Способ регулирования осевого усилия турбомашины
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ ТУРБОМАШИНЫ путем изменения перепада давления в разгрузочных камерах ротора при изменении управляющего сигнала, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности регулирования , измеряют величину осевого смещения ротора, сравнивают эту величину с заданным значением и в качестве управляющего сигнала используют отклонение величины осевого смещения от заданного значения. g (Л сд со to 1C
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
pygmy F 01 D 21/08; F 04 D 27/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
/У/ //У б/7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3478666/24-06 (22) 04.08.82 (46) 07.12.83. Бюл. № 45 (72) В. Я. Балах (71) Кузбасский политехнический институт (53) 621. 165-759 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 802629, кл. F 04 D 27/00, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР № 641167, кл. F 04 D 27/00, 1976.
„„SU„„1059227 A (54) (57) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОСЕВОГО УСИЛИЯ ТУРБОМАШИНЫ путем изменения перепада давления в разгрузочных камерах ротора при изменении управляющего сигнала, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности регулирования, измеряют величину осевого смешения ротора, сравнивают эту величину с заданным значением и в качестве управляющего сигнала используют отклонение величины осевого смешения от заданного значения.
1059227
Составитель А. Калашников
Редактор О. Бугир Техред И. Верес Корректор А. Тяско
Заказ 9785/36 Тираж 535 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для защиты турбомашины от осевого сдвига ротора.
Известны способы регулирования осевого усилия турбомашины путем изменения перепада давления в разгрузочных камерах ротора при изменении управляющего сигнала, сформированного по разности давлений рабочего тела на входе и выходе турбомашины (1).
Однако способы требуют для своей реализации достаточно протяженных измерительных линий, что не всегда удобно.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ регулирования осевого усилия турбомашины путем изменения перепада давления в разгрузочных камерах ротора при изменении управляющего сигнала, где управляющий сигнал формируется по температуре колодок упорного подшипника (2).
Недостатком известного способа является пониженная надежность из-за инерционности каналов измерения температуры,а так же их недостаточной надежности.
Цель изобретения — повышение надежности регулирования.
Для достижения поставленной цели согласно способу регулирования осевого усилия турбомашины путем изменения перепада давления в разгрузочных камерах ротора при изменении управляющего сигнала измеряют величину осевого смещения ротора, сравнивают эту величину с заданным значением и в качестве управляющего сигнала используют отклонение величины осевого смещения от заданного значения.
На чертеже схематически изображен центробежный компрессор для реализации предлагаемого способа, продольный разрез.
Компрессор содержит корпус 1, в котором размещен ротор 2 с рабочими колесами 3, упорным диском 4 и упорным подшипником 5 с рабочими и установочными колодками 6 и 7 соответственно.
На роторе 2 закреплен разгрузочный диск 8, к которому примыкают камеры 9 и 10, образующие с диском 8 и лабиринтным уплотнением 11 устройство для разгрузки подшипника от осевых усилий. Камера 9 подключена непосредственно к полости 12 всасывания компрессора, а камера 10 через управляемый клапан 13 — к полости 14 нагнетания, а через клапан 15— к полости 16 пониженного давления. Со стороны всасывания в упорном подшипнике 5 установлено сопло 17, к которому через дроссель 18 поступает масло.Сопло 17, дроссель 18 и отвод 19 от сопла, связанный с входом регулятора 20, управляющего клапанами 13 и 15, выполняют функции датчика осевого смещения ротора.
Способ осуществляется следующим образом.
Измеряют текущее давление P (х) в отводе 19, соответствующее положению х ротора. Регулятор 20 сравнивает его (текущее давление) с номинальным давлением
Р(х„), соответствующим номинальному положению х„, заданному при настройке регулятора.
При смещении ротора в сторону всасывания увеличивается давление масла на
30 входе в регулятор 20. Появляется разность
Р(х) между заданным и существующим давлениями. Регулятор вырабатывает импульс на открытие клапана 13.При открытии повышается давление в камере 10, нагрузка рабочих колодок уменьшается. При необхо35 димости осевое усилие может, быть переведено на установочные колодки 7. Надежность турбомашины повышается из-за предотвращения осевого сдвига ротора.