Композиционный антифрикционный материал

 

КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ, содержащий политетрафторэтилен, дисульфид молибдена и соединение свинца, отличающийся тем, что, с целью повышения термостабильности исходной шихты и износостойкости материала, он содержит в качестве соединения свинца фосфат свинца при следующем соотношении компонентов, мас.%: Политетрафторэтилен - 60 - 85 Фосфат свинца - 13 - 37 Дисульфид молибдена - 2 - 3

Изобретение относится к антифрикционным композициям на основе политетрафторэтилена. Оно может быть использовано для изготовления манжетных, торцовых уплотнений гидропневмосистем. Известен композиционный антифрикционный материал, содержащий, об. Политетрафторэтилен 60 Рb3O4 30 Бронза 2,5 Sb2O5 7,5 Однако невысокая температура спекания не позволяет получать заготовки большого объема. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является композиционный антифрикционный материал, содержащий политетратфторэтилен, дисульфид молибдена, двуокись свинца при следующем соотношении компонентов, мас. Политетрафторэтилен 30-70 Двуокись свинца 28-66 Дисульфид молибдена 2-4 Однако данный материал имеет сравнительно невысокую износостойкость, а исходная шихта имеет низкую термостабильность. Целью изобретения является повышение термостабильности исходной шихты и износостойкости материала. Поставленная цель достигается тем, что композиционный антифрикционный материал, содержащий политетрафторэтилен, дисульфид молибдена и соединение свинца, содержит в качестве соединения свинца фосфат свинца при следующем соотношении компонентов, мас. Политетрафторэтилен 60-85 Фосфат свинца 13-37 Дисульфит молибдена 2-3 Предлагаемый композиционный материал получают следующим образом. Наполнители дисульфид молибдена и порошковый наполнитель, получаемый преимущественно из отходов аккумуляторов фосфат свинца, смешивают с политетрафторэтиленом (фторопластом-4) сухим способом при комнатной температуре. Изготовление заготовок или готовых деталей ведут известными методами переработки фторопласта. П р и м е р 1. Для получения наполнителя фторопласта-4 используют активную массу отработанных не пригодных к ремонту свинцовых аккумуляторов, которую переводят в двуокись свинца путем формирования. Пластины и осадок из аккумуляторных банок размалывают в шаровой мельнице. После размола и пропуска через сито сушат. Высушенную массу обрабатывают нагретой до температуры 150-200оС концентрированной серной кислотой, взятой в количестве 50-70% от веса массы. В результате химического взаимодействия образуется высокодисперсная серая масса сульфат свинца, которую после охлаждения отмывают от свободной серной кислоты и пропускают через тонкое сито. Освобожденный от воды путем центрифугирования сульфат свинца смешивают с 50%-ной фосфорной кислотой, взятой в количестве 20-25% от массы сульфата свинца. Затем смесь нагревают до температуры 600-850оС, размалывают в шаровой мельнице, просеивают. Получают белый порошок фосфат свинца. Перед приготовлением композиции после длительного хранения фосфат прокаливают при температуре 600-850оС. Затем для получения предлагаемого состава в специальном высокоскоростном смесителе смешивают фосфат свинца, дисульфид молибдена с фторопластом-4 при следующем соотношении компонентов, мас. Фосфат свинца 13 Дисульфид молибдена 2 Фторопласт-4 85 П р и м е р 2. Для получения предлагаемого состава смешивают фосфат свинца, полученный из активной массы аккумуляторов, дисульфид молибдена с фторопластом-4 при следующем содержании компонентов, мас. Фосфат свинца 25 Дисульфид молибдена 2,5 Фторопласт-4 72,5 П р и м е р 3. Для получения предлагаемого состава смешивают фосфат свинца, полученный из отходов аккумуляторов, дисульфид молибдена с фторопластом-4 при следующем содержании компонентов, мас. Фосфат свинца 37 Дисульфид молибдена 3 Фторопласт-4 60 Получают заготовки прессованием шихты при давлении 500 кг/см2 со скоростью прессования 50 мм/мин. Спекают заготовки в специальной печи для спекания фторопласта-45 при нагреве со скоростью 120-150оС/ч до температуры 370 10оС и выдержке при этой температуре 15-20 мин на 1 мм толщины заготовки. Охлаждают заготовки с печью. Из полученных заготовок изготавливают образцы для определения износостойкости. Испытание образцов ведут на торцовой машине трения при Р 15 кг/см2, V 0,3 м/с и разрывной машине РМ-05. В качестве контроля используют сталь 40Х. Результаты испытаний сведены в табл. 1. Аналогичные результаты были получены при использовании химически чистого сульфата свинца. Приведенный износ за 10 ч после приработки для предлагаемого материала составляет 0,2 10-6 0,3 10-6 г, для прототипа 4 10-6г. Для выявления термостабильности шихты композиционных материалов были проведены термогравиметрические исследования на дериватографе ОД-102 фирмы "МОМ" (Венгрия). Испытания проводили на таблетках, приготовленных из составов предлагаемой композиции и известной композиции с двуокисью свинца структуры рутила (платтнерит) и PbO2, - и -модификаций. Результаты исследований сведены в табл. 2. Полученный материал имеет высокую износостойкость при удовлетворительных антифрикционных и механических свойствах. По сравнению с прототипом износостойкость выше в 15-20 раз.


Формула изобретения

КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ, содержащий политетрафторэтилен, дисульфид молибдена и соединение свинца, отличающийся тем, что, с целью повышения термостабильности исходной шихты и износостойкости материала, он содержит в качестве соединения свинца фосфат свинца при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Политетрафторэтилен - 60 - 85
Фосфат свинца - 13 - 37
Дисульфид молибдена - 2 - 3

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области разработки самосмазывающихся износостойких покрытий и может быть использовано для защиты металлов от коррозии

Изобретение относится к антифрикционным композициям и может быть использовано для изготовления манжетных, торцовых уплотнений и подшипниковых втулок
Наверх