Система смазки двигателя внутреннего сгорания

 

1. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая масляную емкость, насос, центрифугу с ротором, полую ось ротора с нижними отверстиями для подвода загрязненного масла в полость ротора и с верхними отверстиями для отвода очищенного масла из полости в главную масляную магистраль и снабженный запорным органом и ограничителем хода последнего обратный клапан для предотвращения подачи масла в центрифугу при запуске двигателя, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности путем снижения сопротивления протеканию масла, запорный орган обратного KvTanaHa размещен внутри полой оси ротора центрифуги в ее верхней части и выполнен в виде полого золотника с перепускными отверстиямив его стенках и днищем, наружная часть которого расположена со стороны нижних отверстий оси, а внутренняя -со стороны верхних отверстий, причем золотник снабжен прикрепленным к днищу направляющим хвостовиком. 2.Системапо п. 1, отличающаяся тем, что ограничитель хода запорного органа выполнен в виде выступов, один из которых закреплен на хвостовике, а другой -т Hii внутренней стенке оси ротора, причем в выступе стенки выполнено отверстие прямоугольного поперечного сечения, а хвостовик размещен в этом отверстии и имеет соответствующее ему сечение. 3.Система по п. 1, отличающаяся тем, что ограничитель хода запорного органа выполнен в виде продольного паза в хвостовике и штифта, установленного в стенках полой оси ротора. 4.Система по п, 1, отличающаяся тем, что запорный орган снабжен дополнительным полым золотником, расположенным симметрично основному в нижней части полой оси ротора и вынолненным с перепускными отверстиями в его стенках и подпружиненным .

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

Зд11 F 01 M 1/1О

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3419357/25-06 (25) 3426073/25-06 (22) 12.04.82 (23) 26.04.82 по пп. 3 и 4 (46) 15.01.84. Бюл. № 2; (72) Б. Г. Егоров, Н. Е. Кухарев и Н. И. Шитова (71) Ордена Ленина и ордена Трудового

Красного Знамени завод транспортного машиностроения им. В. И. Ленина (53) 621.43-722 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 953232, кл. F 01 М 1/10, 1980. (54) (57) 1. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая масляную емкость, насос, центрифугу с ротором, полую ось ротора с нижними отверстиями для подвода загрязненного масла в полость ротора и с верхними отверстиями для отвода очищенного масла из полости в главную масляную магистраль и снабженный запорным органом и ограничителем хода последнего обратный клапан для предотвращения подачи масла в центрифугу при запуске двигателя, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения сопротивления протеканиго масла, запорный орган обратного клапана размещен внутри полой оси ротора

ÄÄSUÄÄ 1067233 А центрифуги в ее верхней части и выполнен в виде полого золотника с иерепускными отверстиями в его стенках и днищем, наружная часть которого расположена со стороны нижних отверстий оси, а внутренняя —— со стороны верхних отверстии, причем золотник снабжен прикрепленным к дHèùó направляющим хвостовиком.

2. Система по и. 1, от.шчающаяс» тем, что ограничитель хода запорного органа выполнен в виде выступов, один из которых закреплен на хвостовико, а другой — — на внутренней стенке оси ротора, причем в выступе стенки выполнено отверстие прямоугольного поперечного сечения, а хвостовик размещен в этом отверстии и имеет соответствующее ему сечение.

3. Система по и. 1, от,гичающаяс» тем, что ограничитель хода запорного оргаиа вьtполнен в виде продольного паза в хвостовике и штифта, установленного в стенках полой оси ротора.

4. Система по и. 1, or.ãè÷àþùïÿcÿ тем, что заиорный орган снабжен дополнительным полым золотником. расположенным симметрично основному в нижней части полой оси ротора и выполненным с иерепускными отверстиями в его стенках и подпружиненным.

1067233

10 ным золотником запорного органа; на фиг. 4 — центрифуга системы смазки с запорным органом обратного клапана в верхнем положении, с ограничителем хода запорного органа по второму из вариантов

15 его выполнения и с дополнительным золотником, продольный разрез; на фиг. 5 центрифуга системы смазки с запорным органом в нижнем положении и с дополнитель ным его золотником.

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам смазки двигателей внутреннего сгорания.

Наиболее близкой к изобретению по техническому существу и достигаемому результату является система смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащая масляную емкость, насос, центрифугу с ротором, полую ось ротора с нижними отверстиями для подвода загрязненного масла в полость ротора и с верхними отверстиями для отвода очищенного масла из полости в главную масляную магистраль и снабженный запорным органом и ограничителем хода последнего обратный клапан для предотвращения подачи масла в центрифугу при запуске двигателя (1) .

Однако эта система смазки недостаточно надеж на в р а боте.

Цель изобретения — повышение надежности системы смазки путем снижения сопротивления протеканию масла.

Поставленная цель достигается тем, что в системе смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащей масляную емкость, насос, центрифугу с ротором, полую ось ротора с нижними отверстиями для подвода загрязненного масла в полость ротора и с верхними отверстиями для отвода очищенного масла из полости в главную масляную магистраль и снабженный запорным органом и ограничителем хода последнего обратный клапан для предотвращения подачи масла в центрифугу при запуске двигателя, запорный орган обратного клапана размещен внутри полой оси ротора центрифуги в ее верхней части и выполнен в виде полого золотника с перепускными отверстиями в его стенках и днищем, наружная часть которого расположена со стороны нижних отверстий оси, а внутренняя — со стороны верхних отверстий, причем золотник снабжен прикрепленным к днищу направляющим

xâoñTîâèêoì.

Ограничитель хода запорного органа по одному из вариантов может быть выполнен в виде выступов, один из которых закреплен на хвостовике, а другой — на внутренней стенке оси ротора, причем в выступе стенки выполнено отверстие прямоугольного поперечного сечения, а хвостовик размещен в этом отверстии и имеет соответствующее ему сечение.

Ограничитель хода запорного органа по другому из вариантов выполнен в виде продольного паза в хвостовике и штифта, установленного в стенках полой оси ротора.

Запорный орган может быть снабжен дополнительным полым золотником,. расположенным симметрично основному в нижней части полой оси ротора и выполненным с перепускными отверстиями и подпружиненным.

На фиг. 1 схематично представлен вариант выполнения описываемой системы смазки двигателя внутреннего сгорания с расположением масляной емкости ниже центрифуги; на фиг. 2 — центрифуга системы смазки с запорным органом обратного клапана в верхнем положении и с ограничителем хода запорного органа по одному из вариантов

его выполнения, продольный разрез; на фиг. 3 — вариант выполнения системы смазки двигателя внутреннего сгорания с «сухим» картером, с расположением масляной емкости выше центрифуги и с дополнительСистема смазки двигателя внутреннего сгорания содержит масляную емкость 1, основной насос 2, насос 3 для предпусковой прокачки масла, полнопоточную центрифугу 4 с ротором 5, полую ось 6 ротора 5 с нижними отверстиями 7 для подвода загрязненного масла в полость 8 ротора и с верхними отверстиями 9 для отвода очищенного масла из полости 8 в главную масляную магистраль 10 по каналу 11, выполненному в колпаке 12 центрифуги 4. Система смазки снабжена обратным клапаном

13 для предотвращения подачи масла в центрифугу 4 при запуске двигателя. Обратный клапан 13 снабжен запорным органом 14, размещенным внутри полой оси 6 ротора 5 в ее верхней части, и выполнен в виде полого золотника с перепускными отверстиями 15 в его стенках и с днищем 16, наружная часть 17 которого расположена со стороны нижних отверстий 7 оси 6, а внутренняя часть 18 — со стороны верхних отверстий 9 оси 6.

Запорный орган (золотник) 14 обратного клапана 13 снабжен направляющим хвостовиком 19, прикрепленным к днищу 16.

Ограничитель хода запорного органа 14 может быть выполнен (фиг. 2) в виде выступов 20 и 21, первый из которых закреплен на хвостовике 19, а другой — на внутренней стенке оси 6 ротора 5, причем в выступе 21 выполнено центральное отверстие

22 прямоугольного поперечного сечения, а хвостовик 19 размещен с зазором в отверстии 22 и имеет соответствующее ему сечение. В выступе 21 выполнены также малые отверстия 23.

Ограничитель хода запорного органа 14 может быть выполнен (фиг. 5 и 4) в виде продольного паза 24 в хвостовике 19 и проходящего сквозь паз 24 штифта 25, закрепленного своими концами в стенках оси 6 ротора 5.

1067233 фиг. Z

Запорной оргаи 14 по одному из вариантов выполнения системы смазки (преимущественно с «сухим» картером, в котором емкость 1 расположена выше, чем насос 2 и центрифуга 4) может быть снабжен дополнительным прикрепленным к хвостовику 19 полым золотником 26, расположенным симметрично основному золотнику 14 в нижней части оси 6 ротора 5, выполненным с перепускными отверстиями 27 и снабженным пружиной 28. На наружной боковой поверхности золотника 26 установлено уплотнительное кольцо 29, например резиновое.

Работа системы смазки двигателя внутреннего сгорания происходит следующим образом.

При предпусковой прокачке масла насосом 3 масло под давлением поступает по каналу 11 внутрь запорного органа (золотника) 14 обратного клапана 13, и золотник при этом под действием давления масла опускается в свое крайнее нижнее положение, при этом перепускные отверстия 15 перекрыты стенками оси 6 ротора 5 центрифуги 4, и масло не поступает в полость 8 ротора 5.

После запуска двигателя насос 3 отключают, и масло начинает нагнетаться из емкости 1 насосом 2, приводимым от коленчатого вала двигателя, в нижнюю часть полой оси 6 ротора 5 центрифуги 4 и через нижние отверстия 7 в оси 6 поступает в полость 8 ротора 5. Масло при вращении ротора 5 очищается от загрязнений, которые под действием центробежных сил осаждаются на стенках ротора 5. Под действием давления масла запорный орган (золотник)

14 обратного клапана 13 поднимается в свое верхнее положение (до упора выступа

20 хвостовика 19 в выступ 21 при одном из вариантов выполнения ограничителя хода либо до упора штифта 25 в нижнюю стенку паза 24 хвостовика 19 при другом вариан10 те выполнения ограничителя хода), а очищенное масло поступает через верхние отверстия 9 оси 6 и совпадающие с ними перепускные отверстия 15 золотника 14 из полости 8 внутрь золотника 14 и далее по каналу. 11 в главную масляную магистраль

10 двигателя.

При варианте выполнения системы смазки, представленном на фиг. 3, 4 и 5, когда емкость 1 расположена выше насоса 2 и центрифуги 4, при неработающем двигателе давление масла падает, и дополнительный золотник 26 под действием пружины 28 опускается в свое нижнее положение, а вместе с золотником 26 опускается и жестко связанный с ним золотник 14 (фиг. 5). Отверстия 7 и 27 при этом разобщаются, и масло не может попасть из емкости 1 через зазоры насоса 2 в полость 8 ротора 5 центрифуги 4 и далее в «сухой» картер двигателя, что предохраняет его от аварии в результате возможного гидравлического удара из-за переполнения картера маслом.

1067233

1067233

Составитель О. Тугарева

Редактор Л. Авраменко Техред И. Верее Корректор И.М1i.ка

Заказ 10909/39 Тираж 503 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4i5

Филиал ППП «Патен-», г. Ужгород. ул. Проектная, 4

Система смазки двигателя внутреннего сгорания Система смазки двигателя внутреннего сгорания Система смазки двигателя внутреннего сгорания Система смазки двигателя внутреннего сгорания Система смазки двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двухтактным двигателям с кривошипно-камерной продувкой и совместной с топливом системой смазки

Изобретение относится к двигателестроению и повышает надежность узла шатунного подшипника путем исключения отбора масла из его нагруженной зоны

Изобретение относится к устройствам для фильтрации жидких сред по меньшей мере с твердой дисперсной фазой

Изобретение относится к устройствам смазочных систем двигателей

Изобретение относится к двигателестроению, а именно, к системам смазки ДВС и позволяет повысить надежность работы двигателей

Изобретение относится к фильтрам для очистки моторного масла в двигателях внутреннего сгорания и может быть использовано при очистке вязких органических жидкостей (глицерин, парафин и др.)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, может быть использовано при конструировании и разработке малогабаритных двигателей внутреннего сгорания для сельскохозяйственной техники, электроагрегатов и транспортных средств

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для очистки картерного масла ДВС

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам смазки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к фильтрам для очистки топлива в дизельных двигателях
Наверх