Система комбинированного управления муфтой сцепления, тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения передач со штоками переключения передач

 

СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ МУФТОЙ СЦЕПЛЕНИЯ , ТОРМОЗКОМ ПЕРВИЧНОГО ВАЛА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И УСТРОЙСТВОМ БЛОКИРОВКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СО ШТОКАМИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ, содержащая главный цилиндр сцепления, кинематически связанный с педалью сцепления, исполнительные гидроцилиндры муфты сцепления, тормозка первичного вала коробки передач и устройства блокировки соответственно, каждый из которых гидравлически связан с главным цилиндром сцепления, а также клапан управления подачей жидкости в гидроцилиндр тормозка первичного вала, отличающаяся тем, что, с целью повышения на ежности, клапан выполнен в виде двухпозиционного гидроаппарата, вход которого соединен с нагнетательной полостью главного цилиндра сцепления, а выходы - с гидроцилинд-: ром тормозка первичного вала коробки передач и со сливной полостью главного цилиндра сцеплений, соответственно, и включает в себя подпружиненный шток, пропущенный сквозь противоположные торцы корпуса клаI пана, один из концов которого установлен с возможностью взаимодействия со штоками СП переключения передач, и золотник, подпружиненный относительно другого конца штока .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

: РЕСПУБЛИН

S(5D В 60 К 41/22 с: с --С (;:;) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К. АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ка.

0юеб

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2! ) 3356889/27-11 (22) 20.11.81 (46) 15.07.83. Бюл. № 26 (72) Д. И. Шаткус,,Ю. Н. Ярмашев и В. М. Фрид, (7l) Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для уборки зерновых культур и самоходным шасси (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 29?6614, кл. В 60 К 41/22, 1980. и (54) (57) СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ МУФТОИ СЦЕПЛЕНИЯ, ТОРМОЗКОМ ПЕРВИЧНОГО ВАЛА

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И УСТРОИСТВОМ

БЛОКИРОВКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СО ШТОКАМИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

ПЕРЕДАЧ, содержащая главный цилиндр сцепления, кинематически связанный с педалью сцепления, исполнительные гидроци„,SUÄÄ 1028536 А линдры муфты сцепления, тормозка первичного вала коробки передач и устройства блокировки соответственно, каждый из которых гидравлически связан с главным цилиндром сцепления, а также клапан управления подачей жидкости в гидроцилиндр тормозка первичного вала, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, клапан выполнен в виде двухпозиционного гидроаппарата, вход которого соединен с нагнетательной полостью главного цилиндра сцепления, а выходы — с гидроцилиндром тормозка первичного вала коробки передач и со сливной полостью главного цилиндра сцеплений, соответственно, и включает в себя подпружиненный шток, пропущенный сквозь противоположные торцы корпуса клапана, один из концов которого установлен с возможностью взаимодействия со штоками переключения передач, и золотник, подпружиненный относительно другого конца што1028536

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам управления муфтой сцепления и коробкой передач самоходной машины, главным образом самоходного зерноуборочного комбайна.

Известна система комбинированного управления муфтой сцепления, тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения передач со штоками переключения передач, содержащая главный цилиндр сцепления, кинематически связанный с педалью сцепления, исполнительные гидроцилиндры муфты сцепления, тормозка первичного вала коробки передач и устройства блокировки соответственно, каждый из которых гидравлически связан с главным цилиндром сцепления, а также клапан управления подачей жидкости в гидроцилиндр тормозка первичного вала (11.

Недостаток данной системы заключается в том, что в полости гидроцилиндра тормозка сохраняется обьем жидкости после закрытия гидроклапана, соответствующего включению передачи. Тормозок оказывается частично включенным, что ведет к его интенсивному износу, к ненужному торможению машины и нерациональному расходованию мощности двигателя. Кроме того, во время работы оператор из-за неравномерности валка широко пользуется частичным выключением муфты сцепления при включенной передаче для уменьшения скорости движения комбайна, при этом создается давление в главном цилиндре сцепления, которое вследствие неизбежных неплотностей.в гидроклапане передается в гидроцилиндр тормозка и замыкает последний.

Эта система характеризуется также неуравновешенностью гидравлического клапана. При попытке установить рычаг переключения передач в нейтраль клапан играет роль гидравлического цилиндра. Давление жидкости, созданное в клапане, препятствует установлению рычага в нейтральное положение. Рычаг стремится «перескочить» в соседнюю передачу под воздействием регулирующего элемента, причем во время переключения оператор ощущает удар в ногу со стороны педали, поскольку переключение передач производится при выжатой педали сцепления.

Эта система нуждается в заводской и эксплуатационной регулировке привода, управляющего работой клапана. Основным условием четкой работы устройства является строгое совпадение нейтрального положения шестерен в коробке передач и открытого положения клапана. Однако в известной системе эти элементы связаны через кинематические звенья, которые в производстве могут быть изготовлены с той или иной степенью точности, а в процессе эксплуатации подвержены износу и возникновению люфтов. Но даже отрегулированный привод может давать погрешности, поскольку регу

55 лировка производится на неподвижном комбайне, а во время движения происходят перекосы рамы комбайна, на которой смонтировано управление, относительно моста ведущих колес, на котором смонтирован гидравлический клапан и все остальные элементы, составляющие конструкцию этой системы.

Цель изобретения — повышение надежности работы системы.

Поставленная цель достигается тем, что клапан управления подачей жидкости в гидроцилиндр тормозка-первичного вала выполнен в виде двухпозиционного гидроаппарата, вход которого соединен с нагнетательной полостью главного цилиндра сцепления, а выходы — с гидроцилиндром тормозка первичного вала коробки передач и со сливной полостью главного цилиндра сцепления соответственно, и включает в себя подпружиненный шток, пропущенный сквозь противоположные торцы корпуса, клапана один из концов которого установлен с возможностью взаимодействия со штоками переключения передач, и золотник, подпружиненный относительно другого конца штока.

На чертеже изображена схема системы комбинированного управления при нейтральном положении рычага переключения передач и замкнутой муфте сцепления.

Система управления содержит педаль 1 сцепления, главный цилиндр 2 сцепления, гидроцилиндры 3, 4 и 5, приводящие в действие муфту 6 сцепления, тормозок 7 первичного вала 8 коробки передач, шток 9 устройства 10 блокировки передач.

Главный цилиндр 2 имеет поршень 11.

Гидроцилиндры 3, 4 и 5 одностороннего действия. Рабочие полости цилиндров 3 и 5 непосредственно соединены с полостью главного цилиндра 2, а полость цилиндра 4 соединена с полостью главного цилиндра 2 через трехходовый двухпозиционный клапан

12, причем имеется сливная магистраль 13.

Клапан 12 имеет два штока 14 и 15, установленных в корпусе с одинаковыми диаметрами, расположенных с противоположных сторон и подпружиненных пружиной 17. Золотник 18 образует со штоком 14 клапан А и с корпусом 16 клапан Б. Золотник 18 подпружинен относительно штока 15 и связанного с ним штока 14 пружиной 19. Клапан

12 связан с гидроцилиндром 4 магистралью

20. Клапан 12 установлен на корпусе (не показан) коробки перемены передач и взаимодействует посредством штока 14 и шариков 21 со штоками 22 и 23 переключения переда ч.

Система управления работает следующим образом.

При нейтральном положении штоков 22 и 23 переключения передач и исходном положении педали 1 шарики 21 утоплены в лунках штоков 22 и 23. Шток 15 под действием пружины 17 открывает клапан А. Муфпри этом смещается шток 15 такого же диаметра, объем жидкости внутри клапана

12 остается неизменным, т. е. клапан 12 при переключении проявляет себя как гидравлически уравновешенный по отношению к другим гидравлическим элементам и не оказывает воздействия на них.

Клапан 12, установленный на корпусе (не показан) коробки перемены передач, g занимает строго фиксированное положение.

Штоки 22 и 23 переключения передач, изготовляемые с высокой точностью, а также калиброванные шарики 21 обеспечивают сборку и работу без регулировок.

Минимальное количество промежуточных деталей между штоками 22 и 23 и управляемым ими штоком 14 исключает кинематические погрешности при управлении клапаном

12.

Технико-экономический эффект от использования изобретения заключается в том, что предупреждается износ тормозка, а также торцовый износ зубьев щестерен в коробке перемены передач, кроме того, исключаются заводские и эксплуатационные регулировки.

1028536 та 6 сцепления находится в замкнутом, тормозок 7 в разомкнутом, а механизм 10 блокировки передач в деблокированном состоянии.

При нажатии на педаль 1 возникающего в главном цилиндре 2 давление передается цилиндрам 3 и 5 и через клапан 12 цилиндру 4, в результате чего муфта 6 размыкается, шток 9 освобождает механизм переключения передач, а тормозок 7 замыкается и удерживает вал 8 коробки передач от вращения. Вся система подготовлена к переключению передач.

Удерживая педаль в нижнем положении, включают передачу, при этом один из штоков

22 или 23 смещается, вытесняя шарики 21 из лунки. Шток 14 под действием шариков

21 отходит, сжимая сначала пружину 17, а затем пружину 19. Клапан А при этом закрывается, а клапан Б открывается. Таким образом, полость цилиндра 4 отсоединяется от источника давления — главного. цилиндра 2 и соединяется со сливной магистралью 13, давление в указанной полости падает, тормозок 7 размыкается, освобождая вал 8.

Включение любой передачи приводит к осевому смещению штока 14, но поскольку

ВНИИПИ Заказ 4871/I 5

Тираж 675 Подписное

Филиал ППП кПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система комбинированного управления муфтой сцепления, тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения передач со штоками переключения передач Система комбинированного управления муфтой сцепления, тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения передач со штоками переключения передач Система комбинированного управления муфтой сцепления, тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения передач со штоками переключения передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам управления, в частности, для автомобилей с двигателем, системой передачи крутящего момента, как, например, фрикционное сцепление, и коробкой передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренчатым коробкам передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к управлению тормозами машины и может быть использовано для ограничения скорости и исключения движения без водителя
Наверх