Вспомогательное навигационное устройство

 

1. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ НАВИГАтЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО, включанхцее два лимба и две шарнирно соединенные с ними масштабные линейки, отличаю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности определения навигационных параметров, оно снабжено, соединительной линейкой, шарнирно соединенной с центрами обоих лИмбов с возможностью их перемещения оси линейки, и двумя вторичными линейками , одна КЗ которых шарнирно соединена с центром одного, а другая - с центром другого лимба, причем шарнирные соединения выполнены с возможностью фиксации углов поворота лимбов относительно соединительной лиТГейки и с независимой от этого возможностью фиксации между каждой парой вторичных линеек, соединенных с общим лш4бом, причем четыре вторичные линейки снабжены бегунками со шкалами, два из которых имеют штифты, оси которых параллельны осям шарниров, а два других бегунка имеют круглые углубления,при этом каждая пара вторичных линеек, соединенных с одним лимбом, снабжена приводом синхронного перемещения бегунков , которые соединены с приводом с возможностью расцепления. 2. Устройствр по П.1, отличающееся тем, что привод линейного синхронного перемещения двух (Л бегунков выполнен в виде двух нерастяжима:зх неупругих нитей, одни концы которых соединены посредством вертлюга с винтовой парой, образованной ползуном и приводным винтом, при этом 2 концы нитей пропущены в полую ось шарнирного соединения лимба, внутри которой размещены вертлюг, ползун и приводной винт, а другие концы нитей О5 через упругий элетлент соединены со свободными концами своих линеек. СО ел

,SU„„1 0950 А

СОЮЗ СожтсКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(5В G С1 С 21/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ CBHQETEllbCTBV

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3472792/40-23 (22) 20.07.82 (46) 15.12.83. Бюл. 9 46 (72) A.È.Потеряйкин, Н.В.Павленко, Е.A.ÉoòåðÿéêHH и В.В.Коротков (71) Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным . движением (53) 527.61(088 ° 8) (56) 1. Патент США 9 3281942, кл. 33-98, 1966.

2. Патент CtUA М 3387372, .кл. 33-76, 1968 (прототип). (54)(57) 1. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ НАВИГА-.

ЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО, включающее два лимба и две шарнирно соединенные с ними масштабные линейки, о т л ич а ю щ е.е с я тем, что, с целью повышения точности определения навигационных параметров, оно снабжено, соединительной линеикой, шарнирно соединенной с центрами обоих лимбов с воэможностью их перемещения вдоль оси линейки, и двумя вторичными линейками, Одна иэ которых шарнирно соединена с центром одного, а другая - с центром другого лимба, причем шарнирные соединения выполнены с возможностью фиксации углов пово-рота лимбов относительно соединительной лийейки и с независимой от этого воэможностью фиксации между каждой парой вторичных линеек, соединенных с общим лимбом, причем четыре вторичные линейки снабжены бегунками со шкалами, два из которых имеют штифты, оси которых параллельны осям шарниров, а два других бе гунка имеют круглые углубления,при этом каждая, пара вторичных линеек, соединенных с-одним лимбом, снабжена .приводом синхронного перемещения бегунков, которые соединены с приводом с возможностью расцепления.

2. Устройство по п.1, о т л и — c ч а ю щ е е с я тем, что привод линейного синхронного перемещения двух уу бегунков выполнен .в .виде двух нерас- VФ тяжимых неупругих нитей, одни концы которых соединены посредством вертлю- 1" га с винтовой парой, образованной ползуном и приводным винтом, при этом концы нитей пропущены в полую ось шарнирного соединения лимба, внутри которой размещены вертлюг, ползун и приводной винт, а другие концы нитей через упругий элемент .соединены со свободными концами своих линеек.

1060950

Изобретение относится к навигационным устройствам и может быть использовано s отраслях народного хсх-з зяйства, изготовляющих и эксплуатирующих азимутально-дальномерные радиосистемы ближней навигации.

Известно вспомогательное навигационное устройство, предназначенное для навигационных вычислений, включающее .нимбы для отсчета углов и масштабные линейки (1) .

Наиболее близким к предлагаемому является навигационное устройство, состоящее из днух лимбов и двух шарнирно соединенных с ними масштабных линеек. это устройство наряду 15 с решением навигационных задач дает воэможность определить факт наличия погрешностей тех радиосис reM, информацию которых оно испольвует, например аэимутально-дально- 20 мерных радиосистем ближней навига-, цик (2j .

Недостатками известных навигационных устройств. являются низкая точность и.нввозможность определить погрешности азимухально-дальномерных систем ближней навигации.

Цель изобретения - повышение точности определения навигационных параметров и расширение функциональных 30 воэможностей устройства.

Поставленная цель достигается тем, что вспомогательное навигационное устройство, включающее два лимба и дне шарнирно соединенные с ними масштабные линейки, снабжено соединительной линейкой, шарнирно соединен . ной с центравм обоих лимбон с возможностью их перемещения вдоль оси ли-. нейки и двумя вторичными линейками, одна из которых шарнирно соединена 40 с центром одного, а другая - с центром другого лимба, причем шарнирные соединения выполнены с возможностью фиксации углов поворота лимбов относительно соединительной линейки и с 45 независимой от этого возможностью фиксации между каждой парой вторичных линеек, соединенных с общим лимбом, причем четыре вторичные линейки снабжены бегунками со шкалик, дна 50 из которых имеют штифты; оси которых параллельны осям шарниров, а два других бегунка имеют круглыв,углублвния, при этом каждая пара вторичных линеек, соединенных с одним лимбам, 55 снабжена приводом синхронного перемещения бегунков, которые соединены с приводом с .возможностью расцепления.

Кроме того, привод синхронного 60 .линейного перемещения двух бегунков выполнен в виде двух нерастяжимых нв упругих нитей, одни концы которых соединены посредством ввртлюга с нйи товой парой, образованной ползуном и приводным винтами при этом концы

"нитей пропущены в полую ось шарнирно го соединения лимба, внутри которой размещены вертлюг, ползун и приводной винт, а другие концы нитей через упругий элемент соединены со свободными концами своих линеек.

На фиг.1 изображено предлагаемое ,вспомогательное навигационное устройство, общий вид, на фиг.2 - шарнирное соединение „ разрез А-A на фиг.1, на фиг.3 - соединение бегунков, вид Б на фиг.1, на фиг.4 - схема, поясняющая принцип работы устройства.

Навигационное устройство содержит соединительную линейку 1, с которой посредством шарнирных соединений 2

3 соединены лимбы 4 и 5. Ось шар нирного соединения 3 имеет воэмож ность перемещаться вдоль осевой прорези линейки 1. С центром лимба 4 шарнирно соединены вторичные линейки. 6 и 7, а с центром лимба 5 вторичные линейки 8 и 9. На вторичных линейках 6-9 установлены бегунки 10-13. Бегунки 10 и 11 имеют цилиндрические штифты 14 и 15, а бегунки 12 и 13 имеют ответные штифтам цилиндрические углубления.

Пара линеек 6 и 7 снабжена приводом 16 синхронного линейного перемещения двух бегунков 10 и 11, а пара пинеек 8 и 9 — приводом 17 синхронного линейного перемещения бегункон

12 и 13. Приводы 16 и 17 идентичны.

Принод 17 состоит из двух нерастяжимых неупругих нитей 18 и 19,пропущенных внутрь полой оси 20 шарнирного соединения 3 и соединенных с вертлюгом 21, который соединен с .ползуном 22, образующим с приводным винтом 23 винтовую пару. Нить 18 соединена с пружиной 24, соединенной с линейкой 8, а нить 19 — с пружиной

25, соединенной с линейкой 9. Нити

18 и 19 могут соединяться с бегунками .10 и 13 с помощью прижимных винтов 26 и 27. Шарнирные соединения

2 и 3 идентичны. Шарнирное соединение

3 состоит иэ полай оси 20, втулки 28, прижимных гаек 29, 30 и 31 и прокладки 32. Лимбы снабжены равномерными шкалами 33 для отсчета углов от 0 до

360, соединительная и вторичные лио нвйки снабжены ранномврными шкалами

34 для отсчета расстояний, бегунки вторичных линеек снабжены нониусными шкалами 35.

На фиг.4 обозначено: точка размещения первой радиосистемы ближней навигации (РСБНа) ау точка размещения второй радиосистемы ближней навигации (РСБНв) в; азимут РСБНв относительно

РСБНа, расстояние от РСБНа до

РСБНв 2

1060950

Пусть координаты самолета измеряются и регистрируются в полете одно-. временно по сигналам двух станций

РСБНа и РСБНв, тогда с ; d - две

I точки траектории полета, в.которых фактически находится самолет в момен.

1 1. ты времени соответственно, с, да. " точки положения самолета, зарегистрированные РСБНа в моменты времени

1» и 12 соответственно при наличии у нее систематической погрешности толькО ПО азимУтУ» Са > dy - тОчки положения самолета, зарегистрированные РСБНа в моменты времени » и 4 при наличии у нее систематических погрешностей и по азимуту и по даль- t5 ности, с, db - точки положения самолета, зарегистрированные РСБНв в моменты времени 1„ и 4 при наличии у нее систематической погрешности только по азимУтУ, С b,db — точки положения самолета, зарегистрированиые РСБНв в моменты времени t< и у при наличии у нее систематических погрешностей и по азимуту и по дальности, са q d - Действительные аэимУ- 25 ты самолета относительно РСБНа в моменты времени 1 и 44 . са, у а»иэмеренные с помощью РСБНа азимуты самолета в моменты времени 4» и Ь с о о т в е т с т в е н н о, с а, р 1 4 — де и с т в и - 30 тельные дальности самолета от РСБНа в моменты времени 1» и соответственно, P "а, и" — измеренные с поСа (,»11 мощьб РСБНа дальности до самолета в моменты времени, и 4 соответствен- 35 но, с8 q db - действительные азимуты самолета относительно РСБНа в моменты времени 41 и 44 соответственно, — измеренные с помощью РСБНв азимуты самолета в моменты времени 4»

И 1 сООТвеТсТвеннО РС8 р d8 дейст»

40 вительные.дальности до самолета от

РСБНв в моменты времени t» и 4g соответственно, pc, pdb — измеренные С помощью РСБНв дальности до самолета в моменты времени t< и tg соответст- 45 венно, a.oI» — систематическая погрешность РСБНа по дальности, Ь Чд - систематическая погрешность РСБЙа по азимуту, bpb — систематическая погрешность РСБНв по дальности, h.gb - 50 систематическая погрешность РСБНв,по .азимуту °

Иэ фиг.4 следует, что перемещая

Са и dp4 по траекториям ба, са, C u

d", d, 3 ©сооооттввееттссттввеенннно, а с и д 4»» 55 по траекториям с", с > С и a,3 соответственно можно добиться их совмещения в точках с и С, при этом азимуты точек совмещения отличаются от измеренных с помощью PCSHa и 60

РСБНв азимутов на величины систематических погрешностей обеих систем

Ача и 4» ь соответственно, а дальности точек совмещения отличаются от измеренных с помощью РСБНа и !

РСБНв дальностей на величины систематических погрешностей обеих систем

a{)+.и apb соответственно. предложенное навигационное устройство обеспе- 1 чивает вышеописанное совмещение.

Устройство работает следующим образом.

Лимбы14 и 5 устанавливаются на линейке 1 и фиксируются с помощью гаек

30 в соответствии с азимутом gbä и расстоянием 2 . Вторичные линеййи

6 и 7 устанавливаются по шкале лимба

4 на аэимУты Ц1 са и q >а соответственно, и угол между этйми линейками фиксируется гайкой 29 шарнирного соединения 2. Бегунки 10 и 11 вторич. ных линеек б и 7 по им шкалам устанавливаются на дальности pc+ и P4cb соответственно, сцепляются с нитями

18 и 19 и фиксируются винтами 26 и

27 соответственно. .Вторичные линеики 8 и 9 устанавливаются по шкале лимба 5 на азимуты а Ь и 9» b соответственно, и угол между ними фиксируется гайкои

29 шарнирного соединения 3. Бегунки

12 и 13 устанавливаются по шкалам вторичных линеек 8 и 9 на дальности и 8 . соответственно, сцепляются с нитями 18 и 19 соответственно и фиксируются винтами 26 и 27 соответ-. ственно.

Вращением приводных винтов 23 обо- их приводов синхронного линеиного перемещения бегунков бегунки вторич1ных линеек б и 7 посредством имеющихся на них штифтов вводятся в зацепление с бегунками вторичных линеек 8 и 9 соответственно.

По шкалам 33 лимбов 4 и 5 отсчитываются соответственно азимуты

/ 1 В 1 I (ca 3а 0са Чда " »»»сЬ ЛаЪ Ч сЬ ЧЗъ) по шкалам дальностей, 32 вторичных линеек 6-9 отсчитываются соответственно дальности и 8 11 п

l de са1 сЬ1 1 Ь Рда са1РсЬ1pdb)

При разностям

fca Мса =ЧУ da ь»»а 4

I »»сЬ-Vcb=

» и

Роа са = Да Pda сь-t cS db Зь определяются искомые систематические ошибки станций РСБНа и РСБНв по азимуту (ЬЧа и Ь (p ) и по дальности (pal и Ь pb)

По сравнению с базовым объектом, изобретение имеет следующие преимущества: обеспечивает возможность ко1060950

f6 фиг.2 личественного определения погрешностей радиотехнических систем ближней навигации по азимуту и дальности; обеспечивает возможность коррекции текущего местоположения самолета с учетом измеренной погрешности РСБН; удлиняет срок службы штурманский карт, т.к. при пользовании не требует.накалывания на карту; снижает нагрузку на пилота.

При использовании предлагаемого изобретения для целей измерения погрешностеи азимутально-дальномерных радиотехнических систем ближней навигации существенно упрощается комплекс необходимого бортового и назем- нрго оборудования, значительно сокращается продолжительность полетов и расход топлива самолета- лаборатории при облетах наземных станций РСБН,1060950

Фиад . Составитель B,Âîëêîâ

Редактор В.Ковтун Техред: M,Tåïåð " Корректор И.Иуска

Заказ 10025/42 Тираж 602 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытиИ

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4

Вспомогательное навигационное устройство Вспомогательное навигационное устройство Вспомогательное навигационное устройство Вспомогательное навигационное устройство Вспомогательное навигационное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к навигационным системам транспортных средств

Изобретение относится к области управления движением самолетов и предназначено для комплексного вычисления резервного пространственного положения и резервного курса с помощью имеющихся на самолете данных

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к технике коррекции позиционной погрешности в навигационных системах

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано при построении различных радиолокационных (радарных) или аналогичных систем, предназначенных для навигации летательных аппаратов с использованием радиоволн путем определения местоположения и управления движением летательных аппаратов

Изобретение относится к системам навигации и предназначено для регистрации проезда, по меньшей мере, одного платного участка дороги, по меньшей мере, одним транспортным средством с помощью системы определения положения, которая предназначена для регистрации текущего положения упомянутого транспортного средства

Изобретение относится к навигационным приборам и предназначено для использования при измерении углов ориентации любых подвижных летательных аппаратов, кораблей, наземных транспортных средств

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах определения позиции контролируемого объекта на основе использования нескольких разнесенных источников излучения

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при построении различных приборных систем локации, предназначенных для определения местоположения движущихся объектов с использованием волн, излучаемых в виде лучей, и управления движением движущихся объектов путем коррекции их местоположения

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в позиционных системах ориентации подвижных объектов различной физической природы
Наверх