Устройство для контроля степени разряженности аккумуляторной батареи

 

УСТРОЙСТВО Д)ИКОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ РАЗРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, содержащее блок измерения напряжения, по входу подключенный к делителю напряжения контролируемой батареи, а по выходу - к схеме сигнализации, отличающееся тем, что, с целью г/овышения надежности и точности контроля в него введен-блок автоматической корректировки конечного минимально допустимого разрядного напряжения батареи, включающий транзистрр, схему стабилизированного смещения и ыунт в цепи разряда батареи, при коллекторно-эмиттерный переход транзистора включен параллельно одному из плеч делителя, а его эмиттерно-базовый переход подключен ч-ереэ схему стабилизированного смещения к в цепи разряда батареи. СЛ 4;; :л &о О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(50 Н 01

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:: "

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3433311/24-07 (22.) 25.02.82 (46) 30.09.83. Бюл.Р36 (72) А,А.Яцеленко . (53) 621.355.1(088,8) (56) 1 ° Авторское свидетельство СССР

Р 541225, кл. Н 01 M 10/42, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 547877, кл. Н 01 М 10/48, 1975. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ CTFПЕНИ РАЗРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ

БАТАРЕИ, содержащее блок измерения напряжения, по входу подключенный к делителю напряжения контролируемой батареи, а по выходу — к схеиюЯ <и) А ме сигнализации, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью r,овышения надежнссти и точности контроля в него введен блок автоматической корректировки конечного минимально допустимого разрядного напряжения батареи, включающий транзистор, схему стабилизированного смещения и мунт в цепи разряда батареи, при это:. коллекторно-эмиттерный переход транзистора включен параллельно одному из плеч делителя, а его змиттерно-базовый переход подключен чере=- схему стабилизированного смещения к -унту в цепи разряда батареи.

1045316 л f

)!.)Обретение (3-(!(ОСИ "I (; Co(.—.10

БНМ ДЛЯ КОНТООЛЯ СТЕПЕ НИ ос>ЗРЯжЕН-"

НQСТH а Кк(yr!1 (ЛЯ Гоt НЫХ !>CIТC(Peй П! )и

Э К Спт!У аТ аЦИИ И У ХОДЕ З с). Н И" !И И; 9

1(с1CTHCСТ1 ., МСЖЕТ быть ИСПО) Ь 3 (: Т Р " для аВтОматическОГО кОнтрОля cTе-. пени рдзряженности тяговых батарей электропогрузчиков, электрокар, рудничных электровозов.

Известно устройство для из((эрен)(я запаса электрической энергии аккуму-. лятора coäåpæà()(ee мостоной из мериТЕЛЬ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ рР=.HCTDpOB С габили.грона, грибора. включ(3нногс) В

ДИ аГОНа>IЬ МОСта (И ДИОД (В !Тт!ЕЧ: е мо та, противополо>кном плечу сс! ста б IëèòpoHoì,, 1(.

Однако т.) (их на:-.;,зочных токов, (аибо)т::=, †: близким к предлагаемому т(О те)(нич:з((ой су(1ности, являе "ся устройство пля контроля сос TQR)IèH д ккумулH(T(op((B(õ батарей, содетрл(.= ((ее систему с, -нализации, токовог .:еле, (ТС)ДКТ(ЮЧсаЮЩЕЕ Из.(ЕРИТЕЛ = К ИЗМЕРЯЕМОt"у напряжению дискретно только Б момент срдбатьlва: ия тОХОВОГQ pe(tc и отключаю(((ее иeêеритель по окончании импульса импульсного устройства Г 2(.

Недостатки такоГО ус)тройствд. невысокая точность и надежностс, Устро(cTBc не может контролироваTB

cQcтояние батареи в !1)ирс)ко(«(диан

Во(1 1(а О,"Зс K 1(З",«(Е«)Е".1 (- 1(а!(ОЯ>К(Н Hñ( ба гареи п)QQHBBQäèòñH дискре-.гно B те" .ение """-.з мен(. им(lу Tьса. импульc :Q —. у с "(>Ой,— тт.:а Од,; ко 1-(осле Г д )«ба-гыБания тcKQBQT o репе Tc«1)eгрузк HQ(tpet rB)B " (« З((лЕ 1.) Я«-. Т С Я (.(3 (((Irttr(CT) r, n гл(«)чивае г -,.;, Следова.г ль I-to нап)з««1;,<Р:-: н ie, :-::-..Мерясмое Б течение Време;и импульса. .-=.кже изме .яется и з-. — ;-в (лс()(т о .. „>(З«(тса Багру э ки тягово го электродвигателя или другого потср = б.i Teë эл» ктp03 HepT H)1 (". e . BÎB(1ожьы

Ло;;:HHle -.1 Зс .--;Зт), KPQ;.(e -..O>-.O УгтР(зйС""БО r:, —.. "С,;"QBoe t, òle IPH;1» Не. -ПЛQ

:О. С. ;;,. 0(:(НнжаЕТ Нсэт)Е>К(1 З (ТЬ Уст Ройот-.

В;,. Та.(((ак эт 0 подвижныГ детал- . и =:— р . б О T e ". : ".. (- Q l (Q .1 T H 0 Г 0 с"-) е,":! с T Б д. иод() ср

>КЕ-")Ь) ВИЬраЦИИ ) !TQ CIT!1;((BeTr e "O О"":— ность сраоатывания, д. нали-I e контактов снижает надежность ус: р(>«((ст)ва их окислении и засорении.

Цель изобретения — новь)((3ен;ie тo-ности (!Змерений и повышение наде)(.ности устройства д«ля контроля cтг>(- . нч разряженности аккумуляторьтлх р ="

Указанная цель достигается т"=": что В устройство для контроля степе-:—

Н(4 (ааЗРЯХ(ЕННОСТИ сан КУМУЛЯТОРНОЙ:за.. .а

p "-. -::В«;ер>ка(33ее блок измерения

ПРЯЖЕНИЯ „- ПО ВХОД, 11ОДКЛЮЧЕННЫЙ "(ТЕЛ ) -(аПРЯжЕНИЯ КОНТРОЛИРУЕ(л(.

Г ..;.«.;; 1 г(0 В !XOI(У вЂ” К СХЕМЕ . Н;

ЛЧ З с(ДНИ, ВБ QЛЕ Н G))(i i(rlB T ОЛаТИЧ â€”..CKO>I ((0(>1) е К г И )1) с) в -(1:: K Q 11 e" .: Н 0 О ми Н «: (. а- I з Н О

-то )УСТИмот 0 «Оаз(ЭЯ<1 IC 0 1(à(tð)t ; НИЯ !>ат;1;)QH, Б(:люча!(>(1)H. 1 pBH tc Tcp . ,., дr;(1;((;- 1:(Р«r) ((<)т-Р МЕ-1(Е; HH «r (r»H!.

ЦЕПИ Р(1 (РЯттд (бат .(РQH, т)РИ B-iò-i (К С I(3 ((С Р ((Π—;)>(И ТТЕег3Н))й ПЕРЕХОД Т Ран з. -:::-.тс р;- -,: л 3(!QH па" .:.:!л=-ль-:о одному

Из )T3 0(1 Д "((", сс.(,(„,,; ГQ ",,(Итg О (Оба З О«((:(й(.-е -,:-..:.Од ПО, (КЛЮТ! ЕН Ч ЕрЕЗ СХЕ1(у CT д биЛ 1 3 Иr (QB cr Н -*()ГО Cr) (.IR;. -.(51 К (11» 1-:" т; Б цепи =а -pя«ла (а:. д«э(eH .- с((О )Л Г, 1:Т р И В с-д Е Н а !. )Э и (— . «(П и а t b H cn 5

ЗЛЕ КТРОСХЕМc., У СТРО:"(Г« . З а . На (()1(В. 2 гРа(3H;-; B ВИС,) ";. С (ÃИ На()вэнжЕН."..) —, а;Ку.>ЛУЛЯТООНОЙ бс(таРС-;11 ОТ Jc ЗOn(НОГ(,"1)к 1

- " С. Т(эой C: БО Д33Я :011 РОЛЯ C .. (=Т,Г НИ

"3dB pj- жен нОГти ак ку(11л ятQ HQЙ Г>ат=-ОРН

И>«(Р.С:") СХЕМУ (:)а)) Н - . (.. : I(-)((Ò P03!HP(Е" Лo—

Гс: апряж(- 1 H с з >q=..31(3нн(-..:. «;:..-Q;(.— etРЕЗИ(ТТ Орс>>! — т (СХС «(> BH (opcl КО

)I(ПРИ>К - = ) Ия - БЫПОЛН(Н H ((10 Нс ТОс Н ИСТО

pi= рР 3 ) (- .! Осах <)1 «t r.— 1 О; стаби— л(<г. роне 1 и tlóí).e .: . Qr(eì>i .(Зк)тюче1(! n (.;. Г((— -, .(QÃQ () С" pot:Ñ 3зд 1 3 (ы— (0g)He;-)нуЮ,rrl Триии(: ГО(;Е 1 (3 Тт>-1: З И

TQPC 1 . КГ 1 ЦЕНСНTQ«)e > И ОРЗИСтос)Е (. ХсГт У -,т)ЕДО B) (> а)Ю -,r«:;." т;«ГТТ(Г,Е ст>абдтыв.-":- ие ус гро((стBB,)сле от:(лю:., - Ни =, .-<О т тот)». : Выг(ол ()с 1 и-," (Б:-(ЛЮс) а Лт ((Я(О . .HT(r:,I r(TPQ, (БЛ "дт(с(1"-..

2 П .I i!i i r rr)tr т) - 1" )с б(.; -гe ть э rteK - « 0—

-.::-ЕрГ."-И „;-.:.!Jÿÿe;-(И 1 -" .- =тес>(1С.Т HB Кон —:=;-.;C.ат,-р

1(а QB;;"КЕ (, «ЛЕ Н, 1(0; т-,(. =(д Оoe

Од)-lотвpiei«>e 1- .:0 че(Вез K т акт 1 -!а(т )Я". ) .: -Н (Е г!Оп = етс. Н-а ieт((ЛТC T-, (>г т

" .".:. (()(з ° ч=; .!

1 «-. (.. ((.«

«Эаз «)H;TH« -r rr) -.-)Ка (1 В,,-,—

* .. - ь:(=.. г)яжен -TF. б> r)eðeи, и;; з(,.-.- ie((i

1045316

Составитель И. Найдина

Техред A.p Корректор О.Билак

Редактор С. Пекарь

Заказ 7601/55 Тираж 703 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж»35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4

При увеличении разрядного тока устройство для контроля степени разряженности батареи должно срабатывать при более низком напряжении. Каждому значению разрядного тока соответству.ет определенное значение минимального напряжения, выраженное графиком

21 (фиг.2). Схема, выполненная на транзисторе 7, резисторах 4,5,10,0 и 9, стабилитроне 11 и иунте 12, авто. матически выбирает напряжение срабатывания устройства в зависимости от величины разрядного тока.

Схема работает следующим образом.

Ток нагрузки электродвигателя 20 протекает через шунт 12, с увеличе- 15 нием тока нагрузки падение напряжения на щунте увеличивается, напряжение с ыунта 12 прикладывается через резистор 10 к переходу эмиттер база тра-:çèñтора 7, ток базы транзистора 7 увели ивае ся, что в свою очерель вызывает увеличение тока коллектора и уме-..;.ание падения напряжения на резисторе 4, так как коллекторный переход транзистора включен параллель-25 но резистору 4.

Таким образом с увеличе:-.ием тока нагрузки падение напряжения на резисторе 4 уменьщается, а на резисторе

5 соответственно увеличивается, r.е.

B диапазоне допусти .ых токовых нагрузок (фиг.2 интервал 22) устройство сработает при напряжении батареи, выраженной графиком 21 (фиг.2).

Напряжение, снимаемое с резистора

5 и сравниваемое с эталонным, в диапазоне допустимых токовых нагрузок не изменяется и зависит только от степени разряженности аккумуляторной батареи. Резисторы 10,8, и 9, и стабилитрон 11 выполняют роль элементов стабилизированного .смещения транзистора 7. Диод 18 и конденсатор 39 исключают ложное срабатывание устройства после отключения контактора 17.

Эффективноcòü предлагаемого устройства заключается в его надежности и ВысОкОЙ тОчнОсти УстрОЙСТВО не требует периодического обслуживания и настройки, что, в свою очередь, позволяет повысить качество контроля за состоянием аккумуляторных батарей в процессе эксплуатации и продлить срок службы аккумуляторов вследствие предотвращения их глубокого разряда.

Устройство для контроля степени разряженности аккумуляторной батареи Устройство для контроля степени разряженности аккумуляторной батареи Устройство для контроля степени разряженности аккумуляторной батареи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю электрических параметров аккумуляторных источников питания как отдельных аккумуляторов, так и батарей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве электрохимических элементов с индикатором состояния заряда

Изобретение относится к области космической электротехники и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний оборудования ИСЗ, в частности аккумуляторных батарей (АБ)

Изобретение относится к гальваническому элементу и встроенному индикатору состояния заряда

Изобретение относится к электронике и может быть использовано при испытании и эксплуатации ХИТ, применяемых в системах автономного электроснабжения

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано на предприятиях по производству химических источников тока (ХИТ) при проведении контроля качества их изготовления

Изобретение относится к метке со встроенным тестером состояния работы электрохимического элемента

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на автономных объектах, в электротранспорте, использующем в качестве источника энергии аккумуляторные батареи
Наверх