Обучающее устройство

 

ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ;ио авт.св. № 890427, отличаюш а е с я тем, что, с цепью расшире ..::;i:.-..-.-; ® j bi ij ;:;;:j;:,:,i.;Jy j ния дидактических возможностей устройства , в него введены второй пупьт дистанционного управления, информационное табло и цепочки из последовательно вкшо чанных блоков сравнения, счетчиков и дешифраторов , выходы которых соединены с соответствующими входами информацио ного табло, первые и вторые входы блоков сравнения цепочек подключены соответственно к выходам пультов обучаем 1х и первому выходу второго пульта дистанционного управления, второй выход которого соединен с вто{Я тми входами счетчиков цепочек.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU „„1024963

gag G 09 В 7/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

По ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

° 4.:

1 г I .

Г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ -:

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (54) (57) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

; ио авт.св. % 890427, о т п и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью расшире°"

° °

Ъ (81) 890427 (21) 3399255/18-24 (22) . 23.02.82 (46) 23.06.83. Бюл. % 23 (72) В.К.Апександров, В. И. Зубко и А. Н. Игнатьев. (53) 681.3.071 (088.8) (56) 1. Авторское свидетепьство СССР

М 890427, кп. 6 09 В 7/02, 1980 . (прототип). ния дидактических возможностей устройства, в него введены второй пульт дистанционного управления, информационное табпо и цепочки иэ последовательно вкпю ченных бцоков сравнения, счетчиков и дешифраторов, выходы которых соединены с соответствуюшими входами информацион-. . ного табло, первые и вторые входы бпоков сравнения цепочек подключены соответственно к выходам пупьтов обучаемых и первому выходу второго пульта дистанционного управпения, второй выход которого соединен с вторыми входами счетчиков цепочек.

1024963

Изобретение относится к автоматике и вычиспительной технике, в частности, к техническим средствам обучения, используемым пля инцивицуапьного и коллектив ного обучения.

По основному авт.св. hb 890427 известно обучаюшее устройство, испопьзуемое цпя инцивицуапьного и коппективного обучения в учебных заведениях, и соцержашее пупьты обучаемых, блок записи адреса текушего положения носителя информации, подключенный к первому входу реверсивного счетчика, соециненного с первым входом схемы сравнения, второй вход которой подключен к регистру ацреса, вхоц которого явпяется первым входом устройства, а первый, второй и третий выходы схемы сравнения поцкпючены к первому, четвертому и седьмому входам первого блоке элементов И, первый, второй и третий выходы которого подкпю= чены к первому, пятому и девятому входам формирователя управпяюших сигналов, первый и второй выходы которого соответственно подключены к второму и третьему входом реверсивного счетчика и к первому и второму входам блока перемешения носителя информации, выходы пультов обучаемых подктпочены к треть ему и четвертому входам бпока контропя знаний, первый, второй и третий выходы которого подключены соответственно к четвертому, третьему и второму вхоаам пупьтов обучаемых, второй, шестой и двенадцатый входы формироватепя управляюших сигналов подключены соответственно к первому, второму и пятому выходам, а четвертый выход - к седьмому и одиннадцатому вхоцам формироватепя управпяюших сигналов, четвертый, восьмой и тринадцатый выходы которого подключены соответственно к первому второму и третьему выходам программного блока, третий вход которого, явпяющийся вторым входом устройства, подключен к второму, пятому и восьмому входам первого блока эпементов И, третий, шестой и девятый входы которого подключены к первому входу блока предъявпения информации и к первому выходу блока управпения режимом работы, второй выход которого поцкпючен к второму входу бпока предъявления информации и к второму, четвертому, шестому, восьмому и десятому входам второго бпока элементов И, первый, третий пятый и седьмой входы которого поцкпючены соответственно к первому, второму, третьему и четвертому выходам пульта дистанционного управпения, цевятый вход второго бпока эпе- ментов И соецинен с выходом фотосчитываюшего преобразоватепя, с четвертым входом реверсивного счетчика и с четвертым входом программного блока, вычитающий счетчик, дешифратор, первый, второй, третий и четвертый эпементы И, триггер, формирователь, первый элемент

ИЛИ и второй эпемент ИЛИ, выход которого подключен к второму вхоцу программного блока, а первый вход соецинен с третьим выходом блока управпения ре .. жимом работы, четвертый выхоц которого подключен к входу формирователя и к

15 первым входам второго, третьего и четвертого элементов И, вторые входы второго и третьего элементов И поцкпючены соответственно к третьему и четвертому входам программного блока, выхоц второго эпемента И подключен к второму входу бпоки контроля знаний, к второму входу первого элемента И, к второму вхоцу вычитаюшего счетчика, первый вход которого соецинен "с первым выхоцом контроля знаний, а выход вычитающего счетчика поцкпючен через поспецовательно соединенные дешифратор и первый эпемент И к первому вхоцу триггера, второй вхоц которого подключен к

З0 выходу формирователя, а выход соединен с вторым входом четвертого элемента И,выход которого подкпючен к второму входу второго .эпемента ИЛИ, первый и второй выходы формирователя управляю35 ших сигналов поцкпючены соответственно к первому и к второму вхоцам первого эпемента ИЛИ, выход которого поцкпю-. чен к первым входам пультов обучаемых (1) .

40 Известное устройство позвопяет осуществлять обучение и проводить контроль знаний обучаемых.

В ряце практических спучаев актуапьной является задача прецварительного

45 профессионапьного отбс,ра обучаемых, осуществпяемая путем группового контроля их знаний и навыков путем ответа на контропьные темй. Как правило, испопьзуется несколько контропьных тем, позво5р пяюших оценить подготовку обучаемых по различным областям знаний. При етом не требуется точное знание оценок обучаемых за кажцую тему, а нужен пишь контроль того, правильно пи ответил обучаемый на вопросы совокупности контроа ных тем. Дпя учета специфики профпри-. гоциости обучаемых в ходе контропя цопжен устанавпиваться опреаепенный уровень оценки, которая является "проход3 1024 ным баллом". В результате такого контроля осуществляется оперативная предваритепьная оценка профессионапьной пригоцности обучаемых цпя решения опредепенного круга задач.

Известное устройство учитывает и фиксирует на регистраторе оценку обучаемых за кажцую тему. Поэтому оперативный контропь (отбор) того, какие обучаемые ответипи верно на каждую из прець-10 явленных тем при использовании для от« бора нескольких тем, большом копичестве обучаемых (порядка 20-30) и высоком темпе их опроса преподаватепю осуществить очень сложно. Кроме того, при регистрации в ходе отбора оценок каждого обучаемого по каждой из контропьных тем на материапьный носитепь ицет значительный и практически ненужный расход носителя и ресурса регистратора.

Указанные недостатки ограничивают дидактические возможности известного устройства по профотбору.

Цепь изобретения - расширение дицак« тических возможностей устройства при профотборе.

Поставпенная цепь достигается тем, что в обучающее устройство введены второй пульт дистанционного управпения, информационное табло и цепочки из поспедоватепьно включенных бпоков сравне30 ния, счетчиков и дешифраторов, выходы которых соединены с соответствующими входами информационного табло, первые и вторые входы блоков сравнения цепочек подкпючены соответственно к выхоцам пультов обучаемых и первому выходу вФорого пульта дистанционного управпения, второй выход которого соединен с вторыми вхоцами счетчиков цепочек.

На чертеже представлена функционапь "0 ная схема предлагаемого обучающего устройства.

Обучающее устройство содержит бпок

1 записи адреса текущего попожения носителя информации, регистр 2 адреса тре-4> буемого попожения носителя информации, реверсивный счетчик 3, пульт 4 дистанционного управления, бпок 5 управпения режимом работы, схему 6 сравнения, программный блок 7, формирователь 8 50 управпяющих сигнапов, фотосчитываюший дреобразоватепь 9, бпок 10 предъявления информация, блоки 11 и 12 эпементов

И, блок 13 перемещения носитепя информации, пупьты 14 обучаемых, элементы 55

ИЛИ 15 и 16, вычитающий счетчик 17, дешифратор 18, эпементы 19-22, формирователь 23, триггер 24, блок 25

963 4 контроля знаний, второй пульт 26 дистанционного управления, формироватепи 27 признака правильных ответов и информационное табло (индикационная панель) 28.

Формироватепь 8 состоит из эпементов ИЛИ 29-32> триггеров ЗЗ и 34 и элемента И 35. Блок 11 состоит из элементов И 36-38, блок 12 - из элементов И 39-43, блок 13 — из узпа

44 вкпючения электродвигателя и эпектродвигатепя 4-5. Пульты 14 состоят из блоков 46 ввода кода правильного ответа, блоков 47 анализа выбранного отве-. та и блоков 48 оценок.

Блок 25 контроля знаний состоит из формироватепя 49 программ, узла 50 включения режима контроля знаний, узпа

51 ввода входа правипьного ответа, узла

52 ввода коца количества вопросов и регистратора 53 оценок. Формирователь

27 состоит из бпока 54 сравнения. кодов оценок вычитающего счетчика 55 тем и дешифратора 56. Копичество формироватепей 27 признака правильных ответов опредепяется количеством рабочих мест 14.

Отбор обучаемых по совокупности ответов на контропьные темы осушеств пяется .пультом 26, формироватепями 27 и табпо 28.

Пульт 26 прецставпяет собой совокупность контактных перекпючатепей и шифраторов, с помощью которых преподаватець устанавпивает оценку (проходной балл) и количество тем, по которым осуществляется отбор обучаемых. С помощью шифраторов, входящих в пульт

26, вхоцами которых явпяются выходы контактных перекпючателей, на первом выходе пульта 26 формируется код проходной" оценки, а на втором выходекод количества тем. Код оценок поддерживается на первом выходе пупьта 26 постоянно в ходе отбора, а выдача кода копичества тем осушествпяется одноразово.

Схема сравнения коцов оценок бпоков

54 представпяет собой совокупность погических элементов И и ИЛИ, и осуществляет выполнение спедуюшей логической фу иции: если, и только еспи, коды оценок с пульта 26 и рабочего места 14 обучаемого совпадают ипи приходит код оценки, бопее высокой, чем установленная на пульте 26 (сравнение осуществпяется последовательно, начиная со старших разрядов отступающих на схему 56 кодов

4963 d

Первоначальный запуск устройства в режим контроля знаний осуществляется командой, поступаюшей на второй вход устройства. По этой команде включается блок 7, через элемент И 20 - блок 25 контроля знаний и от блока 25 — пульты 14. Программный блок 7 вырабатывает сигнал на перемешвние носителя информации, который с второго ипи третьего выхода блока 7 (в зависимости от требуемого направления перемешения носителя) через формирователь

8 поступает на блок 13. С приходом транспортной метки кадра с первым контрольным вопросом и вариантами ответов фотосчитываюший преобразователь

18 вырабатывает сигнал Стоп", поступающий на второй вхоц блоха 7. Этот сигнал запускает времязадающие схемы бпла 7 и цапее поступает на формирователь 8 цпя формирования сигнала останова перемещения носителя. Найденный кадр с контрольной информацией предъявляется обучаемым блоком 10. Время предъявления контрольной информации и перехода к следующему вопросу определя.ется временем срабатывания времязадаю» ших схем, программного блока 7, уста= навпивавмым при подготовке контрольной программы.

S 102 оценок), то на выхоце блока 54 формируется единичный сигнал, поступающий на вход вычитаюшвго,счетчика 55 (тем), В предлагаемое устройство по сравнению с известным введен дополнительный режим - режим отбора.

Работа устройства с использованием введенных блоков и схем осуществляется в режиме отбора следующим образом.

Устройство устанавпйвается в режим контроля знаний. Включение устройства в режим контроля знаний, поиск начала требуемой группы контрольных вопросов и вариантов ответов (требуемой контрольной темы) осушествпяется извест ным способом.

На пульте 26 преподаватель устанавливает оценку, которая является "проходным баллом по материалу контрольных тем. Обычно таким "баллом" явпяется оценка "отлично ипи хорошо . При необходимости дпя наиболее труцных ипи легких контрольных тем преподаватель может изменять "проходной балл в ходе отбора перед соответствующей темой.

Кроме того, преподаватель устанавлива ет на пульте 26 количество контрольных тем, используемых в режиме отбора.

После ответа обучаемого (контропиру емого) на последний вопрос контрольной темы блок 48 оценок вырабатывает код оценки за тему. Код оценки с выхода блоке 48 поступает на второй вход схемы сравнения:коцов блока 56, на первый вход которого подан код прохоцной оценки с первого выхода пульта 26. Если коды совпадают ипи значение кода, пришедшего от блока 48 по одному из разрядов кода, начиная со старшего разряда, больше, то блок 54 вырабатывает единичный c8rRaTI, поступаюший на первый вход вычитаюшего счетчика 55, в который по второму вхоцу записан код копичества тем с выхода пульта 26. Coqep жимое счетчика 56 уменьшается на единицу. B противном случае (еспи обучаемый ответил ниже контрольной "проходной" оценки) блок 54 сигнала не вырабатывает, и содержание счетчика 55 изменяется. С выхода счетчика 55 значение вго содержимого (код текущего количества оставшихся контрольных тем) поступает на вход дешифратора 56. Если закончен контроль по последней из контрольных тем и обучаемый правильно (не ниже требуемой проходной" оценки) отвечает на все контропьны е темы, значе» ние содержания счетчика 56 становится равным нулю, и только в этом случае дешифратор 56 вырабатывает сигнал, который поступает на соответствуюший вход табло 55, на котором индицирует ся номер рабочего места, на котором обучаемый правильно ответил на все контрольные темы и, соответственно, успешно прошел контрольный отбор. Если сс держимое счетчика 55 после поспецней контрольной темы остается отличным от нуля, что равносильно неверному ответу обучаемого хотя бы на одну из контроль ньгх тем, То дешифратор 56 сигнала не вырабатывает н на табло номер данного рабочего места не инаицируется.

В отличие от режима контроля знаний в режиме отбора при подготовке контрольной программы на формирователе 39 регистрация оценок обучаемых на регистраторе 53 не предусматривается.

По сравнению с известным базовым объектом предлагаемое устройство позво-. ляет осуществлять оперативный предварительный профотбор обучаемых в ходе введенного режима отбора при испопыювании дополнительных блоков и узлов пульта, табло и формирователей. Реапи7 1024963 8 запия. профотбора с использованием из- зупьтатов контроля знаний обучаемых, вестного устройства требует допопнитель- которые значитепьны при бопьшом колиного времени и усилий для обработки ре- честве обучаемых.

БНИИПИ Заказ 4403/48 Тираж 488 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх