Устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ , содержащее два переключателя фаз, выполненных на тиристорах, соединенных по трехфазной мостовой схеме, обратный диодный мост, выходы указанных переключателей фаз и обратного диодного моста соединены между собой и предназначены для подключения к фазным выводам тягового электродвигателя , два импульсных регулятора, каждый из которых образован двумя рабочими тиристорами, шунтированными встречно-параллельно обратными диодами , и цепью коммутации, составленной из последовательно соединенных конденсатора и реактора, аноды рабочих тиристоров первого импульсного регулятора подключены к плюсовому выводу источника питания, а их катоды,- к анодным группам тиристоров переключателей фаз, соответственно,катоды рабочих тиристоров второго импульсного регулятора подключены к минi coвому выводу источника питания, а их аноды - к соответствующим катодным группам тиристоров переключателей фаз, обратный диодный мост подключен к источнику питания в непроводящем направлении, цепи коммутации конденсаторов связаны с катодной и анодной группами тиристоров одного из переключателей фаз, четыре вспомогательных тиристора, два однофазных диодных моста, нагрузку, два вспомога тельных конденсатора, отличаюi щееся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования выход (Л ных напряжения и частоты, в устройство дополнительно введены два дополнительных коммутирующих конденсатора , подключенных между свободными зажимами реакторов цепи коммутации и анодной и катодной группами тиристоров второго переключателя фаз, однофазные . диодные мосты зажимами переменного тока подключены к дополнительным конденсаторам, а зажиS мами постоянного тока - к нагрузке, ;о вспомогательные тиристоры соединены попарно встречно-параллельно и подключены к одному из зажимов вспомогательных конденсаторов соответственно , образуя последовательные цепи, (каждая из которых подсоединена параллельно одному из реакторов цепи коммутации.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) А

3(51) Н 02 P 7 42

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (Л.) 3460262/24-07 (22) 25.06.82 (46) 23.01.84. Бюл. )ъ 3 (72) А.В.Плакс, А.С.Мазнев,A.Н.Рогов и К.Н.Суслова (71) Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта им.акад.В.Н.Образцова

) 53) 62-83: 621. 313. 333. 077 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 813654, кл. Н 02 Р 7/42, 1980, 2. Авторское свидетельство СССР

)) 771841, кл. Н 02 Р 7/62, 1980, 3. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 3383444/07,кл. Н 02 Р 7/42, 1982. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащее два переключателя фаэ, выполненных на тиристорах, соединенных по трехфазной мостовой схеме, обратный диодный мост, выходы указанных переключателей фаз и обратного диодного моста соединены между собой и предназначены для подключения к фазным выводам тягового электродвигателя, два импульсных регулятора, каждый иэ которых образован двумя рабочими тиристорами, шунтированными встречно-.параллельно обратными диодами, и цепью коммутации, составленной из последовательно соединенных конденсатора и реактора, аноды рабочих тиристоров первого импульсного регулятора подключены к плюсовому выводу источника питания, а их катоды, — к анодным группам тиристоров переключателей фаз, соответственно, катоды рабочих тиристоров второго импульсного регулятора подключены к минусовому выводу источника питания, а их аноды — к соответствующим катодным группам тиристоров переключателей фаз, обратный диодный мост подключен к источнику питания в непроводящем направлении, цепи коммутации конденсаторов связаны с катодной и анодной группами тиристоров одного из переключателей фаз, четыре вспомогательных тиристора, два однофазных диодных моста, нагрузку, два вспомога тельных конденсатора, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расши- 3 рения диапазона регулирования выходных напряжения и частоты, в усхройство дополнительно введены два дополнительных коммутирующих конденса- %, тора, подключенных между свободными зажимами реакторов цепи коммута- ф ции и анодной и катодной группами тиристоров второго переключателя фаз, однофазные .диодные мосты зажимами переменного тока подключены к дополнительным конденсаторам, а эажи мами постоянного тока - к нагрузке, вспомогательные тиристоры соединены попарно встречно-параллельно и подключены к одному из зажимов вспомогательных конденсаторов соответствен но, образуя последовательные цепи, 1каждая иэ которых подсоединена параллельно одному из реакторов цепи коммутации.

1069112

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к устройствам для регулирования скорости вращения тягового асинхронного электродвигателя и питания нетяговых потребителей, и может быть использовано на электроподвижном составе с асинхронными тяговыми. электродвигателями, в качестве нетяговых потребителей могут быть использованы вентиляторы для охлаждения тяговых электродвигателей и преобразователя.

Известно устройство для регулирования скорости вращения тягового

-электродвигателя, содержащее два переключателя фаз, обратный диодный

Мост, диагоналями связанные с фазами тягового электродвигателя, четыре импульсных регулятора напряжения, включенных между плюсом источника питания и анодными группами тиристоров переключателей фаз, а также минусом источника питания и катодными группами переключателей фаз, обратНый диодный мост связан с источником

Питания в непроводящем направле- 25 нии (11 .

В автономных инверторах напряжения используются узлы коммутации только с независимым перезарядом коммутирующего конденсатора. В этом случае коммутирующий реактор может быть включен в цепь обратных диодов и последовательно с коммутирующим конденсатором.

В первом случае отсутствует эффект накопления энергии в узле комму-З тации, но к тиристорам переключателей фаз прикладывается напряжение, превышающее питающее в два раза. Во втором за счет накопления энергии в узлах коммутации увеличивается напряже-4Q ние на коммутирующем конденсаторе, которое определяет потенциальные условия работы полупроводников и потери в контуре перезаряда.

Таким образом, устройство имеет 45 неудовлетворительные массогабаритные показатели, недостаточно высокий КПД и ограниченные функциональные возможности.

Известно устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя, которое содержит два переключателя фаз, обратный диодный мост, связанные, диагоналями с фазами электродвигателя, четыре рабочих тиристора, шунтированных встречно-параллельно обратными диодами между плюсом источника питания и анодными группами, а также между минусом источника питания и катодны- 60

-ми группами тиристоров переключателей

-фаэ-в проводящем направлении соответственно, коммутирующие конденсатор и реактор, соединенные последовательно, четыре вспомогательных тиристора,65 обратный диодный мост связан с источником питания в непроводящем направлении g2) .

Недостатками устройства являются неудовлетворительные массогабаритные показатели, вследствии накопления энергии в коммутирующем устройстве, недостаточно высокий КПД и ограничен ные функциональные возможности.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя, содержащее два переключателя фаз, выполненных на тиристорах, соединенных по трехфаэной мостовой схеме, обратный диодный мост, выходы указанных переключателей фаз и обратного диодного моста соединены между собой и предназначены для подключения к фазным выводам тягового электродвигателя, два импульсных регулятора, каждый из которых образован двумя рабочими тиристорами, шунтированные встречно-параллельнообратными диодами, и цепью коммутации, составленной из последовательно соединенных конденсатора и реактора, аноды рабочих тиристоров первого импульсного регулятора подключены к плюсовому выводу источника питания, а их катоды — к анодным группам тиристоров переключателей фаз, соответственно, катоды рабочих тиристоров второго импульсного регулятора подключены к минусовому выводу источника питания, а их аноды — к соответствующим катодным группам тиристоров переключателей фаз, обратный диодный мост подключен к источнику питания в непроводящем направлении, цепи коммутации конденсаторов связаны с катодной и анодной группами тиристоров одного из переключателей фаз, четыре вспомогательных тиристора, два однофазных диодных моста, нагрузку, два вспомогательных конденсатора (31 .

Недостатками устройства являются недостаточный диапазон регулирования выходного напряжения и частоты и неудовлетворительные массогабаритные показатели.

Время доэаряда коммутирующего конденсатора указанного устройства определяется выражением

t â ">(2 LG с 1, где ., С вЂ” параметры узла коммутации. Амплитуда напряжения на коммутирующем конденсаторе при дозаряде

= и с макс

После разряда дополнительного конденсатора на питающую сеть, на

1069112 пряжение на коммутирующем конденсаторе уменьшится до величины

Ч

С=ЧД Эн С 7 с ñ

5 где 0g — напряжение источника питания g — емкость дополнительного конденсатора; ток нагрузки.

Следовательно, ухудшится коммутационная способность. Для предотвращения этого нежелательного явления необходимо увеличивать емкость дополнительного конденсатора, что ухудшает диапазон ре,улирования выходного íà is пряжения и частоты или увеличивает затухание в контуре разряда С на источник питания. Это требует установки трансформатора и приводит к ухудшению массогабаритных показате- 20 лей.

Целью изобретения является расширение диапазона регулирования выход. ных напряжения и частоты эа счет уменьшения времени дозаряда комму- 25 тирующего конденсатора и улучшение массогабаритных показателей эа счет исключения трансформатора.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя, содержащее два переключателя фаз, выполненных на тиристорах, соединенных по трехфазной схеме, обратный диодный мост, выхо- 35 ды указанных переключателей фаз и обратного диодного моста соединены между собой и предназначены для под. ключения к фазным выводам тягового электродвигателя, два импульсных ре- 4р гулятора, каждый иэ которыхобразован двумя рабочими тиристорами, шунтиро ванными встречно-,параллельно обратными диодами, и цепью коммутации, составленной из последовательно сое- 45 диненных конденсатора и реактора, аноды рабочих тиристоров первого импульсного регулятора подключены к виасовому выводу источника питания, а их катоды — к анодным группам тиристоров переключателей фаэ,соответственно, катоды рабочих тиристоров второго импульсного регулятора подключены к минусовому выводу источника питания, а их аноды — к соответствующим катодным группам тиристо- 55 ров переключателей фаз, обратный диодный мост подключен к источнику питания в непроводящем направлении, цепи коммутации конденсаторов связаны с катодной и анодной группами ти- 60 ристоров одного из переключателей фаз четыре вспомогательных тиристора, два однофаэных диодных моста, нагрузку, два вспомогательных конденсатора, дополнительно введены два 65 дополнительных коммутирующих конден-сатора, подключенных между свободными зажимами реакторов цепи коммутации и анодной и катодной группами тиристоров второго переключателя фаэ однофазные диодные мосты зажимами переменного тока подключены к дополнительным конденсаторам, а зажимами постоянного тока — к нагрузке, вспомогательные тиристоры соединены попарно встречно-параллельно и подклю" чены к одному из зажимов вспомогательных конденсаторов соответственно, образуя последовательные цепи, каждая из которых подсоединена параллельно одному иэ реакторов. цепи коммутации.

На чертеже приведена принципиальная электрическая схема устройства для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя.

Устройство для регулирования скорости вращения содержит тиристоры

1-6 переключателя 7 фаэ, тиристоры

8-13 переключателя 14 фаз, диоды

15-20 переключателя 21 фаз, тиристоры 22-25 рабочие, диоды 26-29 обратные, тиристоры 30-33 вспомогательные, конденсаторы 34 и 35 цепи коммутации, .конденсаторы 36 и 37 дополнительные коммутирующие, реакторы 38 и 39 цепи коммутации, конденсаторы 40 и 41 вспомогательные, мосты 42 и 43 диодные однофазные, нагрузки 44 и 45, электродвигатель 46 тяговый, источник 47 питания.

Переключатели 7 и 14 фаз и обратный диодный мост 21 связаны диагона лями с фазным выводом тягового электродвигателя 46, обратный диодный мост 21 подключен к источнику 47 питания, и в непроводящем направлении.

Рабочие тиристоры 22 и 23 включены между плюсом источника питания и анодными группами переключателей 7 и

14 фаз соответственно в проводящем направлении, а рабочие тиристоры

24 и 25 включены между минусом источника питания и катодными группами переключателей 14 и 7 фаэ соответственно в проводящем направлении.

Обратные диоды 26-29 включены встречно †параллель рабочим тиристорам

22-25 соответственно. Коммутирующий конденсатор 34, реактор 38, дополнительный конденсатор 35 соединены последовательно и подключены к катодам рабочих тиристоров 22 и 23. До-, полнительные коммутирующие конденсатор 35, реактор 39, конденсатор 37 соединены последовательно и подключены к анодам рабочих тиристоров 24 и

25. Вспомогательные тиристоры 30 и

31 (32 и 33) соединены встречно-параллельно, одним из зажимов связаны с дополнительным конденсатором 40 (41).

Цепочки из вспомогательных тиристоров

1069112 и дополнительного конденсатора подключены к коммутирующим реакторам

38(39) . Однофаэный диодный мост

42(43) зажимами переменного тока связан с дополнительным конденсатором

40 (41), а зажимами постоянного тока с нагрузкой 44 (45), Переключатели 7 и 14 фаэ представляют собой трехфазные инверторяые мосты и предназначены для формирования кривой выходного напряжения. Обратный диодный мост обеспечивает протекание реактивного и тормозного токов.

Рабочие тиристоры, обратные диоды, коммутирук>щие конденсаторы и реакто-(5 ры, вспомогательные тиристоры, дополнительные конденсаторы, однофазные диодные мосты предназначены для регулирования напряжения на нагрузке, выключения тиристоров переключателей щ фаз, ограничения напряжения на коммутирующем конденсаторе и питания нетвговых потребителей.

Разделение- коммутирующего конденсатора на две равные части, прч пита-25 нии от источников высокого напряжения не вызывает увеличения установленной мощности конденсаторов, но обеспечивает развязку нетягового потребителя с источником питания.

Устройство работает следующим образом.

Предположим, что включены тиристоры 1, 2, 3, 22 и 25 и ток протекает от источника питания через указанные элементы и фазы тягового электродви ателя, Конденсаторы 34-37 заряжены (полярность указана без скобок) . Чтобы обеспечить паузу в кривой выходного напряжения, необходимо отпереть тиристор 23, при этом начинается ко- 4О лебательный,перезаряд конденсаторов

34 и 36 по контуру: конденсатор 34— реактор 38 — конденсатор 36 — диод

26 — тиристор 23 - конденсатор 34, что вызывает запирание тиристора 22. 45

После достижения суммарного напряжения на конденсаторах 34 и 36 величины 0 ) и отпирания диодов моста 21 начинается их дозаряд по контуру; плюс источника 47 питания — тиристор

23 — конденсатор 34 — реактор 38 конденсатор 36 — тиристоры 1(3), диоды 18 (20) — минус источника 47 питания. Для прекращения процесса дозаряда необходимо подать управляющий сигнал на вспомогательный тиристор 30.

ЕСли напряжение на дополнительном конденсаторе 40 имеет полярность, указанную в скобках, к тиристорам

1 и 3 приложено обратное напряжение, равное разности суммы напряжения на конденсаторах 34, 36 и 40 и питающего по контуру: минус источника 47 питания — тиристоры 28 и 25 — диоды

18 (20) — тиристоры 1 (3 ) — конденсатор 36 — тири стор 30 — конденсатор

40 — конденсатор 34 — диод 27 - плюс источника 47. Энергия коммутирующего реактора 38 передается дополнительному конденсатору 40 и потребителю.

Таким образом, суммарное нагряжение на конденсаторах 34 и 36 стабилизируется на заранее заданном уровне (1,0 - 1,2)() ) . Для обеспечения независимости формы выходного напряжения от характера нагрузки необходимо подать управляющие сигналы на тиристоры 4 и б.

Для формирования следующего импульса напряжения необходимо отпереть тиристор 24 и после перезаряда комму тирующих конденсаторов 35 и 37 по контуру: конденсатор 37 — реактор 39— конденсатор 35 — тиристор 24 — диод

29 — конденсатор 37, что приводит к запиранию тиристоров 25 и б, подаются управляющие сигналы на тиристоры

8, 9, 10, 23, 24 и 32, что обеспечивает приложение напряжения к фазам нагрузки и за счет отбора избыточной энергии реактора 39 — стабилизации суммарного напряжения на конденсаторах 36 и 37 на уровне,(1,0-1,2) ((,)

Следующая пауза реализуется отпиранием тиристора 22 и после переэаряда коммутирующих конденсаторов 34 и 35 отпиранием тиристоров 11, 13 и 31.

Для изменения полярности напряжения в одной из фаз, при формировании следующего импульса напряжения на нагрузке, необходимо вместо тиристоров 1, 2, 3, 22 и 25 подать управляющие сигналы на тиристоры 2, 3, 4, 22,и 25. Далее процесс повторяется, регулирование выходного напряжения осуществляется широтно-импульсным методом на несущей частоте.

Таким образом, диапазон регулирования выходного напряжения практичес-. ки не ограничен и может быть реализо(ван в пределах от нуля до наибольшего. Мощность, передаваемая нетяговым потребителем, не зависит от режима работы тяговых двигателей, поскольку на интервале окончания коммутации может быть обеспечен активный дозаряд

Конденсатора.

1069112

Составитель В. Тарасов

Редактор Н.Бобкова Техред Т.Маточка Корректор А.Повх

Заказ 11487/53 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæroðîä, ул.Проектная, 4

Устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя Устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя Устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя Устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя Устройство для регулирования скорости вращения тягового электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх