Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя

 

СПОСОБ КОСВЕННОГО КОНТРОЛЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ, преимущест венно с одной парой полюсов, путем подключения обмотки статора к однофазному напряжению, измерения тока и мощности, потребляемой двигателем при неподвижном роторе, вычисления индуктивного сопротивления, ф01 1Ирования диагностического параметра и сопоставления его с диагностическим параметром при равномерном воздушном зазоре, отличающийс я тем, что, с целью повыцения точности контроля, однофазное напряжение подключают последовательно к всем трем фазам двигателя, измеряя каждЕяй раз ток и мощность в ,фазе, вычисляют индуктивное сопротивление каждой из фаз, а диагностический параметр формируют в виде х| , где Х|,Х2,х - индуктивные сопротив-j ления, определенные .в результате трех измерений. g

СОЮЗ СОВЕТСКИХ . ШВВЮИИ

РЕСПУБЛИК

ЗЬ|а01R

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Пю ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

I В

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИД=ТЕЛЬСТЗУ

Х= (21) 3499598/24-07 (22) 12.10,82 (46) 07.01.84. Бюл. М 1 (72) .Г.Г. Рогозин Н.С. Лапшина и A.À. Фридман (71) Донецкий ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 621.313(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 73697, кл. Н 02 К 15/00, 1948.

2. Гусейнов К.А ° и др. Исследование асимметричности воздушного за; эора в электрических машинах. За технический прогресс, 1974, 9 5, с. 13-15, Азербайджан, (54) (57) СПОСОБ КОСВЕННОГО КОНТРОЛЯ

HEPABHONEPHOCTH ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА

АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ, преимущественно с одной парой полюсов, путем подключения обмотки статора к однофазному напряжению, измерения тока..su„„ а и мощности, потребляемой двигателем при неподвижном роторе, вычисления индуктивного сопротивления, формирования диагностическвго параметра и сопоставления его с диагностическим параметром при равномерном воздушном зазоре, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности контроля, однофаэное напряжение подключают последовательно к всем трем фазам двигателя, измеряя каждый раэ ток и мощность в фазе, вычисляют индуктивное сопротивление каждой из фаз, а диагностический параметр формируют в виде где x«x«x> - индуктивные сопротивления, определенные в результате трех измерений.

) 1065792 х=х + хп cos 2 х„= х= сравнивают его с величиной этого параметра при равномерном воздушном зазоре и по его изменению судят о степени неравномерности воздушного зазора.

Предлагаемый способ контроля неg5 равномерности воздушного зазора по сравИзобретение относится к электротехнике, преимущественно промышленной электроэнергетике, и может быть использовано для KoHTpQJIH неравномерности .воздушного зазора асинхронного двигателя.

Известен способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя, по которому на зажимы асинхронной машины подают постепенно повышаемое трех- 10 фазное напряжение, величина которого в момент трогания ротора характеризует неравномерность воздушного зазора 11), Указанный способ имеет невысокую 15 точность, поскольку величина напряжения в момент трогания зависит от положения ротора.

Наиболее близким к предлагаемому

Ф по технической суцности и достигаемому эффекту является способ косвенного контроля неравномерности воз душного зазора асинхронного двигателя путем подключения двух выводов обмотки статора к однофазному напря- 25 жению, измерения тока и мощности, потребляемой двигателем при неподвижном роторе, вычисления индуктивного сопротивления, формирования диагностического параметра и сопоставления его с диагностическим параметром при равномерном воздушном зазоре P2) .

Недостаток известного способа— низкая точность при косвенном контроле неравномерности воздушного зазора асинхронных двигателей, имеющих З5 одну пару полюсов. Это объясняется зависимостью индуктивного сопротивления короткого замыкания двухполюс,ных машин от направления смещения

ioceA расточки ротора и статора. 40

Цель изобретения — повышение точности контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двига-. теля. 45

Поставленная-цель достигается тем, что согласно способу косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя путем подключения обмотки статора к однофаэному напряжению, измерения тока и мощности, потребляемой двигателем при неподвижном роторе, вычисления индуктивного сопротивления, формирования диагностического параметра и сопоставления его с диагностическим параметром при равномерном воздуш-.

RoM зазоре, однофаэное напряжение подключают последовательно к всем трем фазам электродвигателя, измеряя каждый раз ток и мощность фазы, вычисляют индуктивное сопротивление каждой иэ фаз, а диагностический параметр формируют в виде где х,х,и х - индуктивные сопро. тивления, определенные в результате трех измерений.

При однофаэном или двухфазном питании обмотки статора двухполюсных асинхронных двигателей величина измеренного индуктивного сопротивления при постоянной величине смещения оси расточкн ротора изменяется по закону где хо — постоянная составляющая индуктивного сопротивления; х — амплитуда переменной соси тавляющей индуктивного сопротивлениями — угол между направлением оси магнитного поля фазных обмоток статора и направлением смец|ения оси ротора относительно оси расточки.

В случае двухполюсной машины обобщенный диагностический параметр не зависит от направления смецения осей расточек ротора и статора при одной и той же величине смещения. В качестве базовой характеристики используется зависимость обобщенного индуктивного сопротивления от величины эксцентриситета при параллельном смещении оси расточки ротора относительно оси расточки статора.

Определение неравномерности воздушного зазора осуществляют следующим образом.

Однофаэный источник переменного тока промышленной частоты подключают к выводам фазной обмотки статора или к выводам двух соединенных встречно фазных обмоток; измеряют подводимое напряжение (V), ток (3) и активную мощность (Р); рассчитывают индуктивное сопротивление по формуле

Затем подключают этот источник поочередно к выводам других фаз обмотки статорау измеряют каждый раз .на пряжение, ток и мощность; рассчитывают величины. индуктивных сопротивлений х и х, определяют обобщенный диагностический параметр ..

106579

Составитель В. Никаноров

Редактор A. Курах Техред A.Ач Корректор Л. Патай

Заказ 11036/46 Тираж 716 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раущская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 нению с известным позволяет повысить точность контроля неравномерности воздушного зазора для двухполюсных асинхронных двигателей.

В результате использования предлагаемого способа может быть получен определенный экономический эФФект за

1 счет сокращения времени и трудозатрат на подготовку схемы асинхронно« го двигателя к базовым и контрольным измерениям диагностического параметра, поскольку контроль можно осу5 ществлять без изменения схемы соединения обмоток асинхронных двигателей, включая схему треугольника.

Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх