Двухкоординатный электрический двигатель

 

1. ДВУХКООРДИНАТНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий неподвижный индуктор и два основных подвижных якоря, связанных между собой основным жестким V-образным стержнем , укрепленным с возможностью перемещения в опорах обоих якорей, отличающийся тем что, с целью расщирения функциональных возможностей за счет получения движения по третьей координате, неподвижный индуктор выполнен в виде кольца, а опорыобоих якорей выполнены поворотными относительно оси, перпендикулярной плоскости стержня. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что введены дополнительные два якоря и V-образный стержень, аналогичные основным , причем дополнительный и основной стержни жестко соединены между собой вершинами в одной плоскости. (Л 00 со со о to

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

g g Н 02 К 41/00

М - ° ©:

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3390493/24-07 (22) 01.02.82 (46) 30.03.84. Бюл. № 12 (72) В. Т. Беликов, Б. А. Ивоботенко, А. Д. Ивлев и А. М. Святский (53) 621.313.13 (088. 8) (56) 1. Ивоботенко Б. А., Луценко В. Е., Тониашвили Э. С. Двухкоординатные шаговые электродвигатели поступательного перемещения. — Труды Московского энергетического института, вып. 235, 1976, с. 69—

73.

2. Авторское свидетельство СССР № 936264, кл. Н 02 К 41/00, 1981 (прототип). (54) (57) 1. ДВУХКООРДИНАТНЫЙ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ, содер„„SU„, 1 083302 A жащий неподвижный индуктор и два основных подвижных якоря, связанных между собой основным жестким V-образным стержнем, укрепленным с возможностью перемещения в опорах обоих якорей, отличающийся тем что, с целью расширения функциональных возможностей за счет получения движения по третьей координате, неподвижный индуктор выполнен в виде кольца, а опоры обоих якорей выполнены поворотными относительно оси, перпендикулярной плоскости стержня.

2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что введены дополнительные два якоря и

Ч-образный стержень, аналогичные основным, причем дополнительный и основной стержни жестко соединены между собой вершинами в одной плоскости.

1083302

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, и может быть использовано в графопостроителях координатографах, промышленных роботах, машинах термической резки и т.д.

Известны двухкоординатные линейные электродвигатели с плоским рабочим зазором. Двигатели этого типа содержат общую для обеих координат зубчатую пластину из магнитомягкого материала (1).

Недостатком известных двигателей являются ограниченные возможности, поскольку они обеспечивают получение только двухкоординатного движения на плоскости.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является двухкоординатный электрический двигатель, содержащий неподвижный индуктор и два подвижных якоря, связанных между собой жестким V-образным стержнем, укрепленным с возможностью перемещения в опорах обоих якорей (2). 20

Недостатком указанного двигателя является невозможность получения сложного трехкоординатного движения на плоскости.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей двухкоординатного двигателя за счет получения движения по третьей координате.

Поставленная цель достигается тем, что в двухкоординатном электрическом двигателе, содержащем неподвижный индуктор и два основных подвижных якоря, связанных между собой основным жестким V-образным стержнем, укрепленным с возможностью перемещения в опорах обоих якорей, неподвижный индуктор выполнен в виде кольца, а опоры обоих якорей выполнены поворотными относительно оси, перпендикулярной плоскости стержня.

Кроме того, введены дополнительные два якоря и V-образный стержень, аналогичные основным, причем дополнительный и основной стержни жестко соединены между со- 4О бой вершинами в одной плоскости.

На фиг. 1 схематично изображен двигатель с одной парой якорей и V-образным стержнем; на фиг. 2 — двигатель с двумя парами якорей и крестообразным стержнем 45 (отработка декартовых координат); на фиг. 3 — якорь двигателя; на фиг. 4 — крепление опор качения на якоре двигателя; на фиг. 5 — отработка вращения подвижного элемента двигателя (вращение креста в заданном направлении) .

Неподвижная часть двигателя (фиг. 1) представляет собой ферромагнитное кольцо 1, часть которого показана на фиг. 3 совместно с якорем для одной координаты.

Ферромагнитное кольцо 1 несет на своей поверхности, обращенной к подвижному модулю (внутренней или внешней), полюсообразующие выступы 2, формирующие основное магнитное поле двигателя. Подвижный якорь 3 представляет собой объединение двух Т-образных магнитопроводов 4, укрепленных на основании 5 (фиг. 3). Т-образные магнитопроводы имеют пазы 6 для укладки якорной обмотки, а их крепление на основании 5 образует пазы 7 для размещения обмоток возбуждения.

Подвижный якорь 3 (фиг. 1) условно показан в виде прямоугольного блока. Подвижный стержень 8 перемещается в опорах качения, выполненных, например, в виде роликов 9, вращающихся на подшипниках 10 качения, посаженных на оси 11, укрепленные на площадке — основании 12 (фиг. 4). Площадка 12 свободно вращается на подшипнике 13 качения (радиально-упорном или упорном), укрепленном на оси 14.

Двигатель работает следующим образом.

Предположим, что подвижный элемент должен перемещаться так, чтобы его вершина 01 заняла положение Oz. Для реализации этого движения подается напряжение на обмотки возбуждения и управления якорей 3. Послелние,развивая задаваемые системой управления электромагнитные усилия

F „и Р„начинают смещаться против часовой стрелки, при движении якорей электромеханические коллекторы или полупроводниковые коммутаторы коммутируют секции обмоток управления таким образом, чтобы направления сил Е,„,и Р„,, и их величины сохранялись. Это обеспечивает перемещение вершины из положения О в -положение Од по заданной траектории Oi — Ор, показанной пунктиром. Датчики положения (не показаны), входящие в систему обратной связи, фиксируют приход в заданную точку и дают управляющий импульс на остановку якорей 3 двигателя. Подвижный элемент 3 двигателя может вращаться в процессе отработки координатного задания.

1083302

Фиг.2

1083302

Фиг,5

Составитель 3. Горннк

Редактор М. Ткач Техред И. Верес Корректор В. Синицкая

Заказ 1770 48 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Двухкоординатный электрический двигатель Двухкоординатный электрический двигатель Двухкоординатный электрический двигатель Двухкоординатный электрический двигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению, к электротехнике, к робототехнике и может быть использовано в любых исполнительных и силовых электроприводах возвратно-поступательного движения: в станкостроении, в робототехнике, в транспорте, в энергетике, во всех технологических процессах, требующих линейного, управляемого перемещения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в линейных электрических машинах

Изобретение относится к электротехнике, точному машиностроению, робототехнике, в частности к линейным шаговым электромеханизмам, преобразующим импульсы электроэнергии в дискретное линейное перемещение исполнительного механизма, и может быть использовано в силовых и управляемых электроприводах, осуществляющих линейное возвратно-поступательное перемещение рабочих органов без ограничения создаваемых усилий, например в робототизированных системах сварочного, монтажно-сборочного и складского профилей

Изобретение относится к электрическим двигателям, способным эффективно преобразовывать электрическую энергию в механическую энергию или силу, которые снимаются с силовой оси

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности, к линейным шаговым электродвигателям, которые находят широкое применение в дискретном электроприводе

Изобретение относится к электроприводам, а более конкретно к электроприводам машин и механизмов преимущественно с малыми и средними оборотами вращения валов рабочих органов, и может быть использовано в буровых и насосных устройствах, в гидроусилителях сверхмощных прессов, в карьерных и городских противо-смоговых вентиляторах, экранолетах, а также в производстве электроэнергии
Наверх