Штуцер заправочно-дренажный
ШТУиЕР ЗАПРАВОЧНО-ДРЕНАЖНЫЙ , содержащий корпус, траверсу, клапан, распорный винт, о т л и ч а torn и и с я тем, что, с целью повьпиеняя безопасности обслузкиваюшего персонала, он снабжен блокируклцим средством, выполненным в виде подвижного стопора, установленного в расточке траверсы и ориентированного относительно пазов корпуса. i i/ Ю 4 О5 Ю фиг./
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК у I F16 3 l3/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВЩ ЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3355547/25-08 (22) 16.1 1.8 1 . (-46) 23,06,83. Бюл. И 23 (72) И. Б. Тихомиров (53) 621.646. (088.8) (56) 1.Савенков Н.Г.. и др. Кислородное оборудование самолетов. М., ДОСААФ
1953, с. 67.
2. Описание МАП Самолет МИГ-17 .
М., Оборонгиз, 1954, с. 167 (прототип).
„„SU;„, 024627 А (54) (57) ШТУ11ЕР ЗАПРАВОЧНО-ДРЕНАЖНЫЙ, содержащий корпус, траверсу, клапан, распорный винт, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повьпиения безопасности обслуживающего персонала, он снабжен блокирующим средством, выполненным в виде подвижного стопора, установленного в расточке траверсы и ориентированного относительно пазов корпуса, .
1024627
Изобретение о носится к быстроразъемным соединениям:. пневмогидравлических систем, в частности к бьктрораэьемным соединениям, работающим под высоким давлением и предназначенным для исполь» зования на летательных аппаратах.
Извес жы штуцеры зарядные для при.соединения кислородной магистрали самолета к источнику кислорода. Такие штуце-: ры имеют корпус, фильтр, гайку заглушку, прокладку и соединительную цепочку (1) .
Ввиду небольших заправочных емкостей кислородной системы самолета такой штуцер имеет корпус с небольшим проходным сечением; что позволяет испольэовать для обеспечения его герметичности резьбовую гайку-заглушку с прокладкой. для заправки больших емкостей через такой штуцер требуется значительное время, а увеличение проходного сечения приведет к увеличению резьбового соединения и, следовательно, к резкому увеличению усилия,необходимого для обеспечения герметичнооти штуцера.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является штуцер заливной горловины топливного бака самолета, содержащий корпус, распорный винт, траверсу, крышку, в которой смонтирована уплотнительная прокладка и соединительный тросик (2) .
При закрытии такого штуцера траверса, в которую ввернут распорный винт со смонтированной на нем крышкой, вводят в пазы корпуса и поворачивают таким образом, чтобы усы чраверсы, находясь в кол цевой расточке корпуса, были отведены от пазов. Затем ввертыванием распорного винта в траверсе, крышку с прокладкой подводят к седлу корпуса штуцера и, прикладывая к винту определенный момент, обеспечивают необходимую герметичность шту пера.
При открытии штуцера указанные выше операции проводят в обратной последовательности.
В системах высокого давления перед открытием такого штуцера необходимо стравить давление, находящееся за штуцером, что достигается открытием спе. аиального дренажного вентиля, устанавливаемого параллельно со штуцером, либо других дренажных устройств.
В противном случае, при нарушении последовательности операций, вследствие забывчивости обслуживающего персонала или неисправности дренажного вентиля. из-эа больших сил трения в резьбовом соединения "траверса-распорный винт прн повороте винта возможен самопроизвольный цроворот траверсы, при котором усы траверсы займут положение напротив пазов корпуса. Вышедшая из зацепления с корпусом заглушка цод действием дав- . ления за штуцером отстрелится", что может привести к травмированию обслуживающего персонала. белью изобретения является повышение безопасности обслуживающего персо-. . налае
Поставленная цель достигается тем, что штуцер, содержащий корпус, траверсу, клапан, распорный винт, снабжен блокирую-,, щим средством, выполненным в виде под вижного стопора, установленного в расточ= ке траверсы и ориентированного очносите20 льно пазов корпуса.
Стопор автоматически фиксирует траверсу от самопроизвольного поворота, на- . ходясь в зацеплении с корпусом в положении штуцера Закрыто", до полной его разгерметизации, На фиг. 1 показан штуцер эаправочнодренажный в закрытом положении, на,фиг.
2 — разрез А-А на фиг. 1.
Штуцер заправочно-дренажный состоит иэ корпуса 1 и заглушки, состоящей из
З0 клапана 2, траверсы 3 с усами 4 и раопорного винта 5. В корпусе штуцера выполнены пазы 6. Корпус имеет седло 7.
В траверсе выполнена расточка 8, в которой установлен стопор 9, имеющий язычок 10 и прижимаемый к клапану пружиь- ной 11.
Стопор 9 имеет возможность перемещатся параллельно оси штуцера, следуя за ходом клапана 2.
Штуцер работает следующим образом. йля закрытия штуцера заглушка усами ! 4 траверсы 3 вводится в пазы 6 корпуса
1 штуцера и поворачивается в нем таким образом, чтобы усы 4 траверсы 3 заняли
45, положение, как показано на фиг. 2, т. е. поворачивает до упора в ограничительную, шпильку 12. При етом заглушка сориенти-, рована по отношению к корпусу-1 штуцера таким образом, что стопор 9 занимает
50 положение напротив паза 6, При ввертывании распорного вийта 5 клапана 2 подводится к седлу 7 корпуса и закрывает штуцер, Одновременно следуя за ходом клапана, под действием пружи 5 ны 11, в расточке. траверсы 3 перемещается параллельно оси штуцера стопор
9, язычок 1О которого практически сразу заходит в паз 6 корпуса 1, блокируя
Сосайил B. Пчу
Техред А.Бабинец . Корректор С. Шекмар
-з
Редактор Г. Волкова
Заказ 4364/31- Тираж 925
ВНИИПИ Государственного комитета СССР. по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное с филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4.
3 1024627 4 заглушку и корпус, исключая возможность следуя за клапаном 2, преодолевая усиповорота траверсы вокруг оси относитель- лие пружины 11, войдет в расточку 8
- но,корпуса. траверсы 3 и язычок 10 стопора
При отвертывании распорного винта 5 9 выйдет из зацепления с корпусом. во время последующего открытия штупера > Заглушку можно снять с корпуса язычок 10 стопора 9 не позволяет зравер штуцера. се повернуться ни самопроизвольно, ни вручную до тех пор, пока, дтапан 2, упрар- Наличие стопора, автоматически вхо-лающий своим положением -.положение аяшего в,зацепление с корпусом штуцестопора 9 и его язычка 10 в easy кор- о ра при его закрытии н препятствуюшего пуса 1 - не отойдет на достаточное.рас- самопроизвольному провороту траверсы стояние от седла 7, т. е. до тех пор, ао полного открытия штуцера, исключает пока полностью не откроется штудер и возможность отстрела заглушки сжатым не отравится избыточное давление за ним. газом и травмирование обслужяваюшего, Прн полном открытии штупвра стопор 9, 5 персонала.