрическим двигателям постоянного тока с бесконтактной коммутацией, осуще-. ствляемой с помощью полупроводниковых приборов, т.е. к вентильным электродвига.елям, и предназначено для настройки в процессе изготовления

1 и эксплуатации электрических машин, работ ающих в качест ве и с полнител ь- 1р ных моментных двигателей приводов следящих систем и систем стабилизации различного назначения., Настройка моментного вентильного электродвигателя (ИВД), содержа- 5 щего синхронную машину, усилители и датчик положения ротора (ДПР) заключается в получении в воздушном зазоре угла между магнитными потоками или магнитодвижущими силами ста.ч- 20 тора и ротора (угла коммутации), равного 90 эл. град,, что аналогично получению угла сдвига щеток с гео- . метрической нейтрали обычного коллекторного двигателя постоянного то" 25 ка.

Известен способ настройки ИВД, заключающийся в развороте статора

ДПР работающего двигателя относительно с"àòîðà синхронной машины до до- 5р стин<ения максимума вращающего момента настраиваемого двигателя, измеряемого специальным пружинным моментомером. Способ основан на том, что мак. симум вращающего момента соответству- 35 ет углу коммутации в 90 эл. град (1).

Недостатком данного способа является необходимость обязательного демонтажа моментного двигателя кз объекта управления для установки его на каком-либо внешнем приборе-моментомере, что усложняет настройку и снижает ее точность, особенно, когда синхронный двигатель и ДПР поотавляются в виде отдельных встраиваемых

45 узлов;

Наиболее близок к предлагаемому по технической сущности способ настройки ИВД, содержащего ротор, статор с обмоткой якоря, синусно-косинусный датчик положения ротора, выходы которого подключены через усилители к соответствующим синусной и косинусной фазам обмотки якоря, включающий операции установки настраиваемого двигателя с объектом управления в стенд, подачи на двигатель питающего и управляющего напряжений, разворота статора датчи57 2 ка относительно статора двигателя

I и фиксации положения статора датчика, соответствующего максимуму вращающего момента 2 j.

Недо ст ат ком и з вест ного способа является малая точность настройки дви гателя.

Вращающий момент МВД, как известно, определяется выражением

Я ) 1 91ПД Я р1Ф16 ()

В с р где И „- максимальный вращающий момент ;

Г - магнитодвижущая сила МДС ,в воздушном зазоре, создаваемая ротором синхронного дви гателя c - ИДС в воздушном зазоре, создаваемая обмотками стато ра синхронного двигателя;

0 - угол коммутации;

К - коэффициент пропорциональности, определяемый конструкцией и обмоточными данными синхронной машины.

При угле коммутации 6 =90, как следует из (1}, вращающий момент дви гателя достигает максимума Мв„„. Однако при углах коммутации, близких к

90, функция sl0 8 меняется незначительно, т.е. максимум момента выражается неявно, что приводит к низкой угловой точности настройки ИВД.

Кроме того, недостатком известного способа является сложность настроечного стенда, содержащего дистанционную передачу, источник напряжения, предварительный усилитель с потенциометром на входе и нагрузочное устройство. Особенно большие трудности воз.никают при настройке МВД, встроенного в объект управления. Это усложняет конструкцию нагрузочного устройства и требует, как правило, применения дополнительных корректирующих устрой ст в.

Цель изобретения — повышение точности настройки двигателя при одно временном упрощении настроечного стен да.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу настройки МВД, содержащего ротор, ст атор с обмот кой якоря, синусно-косинусный ДПР, выходы которого подключены через соответствующие усилители к синусной и косинусной фазам обмотки якоря, включающий операции установки настраиваемого двигателя с объектом управления в

3 1008857 стенд, подачи на двигатель питающе- Для изменения з н я знака (фазы) управго и управляющего напряжений, разво- ляющего напряжения источник управлярота статора датчика относительно ющего сигнала 15 выполня а выполняют в аиде . статора синхронного двигателя и фикса- генератора прямоу о а прямоугольных колебаний ции максимума вращающего момента, s (фиг. 3). В этом случае при исполь" после подачи на двигатель напряжений . зовании в качестве ДПР 10 СКВТ (г.4) инвертируют сигнал с синусного выхода . источник 15 управляющего сигнала модатчика и подают его на вход усили- жет быть выполне и лнен, например, в виде ного теля косинусной фазы обмотки синхран- генератора 21 стандартных прямо r двигателя, а сигнал с косинусно- >о ных колебаний на выхо моу гольй, на выходе которого го выхода датчика подают на вход уси- установлен модулятор 22, построенлителя синусной фаеы обмотки синхрон- ный например н

Э мер, на поляризованном реной машмны, при этом фиксацию статора ле 23 и трансформаторе 24 со среддатчика, соответствующую максимуму ней точкой. вращающего момента, осуществляют по 1 Способ настройки эакл ойки заключается в угловому положению, соответствующему полной остановке ,а овке двигателя Настраиваемый МВД 1 с объектомНа фиг. 1 представлена функционапь- управления 11 уст а устанавливают в стенд ная схема МВД и стенда, с помощью ко- . 12 (фиг. 1) со е жа ий

), содержащий источник торого реализуется способ; на фиг. 2- 20 15 управляющего сигнала и переклю" зазоре .синхронного двигателя, на бота) Н .(" ). .Н фиг. 3 - возможный вид управляющего. тель подают напряжения путем по клю" сигнала на вхо е ДПР и и д Д при изменении чения напряжения питания на силинапряжения путем подклю" его знака ° на фиг. 4 - ва и фи . - вариант стен- И тели 6 и 7 и управляющего напряже" на усилида в случае применения синусно-коси- ния на входе ДПР 10 от от источника 15 нусного вращающегося трансформатора управляющего напряжения. Стат ДПР татор

Д, фи . 5 - 10 разворачивают относительно стания. источник с переменной фазой напряже тора синхронной машины 2 фи и фмксиру3Q ют максимум вращающего момента 1 ВД 1.

Настраиваемый МВД 1

Д содержит синх- После подачи на двигатель нап яронную машин 2 ото у, ротор 3 которои вы- жений питания сигнал 8 напряполнен в виде постоянного магнита а 9 ДПР 10 об ещ с гналы с выходов и обмотка якоря с фазами 4 и 5 подклю- разом. пре разуют слещ им об- едчцщ чена через усилитель 6 и 7 к выходам Сиги

Зи9ДПР 10 С игнал инвертируют (т.е. изменяС ротором 2 соединен ют его знак или ф ) объект 11 управления (иЛи его имита- 8 выхода ЛПР l0. ли азу с синусного тор) . вход усилителя 7 косинусной обмотки состоит из инвертора 13, соединенно- 5 синхронного двигатзля и т ключателя 14. пеРе- реключения переключателя 14 в полое жение ), а затем сигнал с косинусно" та, левое -. настрой- го выхода 9 ДПР 10 подают на вхо ка), и источника 15 управляющего сиг- 6, " 4 нала, соединенного с цепь 16 усилителя, син сн ": 4

ДЛР 10. епью питания ронного двигат ля 2 епь е

В случае, если в качестве ДПР 10 в, фи с цию максимума

СКВТ (фиг. 4)

r. ), содержащий обмотку 17 .ют и и отс вращающего момента МВД 1 осуществлявозбуждения и син сн ю 18 т при отсутотвии вращающего момента ную 19 обмотки, расположенные, напри- . Отсутствие в а мер, на ротс е ДПР t0 р, инвертор 13 может быть выполнен в виде переклю"ки ма симуму вращающе" . чателя, коммутирующего в положении го момента двигателя в режиме но рмаль.

Н выводы синусной обмотки 18 ° П и с ои о мотки . При преобразования сигналов с выхо ов этом в качестве источника управляю-, ДПР 10.

А щего сигнала 15 может быть использо- На ве а векторной диаграмме (фиг. 2) ван потенциометр 20, подключенный углы ЧР и Ч< векторов МДС ротора F к сети переменного тока с напряжев ротора нием U и статора -F< в воздушном зазоре синх. ронного двигателя отсчитываются от

Э 100885 » .. в

ИДС ста- Откуда угол ИДС статора

co5 (V +90 ) 0„ чс=е %0 " Ь%

2 м

5in (lFF+90 ) где U< и Q - напряжения на синуснои ф

4 и косинусной 5 обмотках синхронного двигателя 2 соответственно, К . " коэффициет пропорциональности между МДС 190 статора синхронного двигателя и напряжением, приложенным к его обмоткам.

При р аботе ИВД 1 (пере кп юч атель 1Ф

14 на фиг. 1 в положении Р)

0 -К30 02-К О где Ue и U - напряжение на синусном

8 и косинусном 9 выхо- 2О дах ДПР 10, Ку - коэффициент усиления усилителей 6 и 7.

При этом в правильно настроенном

МВД.ротор ДПР 10 должен быть раэвер- 25 нут относительно ротора 3 синхронного двигателя 2 на 90 эл. град, т.е.

Ч =Ч б90

А P где Ч - угловое положение ротора в(1

ДПР 10.

Напряжения на синусном 8 и косинусном 9 выходах ДПР 10 связаны с управ" ляющим напряжением 0 „на входе 16 ДПР

1О эависистью .. 35 . U0ÉÊ U5551ll9 =К U 555(Ч +90 ); и =К U

Д *ВХ р где К - коэффициент трансформации (передачи) ДПР 10, Тогда с учетом (3 ) и (4 ) выражение 2 при ни мает вид

F0=K05K5K5ц5, (505 (Ч +90 )+ф5(90+90 ),(9) откуда угол МДС статора 43 д t Nl соба М =М „,Ь (В4п(% -оС))=И „@/cosa 7,. ув где Ь - ошибка измерения величины соответствующей функции .

Считая g,О малой величиной .и раскладывая функцию. cosaLo в ряд, получают Ы0 откуда

И О 2 7

CosM .1- 0 ) оси абсцисс. При этом вектор тора равен с "ст((2 (?

sin (VF+90 )

Ч =0 СМ", — с(гсЬ

Ор Cns(V +90 )

Ч +90 р I а у гол коммут аци и

В=чс-Ур =90

При настройке МВД 1 (переключатель 14 на фиг. 2 в положении H) (=) )„; (--К,,О,, тогда иэ (2)находят

1с KñÒ K ()Вх -sin g +90 +j cos Ч,+90

= 55ГОЬ (-nay @0+905)) . (5!

Так как сйд(р+ Ю )е- цфис, то из (6) следует 9С- С -С 5Ь (Я р)= 5 р .

Следов ател ьно, для пр а вил ьно настроенного ИВД в режиме настройки угол коммутации

Ч Ч и вращающий момент в соответствии с выражением (1 ) равен нулю.

Таким образом, если в режиме настройки разворотом статора ДПР 10 добиваются отсутствия вращения двигателя, то для этого положения статора ДПР 10 в режиме работы (переключатель 14 возвращают в положе ние Р) вращающий момент МВД 1 бу1 дет автоматически достигать максимального значения, так как угол ком-. мутации В станет равным 90 эл. град.

Аналогичные результаты могут быть получены при замене операции инвертирования сигнала с синусного выхода

8 ДПР 10 э кви валент ной опер аци ей инвертирования сигнала с косинусного выхода 9 ДПР 10.

Повышение точности настройки имеет место вследствие уменьшения методической ошибки настройки. Абсолютная ошибка измерения вращающего момента при постоянном напряжении, как следует иэ формулы (1 ), равна

68 -88„дsine

Е В1щ

Согласно известному способу угол коммутации близок к 90о 5 т . е .. о е=ж-,;

5 где p - угловая ошибка настройки.

Сле овательно я известного cflo

Ы2 d.2

6(сова 1 - — р дц у

2 в0 ему "

7 10088

Согласно предлагаемому способу измерение вращающего момента в режиме настройки производится при угле коммутации, близком к нулю, т.е.

8"ля, где еббр" угловая ошибка настрой-у ки в предлагаемом способе.

Следовательно, ошибка измерения моиейта при предлагаемом способе настройки с учетом малой величины равна 1 10 ,фЯ ™ 43 (51Й О п) Ффффф Ып . ()

Считая, что гюгрешность измерения вращающего момента в обоих сгюсобах одинакова, т.е. ЛИВ =ЙИВП =ЬМВ, по- И лучают из 8 и 9 дЯ вЂ” — (-1О)

ВМ

Например, если принять погрешность измерения -момента равной 103 от максимального значения момента, — 3 развиваемого двигателем, т.е.—

,м„„

О, 1, тб у гловая по грешност ь настрой ки по предлагаемому способуЫп=0,1 (103), а по способу известному о о=

= f0,2 =0,445 (454) °

Исследованиями было установлено, что при постоянном знаке (фазе);управляющего напряжения, на входе ДПР гювышение точности настройки достига35 . ется при малом моменте-трения в опорах МВД и объекта управления. При большом моменте трения целесообразно изменять знак (фаэу) управляющего напряжения на входе ДПР с достаточно высокой частотой. Это объясняется тем, что ошибка настройки, как следует из (10), пропорциональна погрешности измерения момента ЬИВ, которая фактически определяется величиной момента сухого трения в опорах

МВД 1 и объекта 11 управления.

При изменении знака (фазы) управяяющего напряжения (фиг. 3) вращакщий момент ИВД меняет свой знак, .ФЕр» М что вызывает вибрацию ротора 3 синхвонного двигателя 2. Это.приводит к вибрационному уменьшению трения в опорах, а следовательно, и к умень. шению ошибки настройки. Дпя достижеИ

57 8 ния максимального эффекта, как показывают эксперименты, ИВД должен работать в режиме датчика момента, что может быть достигнуто, если разгон двигателя происходит за время не более одной постоянной времени ИВД (с учетом объекта управлений) Т .

Таким образом, реюментуемый период изменения управляющего сигнала т< гт„

Проводилась сравнительная экспериментальная настройка ИВД, содержащего шестнадцатиполюсный двухфазный синхронный двигатель типа ДМВ-2,5"2 с постоянными магнитами на роторе (пусковой момент 2,5 Н м, напряжение питания 27 В), ДПР.на базе бесконтактного СКВТ типа 2,5 6ВТ и два

:, транзисторных усилителя. ИВД соединялся с имитатором объекта управле" ния (.с "оментом инерции в 5,5 раз= превышающим момент инерции ротора двигателя), содержащим порошковую муфту, включение которой вводило до. бавочный момент сухого трения в

1 Нм. При настройке по прототипу, нагруэочное устройство. в виде шкива с грузом создавало постоянный ста. тический момент 0,56 Н и. Для реали-. зации предлагаемого способа приме" нялся настроечный стенд, схема которого изображена на фиг. 4 и 5.

Точность настройки оценивалась для. четырех настроек по асимметрии скорости вращения ИВД после настройки при его правом и левом вращениях.

Резул ьт аты испытаний сведены в таблицу. . Как видно иэ таблицы, предлагаемый сгюсоб настройки МВД снижает ошибку настройки в. 2,9 раза при малом моменте сухого трения и в 3,53,8 раза при большом моменте сухого . трения и при изменении управляющего си гнала.

Кроме того, значительно упроща, ется настроенное оборудование (на- .

: пример, стенд на фиг. 4 содержит все: го два переключателя и потенциометр), а сама настройка облегчается и ускоряется в результате отсутствия операций по настройке следящей систеии, необходимой при известном спосо. бе.

1008857

° »«

Способ с добавочным моментом трения

2 9

Известный

8,2

14,9

1,0

29

3,1

2,5

2,9

3 Гц

6 Гц

Предлагаемый (no фиг. 1 и 4) при постоянном управлякщем сигнале при изменении фазы несущей управляющего сигнала с часто" той

Асимметрия скорости вра" щения после настройки, без добавочного момента трения

1008857

1008857

1008857

1008857

hb &gg/®

Составитель А. Санталов

Редактор П.Пчелинская Техред И. Гайду

Корректор Ю Макаренко

Заказ 2355/65 Тираж 685 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ настройки моментного вентильного электродвигателя Способ настройки моментного вентильного электродвигателя Способ настройки моментного вентильного электродвигателя Способ настройки моментного вентильного электродвигателя Способ настройки моментного вентильного электродвигателя Способ настройки моментного вентильного электродвигателя Способ настройки моментного вентильного электродвигателя Способ настройки моментного вентильного электродвигателя Способ настройки моментного вентильного электродвигателя Способ настройки моментного вентильного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электрическим машинам, и может быть использовано в качестве электродвигателя для приведения в движение технологических рабочих машин и транспортных установок, работающих с изменяющимися значениями нагрузок и скоростей движения, а также в качестве генератора, работающего в окружающих средах с высокой влажностью, запыленностью, с содержанием химически агрессивных веществ

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин с возбуждением от постоянного магнита

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автономных системах электрооборудования в качестве источника переменного или постоянного тока (вентильные генераторы постоянного или переменного тока) или в качестве электромеханической части бесконтактного двигателя постоянного или переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе электропривода

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромагнитным двигателям, используемым в различных отраслях науки и техники

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в вентильных электрических машинах с индукторами на базе постоянных магнитов и магниточувствительными датчиками положения ротора, срабатывающими от поля магнитов индуктора

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе, на транспорте, в энергетике
Наверх