Способ контроля эксплуатационного состояния электрической машины

 

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, преимущественно турбри гидрогенераторов с электромагнитным возбуждением, путем измерения уровня вибрации на вращающейся электрической машине и определения среднеквадратического значения измеренного сигнала, отличающийся тем, что, с целью повышения точности выделения дефектов, связанных с распушением пластин пакетов в зубцовой зоне сердечника статора, плавно увеличивают напряжение возбуждения машины, виброакустические сигналы измеряют с помощью датчиков, установленных на спинке сердечника статора , и по наличию скачка среднеквадратического значения виброакустического сигнала и по уровню напряжения возбуждения, которому этот (Л скачок соответствует,судят Оналичии распушения пластин пакета статора. 00 о о со

ССФОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(5п G 01 R 31/34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

OllHCAHHE HSOEPETEHHR

H ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВ,Ф (21) 3516208/24-07 (22) 27.11.82 (46) 15.03.84. Бюл.Р 10 (72) Л.А.Бибер, Я.А.Карпин и A.Â.Штейншнейдер (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики ,(53) 621.313(088 ° 8) (56) 1. Эксплуатационный циркуляр

ГТУ Минэнерго СССР Э-8/80 от 20.12.80

"О контроле состояйия прессовки зуб- цов сердечника статора гидрогенераторов".

2. Машины электрические вращающиеся ° Методы оценки вибрации.

Ст.СССР, ГОСТ 12379-75.. (54)(57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ, преимущественно турбо- и

„„SU„„, 1080091 А гидрогенераторов с электромагнитным возбуждением. путем измерения уровня вибрации на вращающейся электрической машине и определения среднеквадратического значения измеренного сигнала, отличающийся тем, что, с целью повышения точности выделения дефектов, связанных с распушением пластин пакетов в зуб-. цовой зоне сердечника статора, плавно увеличивают напряжение возбуждения машины, виброакустические сигналы измеряют с помощью датчиков, установленных на спинке сердечника статора, и по наличию скачка среднеквадратического значения виброакустического сигнала и по уровню на-Е

Ф пряжения возбуждения, которому этот скачок соответствует, судят о-наличии распушения пластин пакета статора.

"080091

Изобретение относится к электротехнике и может Сыть использовано при контроле эксплуатационного состояния зубцовой зоны сердечников статоров турбо- и гидрогенераторов в условиях промьналенной эксплуатации на электро- 5 станциях.

Известен способ контроля состояния зубцов крайних пакетов сердечников статоров введением щупа определенной формы между пластинами зубцов по глубине его проникновения P1).

Этот способ не позволяет получить объективных результатов из-за различия механических усилий на шуп, вводимый вручную между пластинами.

Кроме того этот и другие известные способы контроля не позволяют осуществлять диагностику состояния зубцов крайних пакетов сердечников статоров без нарушения условий эксплуатации генераторов, т.е. без их дли- Ю тельных остановок и выемки. ротора или нескольких полюсов.

Известен также способ контроля эксплуатационного состояния электрической машины путем измерения уровня 25 вибрации на вращающейся электрической машине и определения среднеквадратического значения измеренного сиги ала (2 1..

Этот способ позволяет обнаруживать 0 такие дефекты узлов генераторов, влияющих на его эксплуатационное состояние, как нарушение креплений обмоток статора, ослабление креплений корпуса статора на фундамент, а

35 также общее вибрационное состояние и его соответствие установленным нормам, однако не позволяет получить информацию о состоянии зубцовой зоны крайних пакетов (распушение), а также оценить динамику развития 4О процесса образования указанного дефекта. Это связано с тем, что в нормальных рабочих режимах трудно получить сведения, характеризующие, непосредственно дефекты в зубцовой зоне 45 из-за сильно превалирующего шума, вызванного вибрацией других узлов генератора.

Цель изобретения — повышение точности выделения дефектов, связанных с распушением пластин пакетов в зубцовой зоне сердечника статора.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу контроля эксплуатационного состояния электрЖеской машины преимущественно турбо- и гидрогенераторов с электромагнитным возбуждением путем измерения уровня вибрации на вращающейся электрической машине и определения среднеквадратического значения измеренного сигнала, 6

60 плавно увеличивают напряжение возбуждения машины, виброакустические сигналы измеряют с помощью датчиков, установленных на спинке сердечника статора, и по наличию скачка среднеквадратического значения виброакустического сигнала и по уровню напряжения возбуждения, которому этот скачок соответствует, судят о наличии распушения пластин пакета статора.

Принимаемые виброакустические сигналы возбуждаются колеблющимися пластинами зубцов за счет искусственного изменения электромагнитного поля в зазоре между ротором и статором генератора в режиме холостого хода посредством изменения напряжения возбуждения в определенном диапазоне.

При распушенном состоянии зубца для некоторого значения напряжения возбуждения U @= U т начинается интенсик лт вный виброударнЫй процесс, который в принимаемом виброакустическом сигнале выражается скачкообразным увеличением среднеквадратического значения виброускорений, а также амплитуд спектра виброускорений в области частот выше 2 крц. Величина U показывает степень развития диагХостируемого дефекта. Напряжение возбуждения рекомендуется изменять в диапазоне от 0 до 1,25 U Отсутствие виброударного процесса (или, что то же самое, скачка амплитуды в принимаемом сигнале)при Б„,щ, 1,25 U óâèäåòåëüствует о бездефектйом состоянии зубца.

На фиг.1 представлен пример реализации предлагаемого способа контроля состояния зубцов крайних пакетов сердечников статоров генераторов, на фиг.2 — зависимости среднеквадратического значения принимаемых сигналов от значения U /U< для различных брозд нрм состояний зубца.

Между ротором 1 и статором 2 создается электромагнитное поле. пропорциональное Бернд.пластины зубцов крайних пакетов 3 йод его воздействием колеблются и тем самым создают виброакустический сигнал, принимаемый системой пьезоэлектрических акселерометров 4 на спинке сердечника статора.

Пьезоэлектрические акселерометры вырабатывают электрические сигналы, пропорциональные амплитуде виброускорений в месте крепления акселерометров. Эти сигналы подаются на коммутатор 5, осуществляющий последовательный опрос всех пьезоэлектрических акселерометров, который поочередно подает их на вход среднеквадратического преобразователя 6, с выхода которого сигнал, пропорциональный среднеквадратическому значению, подается на вход Y двухкоординатного графопостроителя 7. С блока 8 измерения напряжения возбуждения электрический сигнал, уровень которого в каждый момент времени пропорционален подается на блок 9 отношения, в кОтором вырабатывается электричесВОЭД кий сигнал, характеризующий текущее отношение Увоза Ином при постоянном

1080091

Sa b

1Ж Ком

075 фие.2

Составитель В.Никаноров

Редактор Л.Алексеенко Техред С.Мигунова Корректор В.Синицкая

Заказ 1330/46 Тираж 711 Подписное

ВНИИПИ ГосударственнОго комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4 значении Нн, котоРое опРеДелЯетсЯ эксплуатацйонными характеристиками каждого типа генератора. Этот сигнал подается на вход Х графопостроителя

7, который вырисовывает график, примерный вид которого представлен на фиг.2. При наличии скачка среднеквадратического значения сигнала, принятого пьезоакселерометром 4 при достижении отношением U /Бн какого-либо ном значения, оператором принимается ре- 10 шение о состоянии обследуемого участка зубцовой зоны. Например, если скачок наступает при 0 оэ /U 0 (1,0, соном стояние зубцовой зойй*можно считать аварийным (кривые 1 и П), если скачок15 лежит в диапазоне 1,0 с Н /11но <1,25, состояние зубцовой зоны Сследует считать плохим (криваяй). И наконец, если при U /UH м с 1,25 скачок не набоР ступает вовсе (кривая TV) состояние эубцовой зоны следует признать удовлетворительным.

Использование предлагаемого способа виброакустической диагностики состояния зубцов крайних пакетов сердечников статоров гидро- и турбогенераторов обеспечивает по сравнению с существующими способами диагностики эксплуатационного состояния генераторов воэможность определения состояния зубцов крайних пакетов без останова генератора и выемки его ротора, т.е. практически не нарушая эксплуатационного режима, своевременное прогнозирование аварийных ситуаций, связанных с поломкой зубцов, и уменьшение за счет этого вероятности простоя генератора, недоотпуска электроэнергии и затрат на аварийные ремонты, воэможность проверки качества проведенных ремонтов по залечиванию зубцов крайних пакетов, что значительно повысит работоспособность осЮ новного энергетического оборудования.

Способ контроля эксплуатационного состояния электрической машины Способ контроля эксплуатационного состояния электрической машины Способ контроля эксплуатационного состояния электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх