Цифровой позиционный электропривод

 

ЦИФРОВОЙ ПОЗИЦИОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД , содержащий последователь .но соединенные двигатель постоянного тока, регулируемый источник якорного напряжения, регулятор тока, вход которого соединен с датчиком тока, дптчи: и скорости, статического момента, пути, регулятор скорости , задатмик пути, три блока сравнения , два вычислителя модуля, цифроаналоговый преобразователь, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и быстродействия отработки заданных перемещений, в него дополнительно введены три вычислителя модуля, один блок сравнения, девять вычислительных блоков, блок формирования сигнала управления, четыре коммутатора, блок управления, таймер, блок преобразования и запоминания текущей информации, блок памяти максимальных и постоянных величин , блок вычитания, причем выходы датчиков тока, скорости, статического момента и пути подключены ко входам блока преобразования и запоминания текущей информации, управляющий вход которого соединен с таймером, а выход - с первыми входами девяти вычислительных блоков, вторые входы которых подкгвочены к блоку памяти максимальных и постоянных величин, третьи входы первого, третьего и пятого вычислительных блоков соединены с задатчиком пути, ауправляющий вход первого вычислительного блока подключен к блоку управления, выход первого вычислительного блока соединен с входами первого вычислителя модуля, первого коммутатора и третьим входом второго вычислительного блока, выход которого подключен к вхо 3 ду первого коммутатора, выход первого вычислителя модуля соединен с первым входом первого блока сравнения, первый выход которого подключен к управляющему входу первого коммутатора, а второй выход соединен с управляюа « щим входом третьего вычислительного блока, выход третьего вычислительного блока соединен с входом второго коммутатора и третьим входом четвертого 1C вычислительного блока, выход которосо го соединен с входами второго комСАЗ мутатора и второго вычислителя моду05 ля, выход второго вычислителя модуля соединен с первым входом второго блосл ка сравнения, первый выход которого подключен к управляющему входу второго коммутатора, а второй выход соединен с управляющим-входом пятого вычис лительного блока, выход которого подключен к входу третьего коммутатора, третьим входам шестого и седьмого вычислительных блоков, выход шестого вычислительного блока соединен с входом третьего вычислителя модуля, вы

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСИИХ

РЕСПУБЛИН

„SU„„a 029366 A 50 Н 02 Р 5/06

1 г - :1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ " ::

Н AB ÃÎÐÑÊÎMÚ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 333»S/24-07 (22) 2S,09.81 (46) 15.07.83. Бюл. М 26 (7?) С.Н. Радимов (71) Одесский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53} 621.316.718;5:6?1.313.13(088;8} (56} 1. Лебедев E.Ä. и др. Управление вентильными электроприводами постоянного тока. М., "Энергия", 1970, с. "3-94..

2. Авторское свидетельство СССР

N 657554, кл. H 02 P 5/06, 1979. ром третьего вычислителя модуля. вы(54} (57) ЦИФРОВОЙ ПОЗИЦИОННЫЙ ЗЛЕКТ

РОПРИВОД, содержащий последовательно соединенные двигатель постоянного тока, регулируемый источник якорного напряжения, регулятор тока, вход которого соединен с датчиком. тока, датчи:.и скорости, статического момента, пути, регулятор скорос-. ти, задатчик пути, три блока сравнения, два вычислителя модуля, цифроаналоговый преобразователь, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности и 6ыстродействия отработки заданных перемещений, в него дополнительно введены три вычислителя модуля, один блок сравнения, девять вычислительных блоков, блок формирования сигнала управления, четыре коммутатора, блок управления, таймер, блок преобразования и запо.минания текущей инФормации, блок памяти максимальных и постоянных величин, блок вычитания, причем выходы датчиков тока, скорости, статического момента и пути подключены ко входам 6лока преобразования и запоминания текущей инФормации, управляющий вход которого соединен с таймером, а выход - с первыми входами девяти вычислительных 6локов, вторые входы которых подключены к блоку памяти максимальных и постоянных величин, третьи входы первого, третьего и пятого вычислительных блоков соединены с задатчиком пути, а- управляющий вход первого вычислительного блока подключен к блоку управления, выход первого вычислительного блока соеди нен с входами первого вычислителя модуля, первого коммутатора и третьим входом второго вычислительного блока, выход которого подключен к входу первого коммутатора, выход перво- Ж го вычислителя модуля соединен с первым входом первого блока сравнения, первый выход которого подключен к уп-. С" равляющему входу первого коммутатора, а второй выход соединен с управляю- Я ц|им входом третьего вычислительного блока, выход третьего вичислительного

Риис блока соединен с входом второго коммутатора и третьим входом четвертого вычислительного блока, выход которо- © го соединен с входами второго ком- С© . мутатора и второго вычислителя моду- СФ . ля, выход второго вычислителя модуля (, ф соединен с первым входом второго блока сравнения, первый выход которого подключен к управляющему входу второго коммутатора, а второй выход соединен с управляющим входом пятого вычислительного блока, выход которого подключен к входу третьего коммутатора, третьим входам шестого и седьмого вычислительных блоков, выход шестого вичислительного блока соединен с вхо1029366 та, пути, регулятор скорости, задатчик пути, три блока сравнения, два вычислителя модуля (2).

Основныи недостатком этого устройства является перерегулирование в переходных процессах, снижающее точность отработки заданных перемещений

1О и повышающее их длительность, так как при таком характере переходных процессов для остановки привода в заданном положении приходится двигатель включать повторно. Отработка переме15 ход которого подключен к первому входу третьего блока сравнения; второй вход которого соединен с вторыии входами первого и второго блоков сравнения, входом первого коммутатора и с блоком памяти максимальных и постоянных величин, первый выход тре" тьего блока . сравнения соединен. с уп" равляющим входом третьего коммутатора, вход которого соединен .также с выходом седьмого вычислительного блока, а второй выход третьего блока сравнения подключен к управляющему входу восьмого вычислительного блока, выход которого соединен с входом четвертого вычислителя модуля, выход четвертого вычислителя модуля соеди", нен с первым входом четвертого блока сравнения,, его второй вход соединен с выходои пятого вычислителя модуля, вход которого подключен к выходу блока вычитания, входы блока вы" читания связаны с задатчиком пути и выходом блока преобразования и запоИзобретение относится к электротехнике. в частности к позиционным электроприводам постоянного тока с управляющим устройством, выполненным на базе микропроцессоров, и может быть использовано для автоматизации прокатных станов, лифтов, металлорежущих станков и других механизмов.

Известен позиционный электропривод постоянного тока, содержащий задатчик пути положения, регуляторы положения, скорости и тока, регулируемый источник якорного напряжения, двигатель постоянного тока, датчики тока, скорости, пути, соединенные со входами соответственно регуляторов тока, скорости и положения (1).

Недостатком этого устроиства явля" ется зависимость качества переходных процессов отработки перемещений от величины начального рассогласования.

Наиболее близким к изобретению является цифровой позиционный электропривод, содержащий последовательно соединенные двигатель постоянного тока, регулируемый источник якорного напряжения, регулятор тока, вход коминания текущей информации, первый выход четвертого блока сравнения соединен с входом блока Формирования сигнала управления, а второй его.выход подключен к управляющему входу четвертого коииутатора, вход которого соединен с выходом девятого вычислительного блока, выходы .всех коммутаторов, регулятора скорости и блока управления подключены к входам блока Формирования сигнала управления, входы регулятора скорости, блока управления и блока формирования сигнала управления подсоединены к таймеру другие входы регулятора скорости соединены с блоками памяти максимальных и постоянных величин и преобразования и запоминания текущей информации, а вход блока управления подключен к выходу блока вычитания, выход блока Формирование сигнала управления соединен со входом цифро-аналогового преобразователя, выход которого соединен с другим входои регулятора тока . торого соединен с датчиком тока, датчики скорости, статического моменщений с перерегулированием известным цифровыи позиционным электроприводои обусловлена теи, что в его составе отсутствуют элементы, учитывающие приращения пути и скорости в периоды ;- изменения величины (и знака) тока, например, при переходе от разгона к торможению и в конце торможения, когда ток изменяется по величине от максимально допустииого тормозного до нуля.

Цель изобретения - повыщение точности и быстродействия отработки заданных перемещений. блоков сравнения. входом первого коммутатора и с блохом памяти максимальных и постоянных величин, первый выход третьего 6лока сравнения соединен с управляющим входом третье" го коммутатора, вход которого соединен также с выходом седьмого вы" числительного блока, а второй выход третьего блока сравнения подключен к управляющему входу восьмого вычислительного блока. Выход восьмого вычислительного блока соединен с входом четвертого вычислителя модуля, выход которого соединен с первым входом четвертого блока сравнения, его второй вход соединен с выходом пятого вычислителя модуля, вход которого подключен к выходу блока вычитания. Входы блока вычитания связаны с задатчиком пути и выходом блока преобразования и запоминания текущей информации, Первый выход четвертого блока сравнения соединен с входом блока формирования сигнала управления, а его второй выход подключен к управляющему входу четвертого коммутатора. вход которого также соединен с выходом девятого вычислитель" ного блока. Выходы всех коммутаторов, регулятора скорости и блока управле-. ния подключены ко входам блока формирования сигнала управления. Входы регулятора скорости, блока управления: и блока формирования сигнала управления подсоединены к таймеру, другие входы регулятора скорости соединены также с блоками памяти максимальных и постоянных величин и преобразования и запоминания текущей информации, а вход 6лока управления подключен к выходу блока вычитания. Выход блока формирования сигнала управления соединен со входом цифро-аналогового преобразователя, выход которого соединен с другим входом. регулятора то" ка.

На фиг. 1 приведена функциональная схема цифрового позиционного электропривода; на фиг. 2-5 - графики процессов отработки разных по величине типов перемещений; на фиг.б"

9 - варианты графиков процессов отработки.

Цифровой позиционный электропри" вод (фиг, 1) содержит последовательно соединенные двигатель 1 постоянного тока, регулируемый источник 2 якорного напряжения, регулятор 3 тока, вход которого соединен с датчи3 10293бб

Поставленная цель достигается тем, что в цифровой позиционный электропривод введены три вычислителя модуля, один блок сравнения, девять вычислительных блоков, блок формирова- 5 йия сигнала управления, четыре коммутатора, блок управления, таймер, блок преобразования и запоминания текущей информации, блок памяти максимальных и постоянных величин, блок 10 вычитания. Выходы датчиков тока, скорости, статического момента и пути подключены ко входам блока преобразования и запоминания текущей информации, управляющий вход которого соединен с таймером, а выход - с первыми входами всех девяти вычислительных 6локов, вторые входы которых подключены к блоку памяти максимальkHX u flOCTORHHblX e H. T e b Bxo- 20 яы пеРвого, третьего и пятого вычислительных 6локов соединены с зааатчиком пути, а управляющий вход первого вычислительного блока подключен к блоку управления, выход первого вы- 25 числительного блока соединен с входами первого вычислителя модуля, первого коммутатора и третьим входом второго вычислительного блока, выход которого подключен ко входу первого коммутатора, Выход первого вычислителя-модуля соединен с первым входом первого блока сравнения, первый выход которого подключен к управляющему входу первого коммутатора, а второй выход соединен с управляющим входом третьего вычислительного блока, выход третьего вычислительного блока соединен с входом второго коммутатора и третьим входом четвертого вычислительного блока, выход которого 40 соединен с входами второго коммутатора и второго вычислителя модуля.

Выход второго вычислителя модуля соединен с первым входом второго блока сравнения, первый выход которого подключен к управляющему входу Вто» рого коммутатора, а его второй выход соединен с управляющим входом пятого вычислительного блока, выход которого подключен к входу третьего ком- 50 мутатора, третьим входам иестого и седьмого вычислительных блоков ° Выход шестого вычислительного блока соединен с входом третьего вычислителя модуля, выход которого подключен к 55 первому входу третьего блока сравне-ния, второй вход которого соединен с вторыми входами первого и второго

5 l 079 ком 4 тока, датчик 5 скорости, датчик 6 статического момента, датчик 7 . пути, регулятор 8 скорости, задат" чик 9 пути, цифро"аналоговый преобразователь 10, блоки 11-14 сравнения, вычислители 15-19 модуля, вычислительные блоки ?0-28, блок 29 формированин сигнала управления, коммутаторы 30-33, блок 34 управления, таймер 35, блок 36 преобразования и 1О запоминания текущей информации, блок 37 памяти максимальных и постоянных величин, блок 38 вычитания.

Выходы датчиков 4-7 тока, скорости, статического момента и пути подключены к входам блока 36 преобразования я запоминания текущей инфор" мации. таймер 35 соединен с входами блока 29 формирования сигнала управления, блока 34 управления, регуля" 20 тора 8 скорости и с управляющим вхо" дом блока 36 преобразования и запоминания текущей информации. Вход.регуля" тора 8 скорости и первые входы вычислительных блоков 70-28 соединены 25 с выходом блока 36 преобразования и запоминания текущей информации. а вторые их входы соединены с выходом блока 37 памяти максимальных и постоянных величин. Задатчик 9 пути зо связан с третьими входами вычисли" тельных- блоков 20, 22 и 24 и входом блока 38 вычитания, второй вход блока 38 подключен к блоку 36 преобразования и запоминания текущей инфор" мации. Выход блока 34 управления со35 единен с входом блока 29 формирования сигнала управления и управляющим входом вычислительного блока 20, выход . которого подключен к входам вычисли40 теля 15 модуля и третьему входу вычислительного блока 21. Выходы вычислительных блоков 20 и 21 соединены с входами коммутатора 30. Выход вычислителя 15 модуля соединен с первым входом блока 11 сравнения, первый выход которого соединен с управляющим входом коммутатора 30, а второй его выход подключен к управляющему входу вычислительного блока 22.

Выход вычислительного блока 22 соеди-5О нен с входом коммутатора 31 и третьим входом вычислительного блока 23, выход которого соединен с входом коммутатора 31 и вычислителя 16 модуля.

Выход вычислителя 16 модуля подключен55 к первому входу блока 12 сравнения, первый выход которого соединен с управляющим входом коммутатора 31, а

366

6 второй его выход подключен к упрввля.ющему входу вычислительного блока 24.

Выход вычислительного блока 24 соединен с третьими входами вычислительных блоков 75 и.26 и входом коммутатора 37.. Вход вычислителя 17 модуля подключен к выходу вычислительного блока 25, а его выход соединен с первым входом блока 13 сравнения. Вторые входы блоков 11, .12 и 13 сравнения и третий вход коммутатора 30 подключены к блоку 37 памяти максимальных и постоянных величин.

Первый выход блока 13 сравнения соединен с управляющим входом коммутатора 37., а второй его выход - с управляющим входом вычислительного блока 27. Выход вычислительного блока 27 соединен с входом вычислителя 18 модуля, соединенного своим выходом с первым входом блека 14 сравнения, второй вход блока 14 сравнения соединен с выходом вычислителя 19 модуля, соединенного с выходом блока 38 вычитания. Выход блока 38 вычитания соединен также с входом блока 34 управления. Выход вычислительного блока 23 подключен к входу коммутатора 33, уп" равляющий вход которого соединен с вторым выходом блока 14 сравнения. Вы" ходы коммутаторов 30"33, первый выход блока 14 сравнения и выход регулятора 8 скорости соединены с входами блока ?9 формирования сигнала управления.

Принимаем, что на всех этапах отработки перемещения электропривод рабо" тает в зоне непрерывных токов, реверс тока не сопровождается токовой паузой либо ее, вследствие малости,можно не учитывать, переходный процесс в контуре тока заканчивается за один интервал квантования по времени т„ .

Для определенности полагаем, что момент статического сопротивления по характеру - реактивный.

Воспользуемся изображенными на фиг. 2 графиками изменения координат электропривода - тока двигателя 1 скорости Ф и рассогласования по положению при отработке наиболее общего по величине типа перемещениябольиого. По оси абсцисс отложено время, измеряемое интервалами квантования Tp °

На первом интервале вследствие того, что поступает задание на перемещение злектропривода в координату 1(> при текущем положении электропривода (рассогласование по положению

7 10293

Ag = fp-ф), ток двигателя изменяется от нуля до максимального1 g)(Трогание электропривода происходит на этом интервале восле превышения .тоКом величины статического тока 1 . За- 5 тем на протяжении К интервалов ток поддерживается равным максимальному, что обеспечивает при неизменном моменте статического сопротивления разгон с постоянным ускорением. Так как 10 на участке разгона электропривод имеет целью быстрейшее достижение максимальной (номинальной ) скорости, то управление приводом на участке разгона для больших перемещений осуществляется регулятором 8 скорости.

При приближении к установившейся скорости ток эа один интервал спадает от максимального до статического. тока и в течение и интерва" лов происходит движение с установивщейся максимальной (-номинальной) скоростью щОХ; Исходя из величин скоросТИФ,„от, токов статического 1 и максимально допустимого1„ <<производится подсчет тормозного пути. При равенстве тормозного пути g и Оставшегося до места остановки, определ 1емого разностью заданного пути (положения). ф> и текущего 9, вырабатывается команда на торможение. По этой команде .

30 .ток за один интервал изменяется от статического 4 до < щщ, затеи в течение 0 интервалов. поддерживается на этом уровне, на последнем интервале происходит изменение тока от -1„„д 35 до нуля, скорость к концу последнего интервала также достигает нулевого значения, а вал подходит к заданному положению. Общая длительность процесса отработки 6ольшого перемещения со-40 ставляет К+а+8+4 интервала. Функция управления состоит в определении момента подачи. команды на торможение посредством определения тормозного пути 9 и сопоставления его с Остав- 45 шимся до места остановки путем) и длительности участка торможения 0

Выполнение неравенства ю .у О (1) является .условием того, что перемещение относится к большим. 50

С уменьшением величины отрабатываемых перемещений длительность чи движения с максимальной скоростью также уменьшается и, начиная с некоторого 55 перемещения, она становится равной нуло. Графики процесса отработки перемещения, у которого отсутствует участок движения с установившейся скоростью, изображены на Фиг. 3.

Характер процеЧсов на участке разгона такой же, как и при отработке больших перемещений: на первом ин- . тервале ток изменяется от нуля до максимального, после этого на протяжении К интервалов происходит разгон электропривода при постоянном токе

1 вкпб

В момент времени K+1 интервал поступает команда на реверс тока за один интервал от1воу, до " 1 п с последующим замедлением при постоянной величине тока -a y.Hà последнем ин4 тервале ток спадает от - 1щ 1до нуля, к концу интервала скорость и оставI шийся путьЬЧ также принимают нулевые значения.

Общая длительность такого перемещения, которое относится к средним, составляет К+ +3 интервала, а управление его отработкой состоит в onpe" делении. длительности участков разгона К и торможения f. Перемещение относится к средним, если справедливы

СООТНОШЕНИЯ

К о И}

При отработке меньших перемещений может Оказаться чтО Один иэ участкО8 установившегося тока (К либо 9 - в зависимости от величины и характера момента статического сопротивления) равен нулю. Графики процесса отработки перемещения, у которого отсутствует участок установившегося тока при торможении (e = Ц.),.приведены на фиг. 4.

На первом интервале ток изменяется . от нуля до 1, и на протяжении К интервалов поддерживается на этом уровне, затем на предпоследнем интервале ток изменяется от „до .величины торва мозного тока 1 . К концу последнего интервала ток, скорость и оставшийся путь приходят к нулевым значениям.

Общая длительность процесса отработки перемещения составляет К+3 интервала . Это перемещение относим к малым. Задача управления процессом отработки малых перемещений заключа" ется в определении длительности участка разгона К и величины тока при торможении 4T (5 1 От. Будем относить перемещение к малым, если выполняется соотношение

Х :))=О, (g)

Pl,9 10293

При дальнейшем уменьшении величины начального рассогласования уменьшает. ся длительность участка с установившимся током при разгоне и, начиная с некоторого начального рассогласования, > становится равной нулю. При отработке такого перемещения потребуется уменьшить ток при разгоне по сравнению с максимальным, причем исчезает участок установившегося тока. Графики процес- щ са отработки перемещения изображвны на фиг. 5.

На первом интервале ток изменяется от нуля до величины тока при разгоне

jjpI « и происходит разгон привода 15 на втором интервале ток изменяется от до тормозного тока ) 1т1 1„„С„,, на третьем, последнем интервале ток изменяется до нуля, скорость и рассогласование по положению также достигают .2 нулевых значений. Длительность процесса отработки такого перемещения, которое называем самым малым, составляет всего 3 интервала.

Задача управления процессом отра- д5 ботки самого малого перемещения состоит в определении величин токов при б разгоне 4Р и торможении ..

Для самых малых перемещений спраК= =е=о (4)

Таким образом, при отработке лю" бого перемещения неизвестными параметрами управления всегда являются две величины: и Т- при самом малом перемещении, К и 1т - при малом, К и E - при среднем, ф и В- при большом перемещении. Для их определения в устройстве предусмотрены вычислительные блоки 20-28. Исходными данными для вычисления двух неизвестных 40 величин управления служат два урав нения - для приращений скорости и положения по интервалам.

Сумма приращений скорости равна нулю 45 и

66 10

- заданное положение;

" исходное положеyqO3 ние;:

}1 - длительность процесса отработки я интервалах

При наличии .на валу двигателя 1 момента статического сопротивления трогание электропривода при изменении на первом интервале тока от нуля происходит не сразу, а лишь после достижения током величины статическо

ro тока, и для использования уравнений (5 ) и (6 ) необходимо дополнительно иметь информацию о величине приращений скорости и перемещения на первом интервале, начиная с момента трогания электропривода. Обладание этой инФормацией потребует введения в устройство дополнительных вычислительных блоков. Однако это препятствие устраняется, если на первом интервале давать задание току якорной цепи изменяться не до величин)„, „или 1> (при отработке самых малых перемещений1, а до величины статического тока с .

Тогда движение начинается с второго интервала, длительность отработки увеличивается на один интервал при сохранении на остальных участках всех особенностей процессов, описанных выше. Графики процессов отработки большого, среднего, малого и самого малого перемещений при изменении тока на первом интервале от нуля до

1 представлены соответственно на

Фиг. 6, 7 8 и 9.

Найдем зависимости, связывающие между собой изменение тока, приращения скорости и пути. Контур тока обычно представляют в виде апериодического звена первого порядка, у которого его выходная координата изменяется по закону

-Ф.(Т

1М= l -.,е () >-1„О„1 где,у (5 j J, g pjf соответственно при" 5 ращения скорости и положения за j -ый интервал; сумма приращений положения равна за- где 1, - заданное и начальное знаданному перемещению 5О чение тока; и

Т - постоянная интегрирования

° - Ч E)3=9 -ч)0 (6)

Ъ l аналогового контура тока.

Пусть интервал квантования по времени принят равным

T0= ÓT, (Е> причем 9 < 6 по условиям устойчивости. Обычно величина j » 2. Г учетом уравнения (8 ) при постоянном за= —,Ф() -! "У-е )Ц1 )„„)-I, н) 11 1029366 12

/дании 1 к концу интервала Т ток Для удобства дальнейшего изложео определяется выражением ния перейдем к относительным едини" цам, используя в качестве единичных

ТО1= у e !y.1ноц)- Ж . Величин дискрет по току, скорости

Приращение скорости за некоторый 5 " положению. При Выбранной по какиминтервал времени определяется интег- либо соображениям (требуемой точралом динамического тока )д1,н = t 1 . ности, разрешающей способности датчика) величине дискреты по току ф . ц ), >" 1 J(! 1 )d (условимся в качестве единичной ско«СФ «С

Х Дйй У c . o) 10 рости принимать дискрету (fg рав" . ную приращению скорости за единичгДе 1с - Статический ток ное время — интервал квантования по

Ф времени то при неизменном единичном

У " ом еРЦии электропри динамическом токе -.дискрете К. А а" вода.

1 ,15 логично, принимаем я качестве единич-.

Подставляем в (10) выражение для ного изменение положен я ва д тока (7) с заменой (8) теля 1 (механизма ) dy, происходящее

:за единичное время Т при постоянной о скорости, равной единичной. При этом . () T cg с (1$ How)-!cJ 0 величины тока, скорости и положения измеряются величинами дискрет, т.е. числами, которыми оперируют цифровые регуляторы !

К концу интервала Т приращение скорости составляет

I > oh= «y oklyU-3 +) Е )+

35

45

+ ea (3 е - +5 )-оВ!, р4) /

Угловое перемещение вала за период квантования Т0 составляет ф О = кочТо"- —, )О.Г1 (05-)-е - + 1 - ) 1н у (g 6 -) + j )-0,61 (16) Угловой путь вала двигателя I (ме(ханизма) за некоторый интервал времени .определяется )

<5H) )Йь)йе-)и„йе )ьа. ца = а кс)ч +1 ®д1. (И} где ) 1к1ч начальная скорость.

Подставляем в (13) Выражение для приращения скорости (11), 1 @«) 11ач )+ у Jht.»(-5-+ - Е-1)+

« ñî ÷ 1

111aq(i -j е ИсЩ=Я.1, +

El>(0,5-j 8 +j -j ")+

Q. ф — (e = — Ч=— д бд Оу

В относительных единицах выражение для тока на И-Ом интервале записывается ! . ГИ3= 4 ГИ3-Е (Е113- 01 11). (16)

Выше к контуру тока предъявлялось требование конечной длительности переходного процесса -. выходная координата контура дойчна принимать к концу интервала Т = Т заданное значение. Такое функционирование кон-. тура происходит при коррекции задания, которое учтем действием дополнительного сигнала Фу

1 =< + >, (в) где 1 - скорректированное задание.

Каидем выражение дополнительного сигнала, исходя из условия, что при

1gfgP t, 1!И-1 3 = 0 с учетом его действия 1и.).= 1 чтО ВОзмОжнО при

i 511= (1 -е-ф", отсюда

С (и) с(и) « (и) (<1) )

В окончательном виде выражение для скорректированного задания по току записывается

В

"ycE 1= !) Ги.)+ )(1у и1-1 и-)g)=

= Оq1 "1-И3+0 i (И-1) (19) 13 10293Ь -3 где коэ ициентн - ", g е) 4-е

В последней записи индекс ф" опу"

5 щен.

Запишем выражения для приращенИя скорости и пути на и -ом интервале с учетом относительных величин и ва" мены 1у на 1 С

1О а(и И =а И)+0 1(11-1q- 1, ЯО)

6%5l) =%Си-1l + О5 1 и 3+

+0<1 È вЂ” Sg-051, (

)- j-."+Ã Е 1., tl (2 t) 3 И -О -5 У -1 е-> . Отметим, что суммы к зФФициентов, от»

25 носящихся к одной координате " вели чины постоянные а Ф a = Ц О "- 2(a<+a ) 2. Ъ 4 рассмотрим изменение координат 50

1 при отработке самого малого перемеще" ния.

На первом интервале ток изменяет» ся от 0 до 1с

После преобразований (8)

35

Аналогичный подход к изменениям . координат при малом перемещении позволяет получить расчетные соотношения для параметров управления - дли ф5 .тельноСти К(ы) и тормозного тока 1

Для определения длительности К .

Т(Н) следует решить квадратное урав ение

Об(1тах 1с) К м1+1,5(вк,1, " )K,„ +

+

Ъ„= <-е- >

os-j е +) -j

Ф.

q-8 5

, 3= с ()

Приращения скорости и перемещение на интервале равны нулю. На втором ин" тервале ток изменяется от1р до1 р 2) С1 1Р+ 0+1P (ф ?. j =О 1р+С341 -1C

С (%4) %С25=й 1р+О61с-01Яс

Иа третьем интервале ток изменяется от 1р до

1>CI.Ç)=à,1,à р ЖС 3 Г 41р "С ° 5 а с - (2

МГЪ1 =0 1т+0 1р+С} 1р+

С 41С "Р "С

Ь и

На последнем, четвертом интервале ток спадает до нуля

"ЪС 4 1, <+P1

f543 Р1(с +оа)1т+

+(а4- Л) с

Для определения неизвестных параметров управления 1р и i g„ sîñ" пользуемся уравнениями (5)" и (6) для сумм приращений скорости и положения.

4 МСу.а 1р+а41C-,+à, =Я.

> 041 Р"1С+0Д1,,-1c = o

4 ф () ) Qg1р+ Og

З=

Щ 1р+(3 ар 04 1{ — 1, 1о р (О ь+

+a »T+(O<-2.Ð>1 = -ЧСО

Ф

1 --ф,,-% 03+ 1 6-0,- а З.(1 6-04) 3 х 1ЕЩ + Ь11с

= O-. 04 )1C- 1P =- а. Ñ - " Р, y у -hatt)j - величина заданно го перемещения; > и - коэФФициенты:, Q<=— - 1,5-а -а (1, g-а4); ) = 3 а4 .

С 5 1ю -1с +4 06 1 ах-1c) ЬЧ+Ь -1wax)

1щОХ -10

15 1029366

Величина тормозного тока находит- . .ся

"Т(„> O. c "mo)f "AO4 "с)1 (e) (1)

Таким же образом получаем соотяовения для параметров отработки сред-. него перемещения - K(C) и g(c), Длительность разгона К )при постоянном токе определяется путем реаения квадратного уравнения 10 "яо" С "и аХ "(с)+ яах "e)».(c)+ jya +®ь "мох jc+

+Ь41с-ЬЧ(1,ио + C) - О, (5C) ° Х где коэФФициентн Ь - аХ- 2а4.+а6

-0,5; Ь > 0,5а4 - a4-+ a6 °

Как и в предыдущем случае опреде ляется линь один корень .уравнения

К

2 (юа " )1 3 +Флюсе-4с)1т юСаЧИ ао +4с)-1 х-Ьь|еох - цл

<(hanoi -

" иск + "с ., - . заданию и сигналу .обратной связи от .Критерием отнесения заданного пере- . датчика 4 тока вырабатывает сигнал мещвния.к средним или большим явля- Управления регулируемым источником 2 ется величина скорости, которая ожи- якорного напряжения для получения дается к концу разгона при отработ- . заданного тока в якорной цепи.дви: ке среднего перемещения. Fe величина гателя .1. определяется для ($ +2)-ro интерва" В исходном состоянии электроприла

c) - 25 вода сигналы заданного и Фактичес кого положения, поступающие на вхо )1. (c) . 1ЮОХ с » (с) Ъ), ды вйчислительного блока 20 соответ"

Найденное значение. скорости срав- ственно от задатчика 9 пути и блонивается с максимальной (номинальной) ка 36 преобразования и эайоминания скоростью . . Зо текущей информации, равны, выходной сигнал вычислительного блока 20 (6Ь (cy > ) «®may < 6> (при реактивном характере момента статического сопротиаления)также равен нулю, что соответствует нулевому клеще"ие относится к.средним, если.в 35 заданию по току якорной цепи. . Условие (36) не.выполняется, перемещение является больщим. При изменении сигнала задатчиПри больном перемещении величины ка 9 пути в вычислительном блоке 20 тормозного пути Ст и длительности Фиксируется разность величин: 9y" по.торможения. P(g) C ïîñòîÿííûì током 4О ступает от задатчика 9 пути и Щ . подсчитываются . поступает от блока 36 преобразования и запоминания текущей иыформации. Иа т .4-юОЧ що, +1 i оси выходе блока 20 на первом интервале после появления разности Lp - о фор+(ВЪ+1)4 иОх с+ Ь41сg! (5 ) 45 мируется сигнал задания по току, равно- му статическому, информация о котором поступает также от блока 36

®%ax ъ с, (.. преобразования и запоминания текущей (5) 1„„ +4о . информации; знак сигнала блока 20 на . первом интервале соответствует знаку

Работа устройства осуществляется 50 разности tg - QC03. Сигнал с выхода следующим образом. блока 20 поступает на вход коммутатоЛо команде таймера 35 через ин-, ра 30 и вычислителя 15 модуля. с вытереалы времени Т,(интервалы кванто- хода которого сигнал поступает на вания} блок 34 управления передает ко- вход блока 11 сравнения, где сравниманду иа повторение вычислений вы- 55 вается с величиной максимального точислительному блоку 20 и на формирова- ка1„@ь инФормация о котором постуние сигнала управления блоку 29., вы- пает к блоку,11 сравнения от блока 37 ход которого определяет задание на памяти максимальных и постоянных ве"

17 1029 личин. Так как величина 4» меньше,чем сп,,с выхода блока 11 сравнения постуйает сигнал на управляющий вход коммутатора 30, который разрешает пе-; редачу поступившего на вход коммутато. 5 ра 30 сигнала от блока 20 к блоку 29 формирования сигнала управления. В ре" эультате к концу первого интервала

Т в якорной цепи двигателя 1 протекает ток, равный 1g . 10

После выдачи на первом интервале величины 4о в вы«ислительном блоке 20 производится определение величины тока при разгоне в соответствии с первым соотношением (28). Коэффициент

Ь„, необходимый дпя определения 1р

I поступает в блок 20 от блока 37 памяти максимальных и постоянных величин. Как и в предыдущем случае значение jp поступает к коммутато- 20 ру 30, вычислителю 15 модуля и от него к блоку 11 сравнения. Если величина р1»п К,то найденное значение »р передается от коммутатора 30 к блоку 29 для формирования сигнала 25 управления контуру тока на второй интервал, а в вычислительном блоке 21 выполняется определение величины тоI ка 1Т с1„1- для третьего интервала отработки самых малых перемещений по 3О соотношению (28). Дпя этого на вход вычислительного блока 21 поступают сигналы о величине» от вычислительного блока 20, о величине статичес, кого тока - от блока 36 и о коэф35 фициенте 5> - от блока 37 памяти максимальных и постоянных величин.

Найденная величина < „ поступает на второй вход коммутатора 30, а от не"

ro — к блоку 29. Если величина 1р ока40 жется больше1ь»д, то от коммутатора 30 к блоку 29 передается сигнал задания на максимальный ток 1„„О на основании информации, поступающей на третий вход коммутатора 30 от блока 37 памяти максимальных и постоян45 ных величин и сигнала от блока 11 сравнения. В этом случае заданное перемещение превышает самое малое и поэтому второй выход блока 11 срав" нения разрешает вычислительному блоку 27 приступить к вычислению длительности разгона К „)при отработке малого перемещения по соотношению (30), Для этого:на вход вычислительного бпока 22 поступает информация о заданном положении от задатчика 9 об исходном положенииЯ щи статическом токе с- от блока 36 преобразования

366 .18 .и запоминания текущей информации и о величинах 1, и коэффициенте b от блока 37 памяти максимальных и постоянных величин. Найденное значение длительности К(м)поступает на первый вход коммутатора 31 и на вход вычислительного блока 23, в котором происходит определение величины тор" моэного тока 1т м1 при отработке малых перемещений по соотношению (31) при известной величине K(g) и информации от блоков 36 и 37. Найденная вепичина т м> поступает на второй вход коммутатора 31 и вход вычислителя 16 модуля, а от него к блоку 17. сравне,ния, в котором величина1т „>сравнивается с1 »„ .Если 1 .< „ „О„то блок 12

c,равнения разрешает передачу величин

К „ HlT » от коммутатора 31 к бло ку 29 формирования сигнала управления, который по ним Формирует задание на пбддержание токаj a течение К 1интервалов .с последующим измененйем, тока эа один интервал до и затем от1Т<м за один интеРвал до нУлЯ. В протйвном случае перемещение не является малым, и блок 12 сравнения запрещает передачу этих данных коммутатором 31 и блоку 29 и дает разреше ние на работу вычислительного бло. ка 24. В .это время блок 29 передает постоянное задание 1 „О и ведет счет длительности этого задания; В вычислительном блоке 24 производится определение длительности разгона при среднеи перемещении К1с> по соотношению -(33)» ипя чего вход вычислительного блока 24 связан с задатчиком 9 пути (получаете y). блоком 36 преобра. зования и запоминания текущей информации информация î Ù:03 < ) и бпо"

1 ком 37 памяти максимальных и постоянных величин (информация .о4H1gy ко" эффициентах ф 4 ). Найденная величина К1 пост пает к вычислительному блоку 2 для определения скорости к концу разгона Ж ГК<с>+ 2g по сост" ношению (35), к вычислительному бпо" ку 26, в котором определяется длитель- ность торможения при среднем перемещении g (с) - по соотношению. ) 34), * и к коммутатору 32. С выхода вычислительного блока 25 величина%И(с> Ц поступает через вычислитель 17 модуля к третьему блоку 13 сравнения, в котором проверяется выполнение ус ловия (36 ). При его выполнении коммутатор 32 передает блоку 29 Формирования сигнала управления величины

19 1В?93

К с и ф с, последняя величина поступает к коммутатору 32 от .вычислитель" ного блока 26. Блок 29 по .этим параметрам поддерживает ток на уровне

1,щуув течение К(с интервалов, затем . дает команду на реверс тока за один интервал до - (+A и поддержание этого тока в течение М интервалов.

Если условие (36) не выполняется, перемещение относится к большим и 1р по команде блока 13 сравнения начинает работу вычислительный блок 27, в котором по информации от блоков 36 и 37 определяется величина тормозного пути V+, поступающая от вычислительного блока 27 через вычислитель 18 модуля к блоку 14 сравнения. На второй вход блока 14 сравнения от вычислителя 19 модуля поступает модуль разности заданного 9 м текущего (g по.- gp ложений привода, найденного блоком 38 вычитания. В вычислительном блоке 28 определяется длительность торможения с постоянным максималь- ным током.при .большом перемещении <@по соотношению (38) на основании информации, поступающей от блоков 36 .и 37. Величина 7 gnoc-тупает к ком,мутатору 33. Пока в блоке 14 сравне-. ния фиксируется/V y —

Если подавать сигнал задания на вход регулятора 8 скорости, известное устройство может работать в- режиме регулирования скорости.

Таким образом, цифровой позиционный электропривод позволяет снизить время переходных процессов у механизмов, требующих точное позиционирование за минимальное время, например, нажимных устройств, ножниц и других механизмов, работающих в режимах программной или-следящей отработки пере" мещений, и благодаря устранению перерегулирования, уменьшить потери энергии в силовой цепи электропривода.

1029366

1029366

Iг AleÈ (9

,ы,И

°

>)rue

fii

°

-г„„, t,9,49

1029366 РЕМИС

1029366

Ъак

1029366 Ngff

Составитель Ю. 8оробьевРецактор 8. Ковтун Texpeg А.Бабинец Корректор У.Пономаренко

Заказ 993/5Г Тираж Р7 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д. Й/5 е е «aasafa«*aalаеее ееее «Ам» ю в ее у

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод Цифровой позиционный электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх