Устройство для согласования углового положения синхронно вращающихся валов электродвигателей

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 3443812/24-07 (22) 27. 05. 82 (46) 07.09.83. Вюл. и 33 (72) Влад.В.Андрущук и Вик.В.Андрущук (71} Ленинградский ордена Ленина поли" технический институт им. И. И. Калинина (53) 621. 316. 718. 5(088. 8) <56) 1. Авторское свидетельство. СССР

N 467440,кл. Н 02 Р 5/06, 1967. . 2.. Авторское свидетельство СССР

М 834822, кл. H 02 Р 5/06, 1980. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ

УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СИНХРОННО ВРАЩАЮЩИХСЯ ВАЛОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ, содержащее системы фазовой автоподстройки частоты вращения двигателей, вход одной из которых связан с генератором опорной частоты, а выход подключен к преобразователю, последовательно соединенному с первыми одновибратором и схемой И, вход второй системы фазовой автоподстройки частоты вращения двигателей связан через последовательно соединенные первый и второй управляемые ключи с входами двух вспомогательных генераторов, а выход соединен с входом второго преобразователя выход которого через второй одновибратор подключен к входу второй схемы И и к второму входу: первой схемы И, два триггера, вх()ды установки "нуля" которых объединены и связаны с выходом второй схемы

И, вход установки "единицы" первого триггера подключен к выходу третьей схемы И, входы которой соединены с выходами первого и второго преобразователей и с входом схемы НЕ, выходом подключенной к второму входу второй схемы И, вход установки "единицы" второго триггера соединен с выходом первой схемы И, выход генератора опорной частоты соединен с BTopblM входом |второго управляемого ключа, о т л и ч а ющ е е с я тем, что с целью увеличения быстродействия; в него введены четвертая .схема И, вторая схема

НЕ, последовательно соединенные поро говый блок, фильтр;нижних частот и измерительный триггер, входы которого соединены с выходами одновибра" торов и с первым входом четвертой схемы И, второй вход которой через вторую схему НЕ соединен;с выходом второго преобразователя, три дополни- тельных ключа, первые входы первого и ! второго дополнительных ключей объеди.,нены и подключены к выходу генератора опорной частоты, вторые входы подключены к выходу второго управляемого ключа, а третьи входы указанных ключей объединены и подключены к первому входу третьего до.полнительного ключа, второй и тре-. тий вход которого соединен соответственно с выходом четвертой и второй схем И, выход третьего дополнительного ключа подключен к вхо эм установки "нуля" триггеров.

1040584 2 да (2

Изобретение относится к электро- . технике и может быть использовано в установках, где требуется согласованное угловое положение синхронно вращающихся валов, например, в системах электрического вала, в установках видео и звукозаписи .

Известно устройство синхронизации скорости электродвигателя, в котором для ускорения процесса синхро- to низации двигателя используются эталонный и вспомогательный генераторы, причем частота вспомогательного меньше частоты опорного генератора и выход вспомогательного генератора сое1 динен с первым входом дополнительного триггера, на второй вход которого подсоединен выход формирователя импульсов датчика скорости двигателя, выход триггера соединен с входом схе- О мы И, на другой вход которой поступают импульсы с выхода формирователя импульсов датчика скорости двигателя, а выход схемы И соединен с входом фазового детектора системы фазовой автоподстройки частоты. 8 процессе разгона двигателя до скорости, когда частота датчика скорости меньше частоты вспомогательного генератора, синхронизатор запрещает прохождение импуль° сов дбтчикаскорости, норазрешает прохождение импульсов опорного генератора. ТрИггерный фазометр системы фазовой автоподстройки частоты находится в состоянии "0" и двигатель разго I 35 няется,при максимальном сигнале управ» ления. Если скорость двигателя достигает значения, при котором частота двигателя будет больше частоты вспомогательного генератора, дополнительный триггер переводится в другое состояние и синхронизатор снимает запрет со схемы совпадения, а фазовый детектор начинает работать в режиме синхронизации осуществляя синхрониФ

45 зацию частоты датчика двигателя по отношению к частоте опорного генератора. Это устройство обеспечивает форсированное согласование по частоте двигателя постоянного тока до скоростей вращения, близких к частоте опор- 5 ного генератора, а затем вступает в работу схема фазовой подстройки частоты, которая подтягивает скорость двигателя до полного равенства входных частот p) . 55

Однако процесс разгона не контролируется по углу и двигатели, раз гоняясь до синхронной скорости,проходят различные пути, что приводит к различным угловым положениям валов синхронизируемых двигателей.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для согласования углового положения синхронно вращающихся валов электродвигателей, содержащее системы, фазовой автоподстройки частоты вращения двигателей, вход одной из которых связан с генератором опорной частоты, а выход подключен к преобразователю, последовательно соединенному с первыми одновиб ратором и схемой И, вход второй системы фазовой автоподстройки частоты вращения двигателей связан через по-. следовательно соединенные первый и второй управляемые ключи с входами двух вспомогательных генераторов, а выход соединен с входом второго преобразователя, выход которого через второй одновибратор подключен к входу второй схемы И и к второму входу первой схемы И, два триггера, входы установки "нуля" которых объединены и связаны с выходом второй схемы И, вход установки "единицы" первого триггера подключен к выходу третьей схемы И, входы которой соединены с выходами первого и второго преобразователей и с входом схемы НЕ, выходом подключенной к второму входу второй схемы

И, вход установки "единицы" второго триггера соединен с выходом первой схемы И, выход генератора опорной частоты соединен с вторым входом второго управляемого ключа.

При включении приводов подается питание на блоки системы управления и осуществляется установка триггеров в положение "0". Поэтому на вход системы фазовой автоподстройки поступает сигнал с выхода опорного генератора, а на вход другой системы ,фазовой автоподстройки - сигнал с выхода вспомогательного генератора, так как при нулевом положении триг геров через управляемые ключи проходит только сигнал первого вхоЧастоты генераторов устанавливаются с некоторой разницей и после синхронизации приводов по каждому из каналов имеет место взаимное угловое перемещение валов электродвигателей, Скорость перемещения

1зависит от разницы частоты генерато ров и может быть установлена достаЦель изобретения — повышение быстродействия.

Поставленная цель достигается тем, З5 что в устройство для согласования углового положения синхронно вращающихся валов электродвигателей, содержащее системы фазовой автоподстройки

40 частоты вращения двигателей, вход одной из которых связан с генератором опорной. частоты, а выход подключен к преобразователю, последовательно соединенному с первыми одновибратором и .схемой И, вход второй системы . фазовой автоподстройки частоты вращения двигателей связан через после" довательно соединенные первый и второй управляемые ключи с входами двух вспомогательных генераторов, а выход соединен с входом второго преобразователя, выход которого через второй одновибратор подключен к:входу второй схемы И и к второму входу первой схемы И-, два триггера, входы установки "нуля" которых объединены и связаны с выходом второй схемы И, вход установки "единицы" первого, 55

3 10405 точно большой, что ускоряет процесс : предварительного согласования углового положения валов электродвигателей. Это состояние схемы продолжает% ся до тех пор, пока не совпадут во времени импульсы преобразователей устройства и на выходе ячейки И не появится сигнал. При этом, чтобы процесс согласования по углу завершился на одном периоде сближения 10 импульсов, необходимо ширину щели преобразователей выбирать из условия р д(„ Т., (1), гдедИ - разница между скоростью лервого и второго двигателя; 15

Т- период вращения двигателя,скорость которого наибольшая.

Если условие (,11 не выполняется то процесс синхронизации проходить в течение нескольких пе- 20 риодов до тех пор, пока импульсы на выходе преобразователей не совпадут во времени.

Таким образом, стремясь ускорить процесс согласования,, т.е. увели- 25 чивая Ь-у, необходимо увеличивать угол синхронизации, но при этом уменьшается точность согласования, и наоборот, желая увеличить точность. согласования углового положения валов 50 необходимо затягивать процесс согласования.

84 4 триггера подключен к выходу третьей схемы И, входы которой соединены с выходами первого и второго преобразователей и с входом схемы НЕ, выходом подключенной к второму входу второй схемы И, вход установки "едини. цы" второго триггера соединен с выходом первой схемы И, выход генератора опорной частоты соединен с вторым входом второго управляемого ключа, введены четвертая схема И, вторая схема НЕ, последовательно соединенные пороговый блок, фильтр нижних частот и измерительный триггер, входы которого соединены с выходами одновиб раторов и с первым входом четвертой схемы И, второй вход которой через вторую схему НЕ соединен с выходом второго преобразователя, три дополнительных ключа, первые входы первого и второго дополнительных ключей объединены и подключены к выходу генератора опорной частоты, .вторые входы подключены к выходу второго управляемого ключа, а третьи входы указанных клю- . чей объединены и подключены к первому входу третьего дополнительного:ключа, второй и третий вход которого соединены соответственно с выходом четвертой и второй схем И, выход третьего дополнительного ключа подключен к входам устаровки "нуля" триггеров.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства.

Устройство для . согласования углового положения синхронно вращающихся валов электродвигателей содержит системы 1 и 2 фазовой автоподстройки час-. тоты вращения двигателей, вход одной из которых связан с генератором 3 опорной частоты, а выход подключен к преобразователю 4, последовательно соединенному с одновибратором 5 и схемой И 6, вход системы 2 фазовой автоподстройки частоты вращения двигателей связан через . последовательно соединенные управляемые ключи 7 и 8 с входами вспомогательных генераторов 9 и 10, а выход соеди,нен с входом преобразователя 11, выход которого через одновибратор 12 подключен к входу схемы И 13 и к второму входу схемы И 6, триггеры 14 и 15, входы установки

"нуля" которых объединены и связаны с выходом схемы И 13, вход установки

"единицы" триггера 14 подключен к выходу схемы И 16, входы которой соединены с выходами преобразователей

1040584 ц и 11 и с входом схемы HE 17, выхо дом подключенной к второму входу схе мы И 13, вход установки "единицы" триггера 15 соединен с выходом схемы И 6, выход генератора 3 опорной частоты соединен с вторым входом управляемого ключа 8.

Кроме того, устройство содержит схему И 18, схему HE 19, последовательно соединенные пороговый блок 20, 10 .фильтр 21 нижних частот и измерительный триггер 22, входы которого соединены с выходами одновибраторрв

5 и 12 и с первым входом схемы И 18, второй вход которой через схему НЕ 19 соединен с выходом преобразователя

11, три дополнительных ключа 23-25, первые входы дополнительных ключей 23 и 24 объединены и подключены к выходу генератора 3 опорной частоты, вторые входы подключены к выходу управляемого ключа 8, а третьи входы указанных ключей объединены и подключены к выходу порогового блока

20 и к первому входу дополнительного ключа 25, второй и третий входы которого соединены соответственно с выходом схем И 18 и

13, выход дополнительного ключа 25 подключен к входам установки "нуля" 30 триггеров 14 и 15.

Устройство работает следующим образом.

При включении питания блоки системы управления осуществляют установку триггеров 15 и 14 в положение "0"

На входы управляемых ключей 23-25 с выхода порогового блока 20 поступает. сигнал, соответствующий логическому нулю, В результате на вход ведущей системы 1 фазовой автоподстройки поступает сигнал с выхода опорного генератора 3, а на вход ведомой системы 2 фазовой автоподстройки через управляемые ключи 7,8 и 23 - сигнал 45 с выхода вспомогательного генератора 10.

Частоты генераторов 3 и 10 .устанавливаются с некоторой разницей и после синхронизации приводов по каждому из каналов имеет место взаимное угловое перемещение валов электродвигателей.Это состояние схемы продолжается до тех пор, пока не совпадут во времени импульсы преобразовате. лей 4 и 11 и на выходе схемы И 16 не появится сигнал. Чтобы процесс согласования по углу завершился на одном периоде сближения импульсов необходимо ширину щели преобразователей

4 и 11 выбирать из условия

, > A CD g T гдейСд - разность скоростей первого и второго двигателя;

- период вращения двигателя, скорость которого наибольшая.

Появление импульса на выходе схемы

И 16 приведет к опрокидыванию триггера 14,в результате ключ 7 переводит систему 2 фазовой автоподстройки на управление от вспомогательного ге-. нератора 9, имеющую частоту близкую к частоте опорного генератора 3. По-. сле синхронизации второго двигателя начинается медленное сближение передних фронтов импульсов преобразователей 4 и 11. На выходе одновибраторов 5 и 12 формируются импульсы согласования малой длительности. При одновременном появлении этих импульсов на входах схемы И б и на ее выходе появится сигнал, который опрокинет триггер 15 в положение. "1" и ключ 8 переведет систему 2 фазовой автоподстройки на управление от опорного генератора 3. После синхронизации двигатели в обоих системах вращаются синхронно и синфазно с угловым рассогласованием, не превышающим одной дискреты импульсного дат= чика скорости. Причем, чтобы синхронизация на завершающем этапе сближения с малой скоростью прошла за один интервал сближения, длительность импульсов одновибраторов 5.и 12 должна быть равна или больше длительности периода сигнала обратной связи системы 1афазовой автоподстройки. е

В случае выхода любой системы электропривода из синхронизма и нарушения углового положения валов импуль сы на выходе схемы НЕ 17 .совпадут во времени с импульсом одновибратора 12 и на выходе схемы И !3 появйтся сигнал, который через ключ 25 переведет триггеры 15 и 14 в положение "0" и вся схема вернется в ясходное состояние. Процесс синхронизации повторится с последовательным переходом системы

2 фазовой автоподстройки на управление от вспомогательных генераторов

9 и 10, а затем от опорного генератора 3. !

1040584

Если с выхода порогового блока 20 на ключи 24, 23 и 25 подается логическая единица, то в этом случае ведущей системой фазовой автоподстройки становится система 2, а ведомой с заданием скорости от вспомогательных генераторов 9 и 10 - система

1 фазовой автоподстройки.

При выходе любой системы .из син10 хронизма и нарушения углового положения импульсы на выходе схемы НЕ 19 совпадут во времени с импульсами оДно вибратора 5 и на выходе схемы И 18 появится сигнал, который через ключ

25.переведет триггеры 15 и 14 в "нулевое" состояние. Процесс синхронизации будет проходить с последова" тельным. переводом системы 1 фазовой автоподстройки на управление от вспомогательных генераторов 9 и 1О и да- лее от генератора 3 опорной. частоты,.

Режимы работы устройства"с разделе. нием систем фазовой автоподстрой" ки на ведущую и ведомую определяются характером сигнала на выходе по" рогового блока 20, который зависит от величины угла фазового сдвига между импульсами одновибраторов 5 и 12. Так, при фазовом сдвиге 0-180 на выходе порогового блока 20 появ" ляется логический "0", а при фазовом сдвиге 180-360 - логическая 1".

Преобразование угла фазового сдви- . 35 га в соответствующие логические уровни осушествляется помимо порого- ° вого блока 20 измерительным триггером

22 и фильтром нижних частот 21.

Работа данного устройства в двух режимах позволяет уменьшить время согласования выходных валов, так как при любом по знаку нарушении синфазного вращения происходит отработка меньшего угла рассогласования.

Например, если в результате нарушения согласованного вращения выходной импульс одновибратора 12 будет отставать от выходного импульса одновибратора 5 в пределах 0-180, в данном устройстве обеспечивается подтягивание выходного импульса одно. вибратора 12 до совпадения с выходным импульсом одновибратора.5 путем последовательного подключения на вход системы 2 фазовой автоподстройки частоты вращения вспомогательных генераторов 10 и 9 и .генератора

3 опорной частоты. При опережении импульсов одновибратора 12 импульса одновибратора 5 в пределах 180-360 происходит переключение системы

2 фазовой автоподстройки частоты вращения на генератор 3 опорной частоты, а системы 1 фазовой автоподстройки частоты вращения - на вспомогательные генераторы 9. и 10.

В результате происходит подтягивание импульса одновибратора 5 до совпадения с импульсом одновибратора 12 и восстановление согласованного вращения.

Таким образом, использование предлагаемого устройства позволяет обеспечить высокое быстродействие согласования углового положения синхронно вращающихся валов электродвигателей.

1040584

Заказ 6945/57 Тираж 687

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель М.Кряхтунова

Редактор С.Квятковская Техред A. Ач Корректор О.Тигор

Устройство для согласования углового положения синхронно вращающихся валов электродвигателей Устройство для согласования углового положения синхронно вращающихся валов электродвигателей Устройство для согласования углового положения синхронно вращающихся валов электродвигателей Устройство для согласования углового положения синхронно вращающихся валов электродвигателей Устройство для согласования углового положения синхронно вращающихся валов электродвигателей Устройство для согласования углового положения синхронно вращающихся валов электродвигателей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов при наличии однофазной сети, например в специализированных лентопротяжных механизмах устройств ввода-вывода информации, работающих в реверсивных старт-стопных режимах, в приводах подачи рулонных ленточных материалов в штамп

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в опорно-поворотных устройствах, а также в рабочих машинах прессовой группы бумагоделательного, химического, текстильного и другого оборудования

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов, например в лентопротяжных механизмах устройств ввода - вывода информации, в технологическом оборудовании для производства и обработки электропроводящих рулонных ленточных материалов, в электроприводах подачи ленточных материалов в пресс

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для обеспечения последовательной круговой циклической работы центробежных вибраторов, применяемых для очистки от налипания на стенках бункеров сыпучих материалов при их переработке

Изобретение относится к области преобразовательной техники и может использоваться при автоматизации технологических процессов для управления группой параллельно работающих асинхронных электроприводов

Изобретение относится к области энерготехники и может быть использовано в экскаваторных электроприводах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для обеспечения последовательной круговой циклической работы центробежных вибраторов, применяемых для очистки от налипания на стенках бункеров сыпучих материалов при их переработке
Наверх