Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства

 

УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ гаДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА с трехступенчатой коробкой передач и редуктором диапазонов , содержащее клапаны автоматического улраЕле1шя фрикционными элемещ-ами коробки передач, сообщающие гидроцилиндры фрикционных элементов с источником давления рабочей жидкости через клапан ручного управле шя фрикционными элементами и со сливом, датчик скорости транспортного средства и датчик на« грузки двигателя, соединенные гидроли- . ниями с торцовыми управляющими полостями клапанов автоматического управления , и рычаг переключения передач, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности работы трансмиссии в сложных условиях движения путем расщирения диапазона понижающих передач без увеличения их количества, оно снабжено клапанами принудительного включения передач трехступенчатой коробки передач и дополнительными торцовыми управляющими камерами клапанов автоматического управления фрикнионными элементами, при этом клапаны принудительного включения выполнены с S возможностью взаимодействия с рыча (Л гом переключения передач редукторе диапазонов , их входы сообщены ерез клапан с: ручного управления с источником давления рабочей жидкости, а выходы - с до; пол ни тельными торцовыми управляющими камерами клапанов автоматического управления фрикционными элементами и со сштом.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) А

З(51) В 60 К 41/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H ABTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3529231/ .7-11 (22) 28. 12. 82 (46) 23,03.84. Бюл. Ж 11, (72) В.И.Соколовский, B.М. Стародубцев, А.М.Сарибан и Ю.СШурлапов (71) Московский автомобильный завод им.А.И. Лихачева (53) 629. 113-585,2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 551206, кл. В 60 К 41/00, 1976 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА с трехступенчатой коробкой передач и редуктором диапазонов, содержащее клапаны автоматическоFo управления фрикционными элементами коробки передач, сообщающие гидроцилиндры фрикционных элементов с источником давления рабочей жидкости через клапан ручного управления фрикционными элементами и со сливом, датчик скорости транспортного средства и датчик на» грузки двигателя, соединенные гидролиниями с торцовыми управляющими полостями клапанов автоматического управления, и рычаг переключения передач, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности работы траномиссии в сложных условиях движения путем расширения диапазона понижающих передач без увеличения их количества, оно снабжено клапанами принудительного включения передач трехступенчатой коробки передач и дополнительными торцовыми управляющими камерами клапанов

P автома тического управпения фрикционными элементами, при этом клапаны принудительного включения выполнены с возможностью взаимодействия с рычагом переключения передач редуктора диапазонов, их входы сообщены через клапан ручного управления с источником давле.ния рабочей жидкости, а выходы — с доI ,палнительными торцовыми управляющими камерами клапанов автоматического управления фрикционными элементами и со сливом.

10о" 10

Изобре-.ение относится к транспорт=ной технике, а именно к устройству управлсния диапазош1ыми гидромехаическими трансмиссиями транспортных средств, преимущественно автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин.

Диапазонные гидромеханические трансмиссии применяются преимущественно в тех случаях, когда условия движения резко отличаются между =îáîé, т,е. требует- 111 ся большой диапазон регулирования потока мощности.

Они состоят из двух частей: автоматической — гидротрансформатора и коробки передач с автоматическим управлением и неавтоматической - диапазонного ре-дуктора с ручнь:м управлением. Особенность диапазонной гидромеханической трансмиссии состоит в том, что передаточ= ные числа коробок передач автоматической (i а ) и механической (< @ ) частей резко различаются: в диапазонных редукторах они намного больше, чем B QDтоматических коробках передач, Конкретные величины j@ и,, зависят от количества передач и принятой схемы согласования работы редукторов, Согласование заключается в том, что в момент ручного переклЮчения диапазонов в автоматической коробке передач принудительно устанавливается та или иная передача, чем достигается встречный" силовой поток в трансмиссии, обеспечивакший равномерный плотный ряд передаточнь:х отношений.

Известно устройство автоматического

Я упраьчения гидромеханической трансмиссией транспортного средства с трехступенчатой коробкой передач и редуктором диапазонов, содержащее клапаны автома40 тического управления фрикционными элементами коробки передач, сообщающие rmpроцилиндры фрикционных элементов с источником даьпения рабочей жидкости ч —. рез клапан ручного управления фрикциопными элементами и со сливом, датчик скорости транспортного средства и датчик нагрузж двигателя, соединенные гидролиниями с торцовыми упраьпяюшими полостями клапанов автоматического

Г i$ управления, и рычаг переключения пераааа t1J .

Недостаток известной трансмиссии состоит в том, что при выбранной плот- ности ряда и наличии в ней шести пец редач величина первой (ниэшей1 ступени относительно невелика, что снижает зф=. фективность испсцтьзования трансмиссии, особенно в с«ложных условиях движения. когда требуется частое вклк 1ение низПП1Х ПЕРЕДач.

Цель изобретения — повышение эффективности работы трансмиссии в сложных

УСЛОВИЯХ ДВИжЕПИЯ ПУТЕМ РаСШИРЕНИЯ gnBназона понижающих переда без увеличс. ния их количecTBB.

Указанная цель достигается тем, что устройство автсматического управления гидромеханическсй трансмиссией транспортного средства с трехступенчатсй коробкой передач и редуктором диапазонов, содержащее клапаны автоматического управления фрикционными элементами коробки к1ередач, сообщающие гидроцилиндры

Фрие1п1О1п1ых Brie . HT0B с источникОм QBB— пеш1я рабочей жидкости через клапан ручного управления фрикционными элементаМИ И СО СЛИВОМ,-, ДатчИК СКОРОСтн тРаНспортного средства и датчик нагрузки двигателя, соединенные гидролиниями с торцовыми управляющими полостями клапанов автоматического управления, v. рь1чаг переклк чения передач, снабжено клапанами принудительного включения передач трехступенчатой коробки передач и дополнительными торповь:ми управляющими камерами клапанов. авто«матическсго управления фрикционными элементами, при этом клапаны принудительного включения выполнены с возможностью взаимодействия с рычагом переключения передач

peVye CpB днаацаЗОНОВ, ИХ ВХОДЫ СООбШЕнь1 черсз клапан ручного управления с йсточником давления рабочей жидкости, Bв:ыходы — с дополнительнь1ми торцовыми управляющими камерами клапанов автоматического управления фрикционными элементами и со сливом.

На чертеже изображено устройство автоматического управления гидромехани--.".еской трансмиссией транспортного средства и основные элементы самойтрансмиссии.

Трансмиссия состоит из гидротрансформатора 1, автоматической трехступенчатой коробки 2 передач с фрикционными гидравличсскими муфтами 3-5 вклкчения передач и двухступенчатого редуктора 6 диапазонов с рычагом 7 переклкчения передач.

Система управления трансмиссией содЕржИт ИСТСа 1НИК даВЛЕНИя рабОЧЕй жндкости — насос 8, датчик 9 нагрузки двигателя и датчик 10 скорости транспортногс средства, клапан 1.1 ручного управления фрикциопными муфтами коробки передач, клапань1 автоматического управления фрикционными муфгакаи. "клапан 12 BBЭ 1081019 4 томатическс>го вкл«с.«ения 1-2 передач и клапан 13 автоматического вклкче«шя

2-3 передач, кляпань. принудительного вклкчения передач автоматической части трансмиссии: клапан 14 вклкче««««я низ- 5 ших передач и клаган 15 включения высших передач.

Рабочая жидкость от насоса 8 подводится к фрикционнои муфте 3 включе««ия первой передачи автоматической коробки передач последовательно через клапаны и 12 к фрикционной муфте 4 включения второй передачи и к муфте 5 вклкчения третьей передачи последовательно через клапаны 11, 12 и 13. 15

К торцовым управляющим камерам 16 клапанов 12 и 17 клапана 13 подведено давление датчика 10 скорости через клапан 11 ручного управления, K торцовым управляющим камерам 18 20 клапанов 12 и 19 клапана 13 подведено давление датчика 9 нагрузки через клапан 1 1., Взаимодействие управляющих сигналов давлений датчиков 9 и 10 определяет возл«ожнь«е сочетания крайних положений клапанов 12 и 13, в результате чего рабочая жидкость направляется к одной из муфт 3-5, чем и достигается автоматическое вклк чение той или иной передачи коробки 2 передач.

Клапаны 14 и 15 принудительного вклкчения кинематически связаны с рычагом 7 переклк чения передач редуктора диапазонов 6. Входь> этих клапанов сообщаются через клапан 11 с насосом Я, ЗS а выходы — с дополнительными торцовылж управляющими камерами клапанов автоматического управления или с баком.

Выход клапана 14 сооб«цен с допсанительной торцовой управляющей камерой 20

40 клапана 13 и с дополнительной камерой 21 клапана 12, выход клапана 15 сообщен с дополнительной кал.ерой 22 клапана 13 и с доно«««п«тель««ой камерой 23 клапана 12 °

Подклкчение камер 20 и 21 клапанов

1 3 и 12 к насосу 8 через клапаны 14 и 1 1 обеспечит принудительное включение низшей — первой передачи автол«ат««ческсй коробки передач, я подклк>чение камер 22 и 23 тех же клапанов к насосу через

50 клапаны 15 и 11 обеспечит принудитель, ное вклкчение высшей. — третьей передачи автоматической коробки передач.

Клапан 14, обеспечивяк>«ций принудительное вклк чение низшей передачи автоматической корсбки 2 передач, срабатывает при вклкчении рычагом 7 высшей передачи дияцязопного редуктора 6, а клапан 15. обе с««ечивян>«ций принудитель oe включение высшей переда «и автоматической коробки передач, срабатывает при вклк .ieнии рычагом 7 низшей ««ере««а «и диапазонного редуктора 6. у>стройство работает следу оц«ил«образом.

Ня. чертеже клапаны устройства автоматического упрявле««ия изображены в положении, соответству«ощем дв««же«цпо транспортного средства при вклк>ченной низшей (первой} передаче в автоматической коробке и вь;сшей передаче — в ре-дукторе диапазонов.

Клапан 1 1 находится в исход«-:ом цс— ложении, обеспеч«вяя связь торцовых упря«з;яюш««х камор 16 и 17 клапанов 1 и 13 с датчиком 3 0 сксрост««, я камер

18 «i 19 rex же клапанов с датчиком 9 нагрузки и допол«шты«ь««ь«х торцовых управляющих камер "-0 и 21 через клапан 14 с баком, Фр««кционняя муфта 3 через клапаны

12 и 13, находящиеся под воздействием давления датчиков нагрузки и скорости в положении, соответствукщем вклк чен«по низшей цередачи, и через клапан 11 подкл«оченя к насосу 8.

По мере уменьшения сопротивления движе«ппо устройство обеспечит разгон транспортного средства последовятельш-««. автоматическим переключением передач с низшей на Bbiñøó«c (с первой до третьей).

По мерс увеличения сопротивления движению система управления обеспеч««т автоматическое переключение передач с выс-". ших на низшук (первук). Все это происходит в автоматическом режиме без разрь«вя силового потока при постоянно включенной передаче редуктора диапазонов, т,е, без ручного вмешательства. !

При дальнейшем увеличении сопротивления движению ««еобходилю переключить передачу редуктора диапазонов с высшей на «и«зшую, Для orîão водитель, воздействуя на клапан 11 ручного управле««ия фрикционными илуфтал«и, переводит его B другое крайнее положение. При этом от клапанов 12 и 13 автоматического управления отключаются датчики скорости и нагрузки, а камеры 18, Х 9, 16 и 17 соединяются с баком. Ф ..««кционняя л«уфта 3 через кляпань«Х2 H. 11 отключается от насоса 8 и сообщается с баком, тем самым обесце п«вается разрыв силового потока от двигателя к диапязо««нол«у pe— дукт ору.

1081019

Затем рычагом 7 переключаются передачи редуктора диапазонов с высшей на низшую. Связанные с рычагом 7 клапаны 14 и 15 соо тветственно. выключаются, возвращаясь в исходное положение, и включаются. При этом дополнительные торцовые управляющие камеры 20 и 21 отключаются от насоса 8 и сообщаются с баком, а дополнительные торцовые управляющие камеры 22 и 23 отключаются от бака и подкдючаются к насосу 8„Под действием давления насоса в камерах 22 и 23 золотники клапанов 12 и 13 одновременно переместятся в другое крайнее положение - поло;жение, соответствующее высшей передаче (третьей) автоматической коробки пен реда .

После переключения передач редуктора диапазонов клапан ll возвращается в исходное положение, и к торцовым управляющим камерам 16-19 клапанов 12 и 13 автоматического переключения подводится давление датчиков выгрузки 9 и скорости 10, а фрикционная муфта 5 подключается через клапаны 13, 12 и 11 к насосу 8.

Дополнительные торцовые управляющие полости 22 и 23 через клапаны 15 и 11 отключаются от насоса и сообщаются с бак ж.

По мере увеличения сопротивления движению будет происходить автоматическое, без разрыва силового потока, переключение передач с высшей (третьей) до низшей (первой), а при уменьшении

25 сопротивления движению — такое же переключение с низших на высшие передачи автоматической коробки передач "внутри" одного диапазона редуктора диапазонов.

Аналогичным образом система управления работает при переключении передач редуктора диапазонов с низшей на высшую.

Преимушество трансмиссии, снаб женной предлагаемой системой управления, заключается в том, что в ней полностью, последовательно используются все передачи (при переключениях как вверх, так и вниз), чем и достигается увеличение общего диапазона силового регулирования.

При принятой схеме согласования работы автоматической коробки передач и редуктора диапазонов, для обеспечения равномерного плотного ряда 1 д передаточных отношений в диапазонной трансмиссии, передаточное число в редукторе диапазонов будет равно

hA 1С1 0 1 1g " д О

Общий диапазон силового регулирова 3

1О 1Ч 1сяi i, 1,„„a а

Следовательно, при наличии в диапазонной трансмиссии тех же передач и одинаковом коэффициенте прогрессии между передачами «д, величина 1о в предложенной трансмиссии намного выше, чем в известной.

1081019

Составитель А.Барыков

Редактор А.Шандор Техред Л.Мнкеш Корректор А.Ференц

Заказ 1436/13 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и откригий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул.Проектная, 4

Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх