Статор электрической машины

 

СТАТОР ЭЛЕ аРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ , содержащий со анный из листов : 45 с%Л :й 5 .О- « ft, ilJV..,.,:.,,,,.J « .4. ; i-v. i IЬЙе,.Ч сердечник, нажимные кольца и соединенные с ними стягивающие листы сердечника по его наружной поверхности стержни, о т.ш ичающийся тем, что, с целью улучшения охлаждения , листы сердечника имеют разные наружные диаметры и расположены с чередованием и образованием поперечных ребер охлаждения, листы больших диаметров имеют выемки глу&1ной до диаметра наименьшего листа, ббра: зующие продольнь)е пазы, и стягивающие листы стержни расположёны в указанных продольных пазах. -rlrl ./ о f

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

: СФИ ФЮ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3343065/24-01 . (22) 24.09.81 (46) 23.04.83. 6юл. и 15 (72) В. М, Захарян и Н. Д. Яркова (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики (53) 621 ° 313 .713(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 572875, кл, H 02 К 1/06, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР и 1.21846, кл. Н 02 К 1/06, 1963, (54 j (57} СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий собранный из листов

::„.80„,Д}ЩЩД А сердечник, нажимные кольца и соединенные с ними стягивающие листы сердечника по его наружной поверхности стержни, о т: л и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения охлаждения,.листы сердечника имеют разные наружные диаметры и расположены с чередованием и образованием попе-речных ребер охлаждения, листы больших диаметров имеют выемки глубиной до диаметра наименьшего листа, образующие продольнйе пазы, и стягивающие листы стержни расположены в указанных продольных пазах.

10140

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно, к конструкции статора электрических машин малой и средней мощности.

Известен статор электрической

5 машины, у которого сердечник выполнен из кольцевидных листов с двумя значениями радиального размера кольца, причем разные зна ения радиального размера получены за счет разных внутренних диаметров 1 1J.

В этой конструкции на внутренней поверхности сердечника образуется

"гребенка", несколько увеличивающая поверхность охлаждения, благодаря чему улучшаются условия теплоотдачи от статора, Однако высота гре-. бенки строго лимитируется величиной воздушного зазора между статором и ротором. 20

Недостатком этого технического решения является то, что оно может быть использовано только в круп ных машинах, а для машин малой и средней мощности неприемлемо TBK KGK 25 для последних указанная гребенка мо, жет быть создана лишь за счет увеличения названного воздушного зазора.

Однако увеличение воздушного зазо-;» ра приводит к уменьшению мощности З0 электрической машины.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является ста" тор электрической машины, содержа щий собранный из листов сердечник, 35 нажимные кольца и соединенные с ними стя г ива ющие ли сты сердечни ка по его наружной поверхности стержни 1 2 .

Однако известная конструкция не обеспечивает .охлаждения и не позволя-4 ет повысить мощность машины или при той же мощности уменьшить ее .габари- г ты и массу

Цель изобретения - улучшение охлаждения.

Поставленная цель достигаетс тем, что в .статоре электрической машины листы сердечника имеют разные наружные радиальные размеры и расположены с чередованием и образованием поперечных ребер охлаждения, листы больших диаметров имеют выемки гл ; биной до диаметра наименьшего листа, образующие продольные пазы, и стягивающие листы стержни расположены в указанных продольных пазах.

На фиг, 1 представлен статор, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез

А-А и 6-6 на фиг. 1.

93 з

Статор содержит сердечник 1, состоящий из. листов 2 меньшего диаметра, дистов 3 большего диаметра с выемками 4, расположенными диаметрально, которые образуются при штамповке листа. При наборе пакета выемки образуют продольные пазы, в которых располагаются стержни 5, соединяющиеся с нажимными кольцами 6, например, сваркой, образуя вместе с сердечником единую несущую конструкцию статора. Листы 2,3 имеют идентичные пазы 7. В зависимости от условий, в которых работает машина, могут потребоваться ребра другого поперечного сечения. В зависимости от требуемой формы поперечного сечения выбирается число типоразновидностей листов, размеры их наружных диаметров и компановка их в сердечнике.

Возможны и другие решения образования несущей конструкции с использованием продольных пазов или другие сечения c åðæíåé 5.

При работе электрической машины потери s обмотках статора, которые передаются из паза к стали магнитопровода, а также потери в самой стали,магнитопровода передаются к оребренной охлаждающей поверхности непосредственно без переходного теплового сопротивления, как это имеет место в машинах, имеющих специальный корпус. .м

По сравнению с известным предлагаемый статор позволит создать бескорпусную оребренную по наружной поверхности конструкцию статора для машин малой и средней мощности, которая дает воэможность выбирать размеры и форму ребер, исходя из условия получения наибольшей эффективности охлаждения для данного конкретного исполнения машины.

Использование предложенного статора по сравнению с известным, за который принят статор электродвигателей серии АВ, представляющий собой стянутый посредством литых нажимных колец и стержней открытый пакет листов сердечника, позволит повысить мощность электродвигателя или при той же мощности уменьшить его габариты и массу .

Эффект увеличения внешней поверхности сердечника можно иллюстрировать следующим простым примером..Если при толщине листа 0,5. мм пакет сердечника составить из листов двух диаметров

Составитель Л . Карцева

Техред А.Бабинец . Корректор О. Билак

Редактор В, Лазаренко Заказ 3035/65 Тираж 685

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва,, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подпи сное

Филиал IltlO "Патент", r, Ужгород, ул. Проектная, 4

3 10 14093 4 по два листа большего и 10 листов мень- . Предлагаемая констрУкция.статора поз- шегр диаметра и если высота ребра сос- волит повысить мощность электрической тавит 5 мм, то при общей длине и диа машины или при той. же мощности уменьметре сердечника, равными 100 мм, шить ее габариты и массу, а также сознаружная поверхность этого сердечни- дать несущую конструкцию статора. ка составит 2203 .от. поверхности глад- Особенно эффективно применение кого сердечника той же общей длины. изобретения дпя двигателей, работаюЭто означает, что данный статор может щих в повторно-кратковременном рещирассеять потери в 2,2 раза больше, ме или в регулируемых приводах при что позволит увеличить мощность маши- 30 "ползучих" скоростях вращения, при коны при той же температуре нагрева об- торых охлаждающий вентилятор на валу моток приблизительно на 50ь. При этом двигателя не дает необходимого эффекрасход стали увеличится лишь на 3,53. та.

I 1

А-А

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет упростить конструкцию и обеспечить высокий уровень коэффициента полезного действия

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей герметичных бесконтактных синхронных генераторов торцового типа

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкциям асинхронных электродвигателей общего назначения, и может быть использовано, например, в электроприводе стиральных машин, в дерево- и металлообрабатывающих станках

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции коллекторных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении роторов для асинхронных двигателей динамического режима работы, регулируемых, с требованием по ограничению вибраций и шумов

Изобретение относится к электротехнике и касается создания коллекторных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, которые могут быть использованы в качестве электропривода в случае ограничения одного из поперечных размеров двигателя, в частности при работе в системе редуктор - двигатель

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, которые могут быть использованы в качестве электропривода в случае ограничения одного из поперечных размеров двигателя, в частности при работе в системе редуктор - двигатель
Наверх