Устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем

 

00tC3 СОВЕТСНИХ

СООИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

П511 Н 02 Р 5 40 с

1 (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

5q;(Sx ), 5Я (! Ч -Е ) х, I ), M„Sq P4 C), где 5©с 1,a ) 0, в (010(0, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3551960/24-07 (22) 11.02.83 (461 30.04.84. Бюл. Р 16 (721 A.Ã.Hoíäàðåâ, В.Л.Бунаков, Н.Е.Костылева и В.И.Уткин (71) Московский ордена Трудового

Красного Знамени текстильный институт им. A.Н.Косыгина (531 621. 313. 333. 2 (088. 81 (56l 1. Авторское свидетельство СССЕ

9 824394, кл. Н 02 Р 7/62, 1981.

2. Ивей К.A. Системы автоматического регулирования на несущей переменного тока. М., "Машиностроение", 1968, с.95. (54) (57 I УСТРОЙСТВО ДЛЯ .УПРАВЛЕНИЯ

ДВУХФАЗНЫМ АСИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАTEJIEM, содержащее первый элемент сравнения, тахогенератор, датчик пОложения на валу двигателя, блок зада ния и источник питания, .причем к первому и второму входам первого эле мента сравнения соответственно подключены первый выход блока задания и выход датчика положения на валу двигателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности управления, в него введены второй элемент сравнения, сумматор и три логических блока, реализующих соответственно логические функции

Где a — любое число

5 — переменная., от знака которой зависит направление вращения ротора электродвигателя;

„„Su„„1089747 а

Х1 — отклонение углового положения ротора двигателя от заданной величины;

hC — приращение степени затухания переходного процессй Х (Ц, 1 где С вЂ” время;

Я,М, — константы, интегросумматор, блок умнОжения, компаратор, блок вычисления модуля, коммутатор, модулятор, причем первые входы сумматора, первого и второго логических блоков, блока умножения, блока вычисления модуля подключены к выходу первого элемента сравнения, к первому и второму входам второго элемента сравнения подключены соответственно второй выход щ 2 блока задания и выход тахогенератора, а выход второго элемента сравнения подключен к второму входу сумматора, к третьему входу сумматора С подключен выход блока умножения, выход сумматора подключен к вторым входам первого и второго логических блоков и к входу компаратора, выход которого подключен к первому входу коммутатора, выходы первого, второго и третьего логических блоков соответственно подключены к первому, второму и третьему входам интегросумматора, а его выход подключен к второму входу блока умножения и к входу третьего логического блока, выход блока вычисления модуля подключен к второму входу модулятора, первый вход модулятора подключен к источнику питания, выход модулятора подключен к второму входу коммутатора и к обмотке возбуждения двигателя, выход коммутатора подключен к обмотке управления двигателя.

1089747

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах следящих электроприводов с двухфазным асинхронным электродвигателем.

Известно устройство для управле- 5 ния двухфазным асинхронным электродвигателем, содержащее блок питания с двумя усилиТелями, подключенными к обмоткам возбуждения и управления (1). 10

Недостатком известного устройства является небольшое быстродействие, что существенно ограничивает область его использования.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем, содержащее первый элемент сравнения, тахогенератор, датчик голожения на валу двигателя, блок задания и источник питания, причем к первому и второму входам первого элемента сравнения соответственно подключены первый выход блока задания и выход датчика положения на валу .двигателя(2).

Недостатком известного устройства является то, что уравнение линии переключения, реализуемое в устройстве, будет определять оптимальное по З0 быстродействию движение системы лишь для одной точки на механической характеристике двигателя, а для остальных точек движения системы не будет оптимальным по быстродействию. 35

По этой же причине устройство может потерять устойчивость, поскольку коэффициенты модели двигателя, являющейся основой оптимального по быстродействию алгоритма управле- 40 ния, являются переменными величинами, в частности определяются нелинейными механическими характеристиками электродвигателя, а алгоритм этого не учитывает.

Цепь изобретения — повышение точности управления двухфазным асинхронньтм электродвигателем.

Укаэанная цель достигается тем, что в устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем, содержащее первый элемент сравнения, тахогенератор, датчик положения на валу двигателя, блок задания и источник питания, причем к первому и второму входам первого эле-55 мента сравнения соответственно подключены первый выход блока задания и выход датчика положения на валу двигателя, введены второй элемент сравнения, сумматор и три логических 60 блока, реализующих соответственно логические функции

9 (5x, }, 5 ()5(-5 (x„)),Ì 9 (-дС1, где 11,а>0, 5%" (о,ко, где ot — - любое число; переменная, знак которой опре деляет направление вращения электродвигателя;

К вЂ” отклонение углового положения ротора двигателя от заданной величины; йС вЂ” приращение степени затухания переходного процесса x„(tI, где — время, g, N(- константы, интегросумматор, блок умножения, компаратор, блок вычисления модуля, коммутатор, модулятор, причем первые входы сумматора, первого и второго логических блоков, блока умножения, блока вычисления модуля подключены к выходу первого элемента сравнения, к первому и второму входам второго элемента сравнения подключены соответственно второй выход блока задания и выход тахогенератора, а выход второго элемента сравнения подключен к второму входу сумматора, к третьему входу сумматора подключен выход блока умножения, выход сумматора подключен к вторым входам первого и второго логических блоков и к входу компаратора, выход которого подключен. к первому входу коммутатора, выход первого, второго и третьего логических блоков соответственно подключены к первому, второму и третьему входам интегросумматора, а его выход подключен к второму входу блока умножения и к входу третьего логического блока, выход блока вычисления модуля подключен к второму входу модулятора, первый вход модулятора подключен к источнику питания, выход модулятора подключен к второму входу коммутатора и к обмотке возбуждения электро двигателя, выход коммутатора подключен к обмотке управления электродвигателя.

На фиг.1 изображена структурная схема устройства для управления двухфазным асинхронным электродвигателем, - на фиг.2a — типовые механичес кие характеристики электродвигателя> б - положение линии переключения на фазовой плоскости; на фиг.З а, б, в — возможные варианты реализации выходного каскада "коммутатор-модулятор-электродвигатель"; на фиг.4 а,б,в — реализация первого, второго и третьего логических блоков; на фиг.5 а,б,в,t- реализация сумматора, интегросумматора, компаратора и блока вычисления модуля. .Устройство содержит (фиг.1) двухфазный асинхронный электродвигатель

1, коммутатор 2, первый элемент 3 сравнения, датчик 4 положения и тахогенератор 5 на валу электродви1089747

10

30

40

55 гателя 1, блок 6 задания, модулятор

7, источник 8 питания, второй элемент 9 сравнения, компаратор 10, первый, второй и третий логические блоки 11,12 и 13,сумматор 14,блок 15 умножения, блок 16 вычисления модуля, интегросумматор 17. Выходы тахогенератора 5 и датчика 4 положения подключены к вторым входам соответственно второго и первого элементов сравнения 9 и 3,. первые входы которых подключены соответственно к второму и первому выходам блока 6 задания. Выход первого элемента 3 сравнения подключен к первым входам сумматора 14, логических блоков 11 и -12, блока 15 умножения и к входу блока 16 вычисления модуля. Вторые входы логических блоков 11 и 12,вход компаратора 10 подключены к выходу сумматора 14, второй вход которого подключен к выходу второго элемента

9 сравнения, а третий вход подключен к выходу блока 15 умножения.

Первый, второй и третий логические блоки 11, 12 и 13 своими выходами подключены соответственно к первому,второму и третьему входам интегросумматора 17, выход которого подключен к второму входу блока 15 умножения и к входу третьего логического блока 13. Выход блока 16 вычисления модуля подключен к второму входу,мопчлятооа 7, пеовый вход котооого подключен к источнику питания 8, выход модулятора 7 подключен к второму входу коммутатора 2 и к обмотке 18 возбуждения (фиг.

3 а } электродвигателя 1, первый вход коммутатора 2 подключен к выходу компаратора 10, выход коммутатора 2 подключен к обмотке 19 управления электродвигателя 1.

Выходной каскад "коммутатор-модулятор-электродвигатель" содержит (фиг.3 а ) электродвигатель 1 с обмотками возбуждения и управления

18 и 19, коммутатор 2, модулятор 7, источник 8 питания. Коммутатор 2 содержит четыре ключа 20-23, конденсатор 24.

На фиг.3 б показана принципиальная электрическая схема ключей 2023. Она содержит диодный мост 25, транзисторы 26 и 27, оптрон 28, резисторы 29-32. Иа фиг.3е изображена принципиальная электрическая .схема ключей 21-22. Она содержит диодный мост 33, транзисторы 34-35, оптрон

36, резисторы 37-40. реализация первого, второго и третьего логических блоков 11, 12 и 13 показана соответственно на фиг.4 а, 4 б и 4 в. Первый логический блок 11 содержит операционные усилители 41 и 42, диоды 43-46; резисторы 47-50, стабилитроны 51 и

52, элемент ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 53. Второй логический блок 12 содержит операционные усилители 54-57, диоды

58-63, резисторы 64-75, стабилитрон

76. Третий логический блок 13 содержит операционный усилитель 77, диоды 78 и 79, резисторы 80 и 81, стабилитрон 82.

На фиг.5 а,б,в,г изображены принципиальные электрические схемы соответственно сумматора 14, интегросумматора 17, коммутатора 10 и блока 16 вычисления модуля. Сумматор 14 содержит операционный усилитель 83 и резисторы 84-88. Интегросумматор 17 содержит операционные усилители 89-90, резисторы 91-98, конденсатор 99. Компаратор 10 содержит операционный усилитель 100, диоды 101 и 102, резистор 103. Блок

16 вычисления модуля содержит усилители 104 к 105, диоды 106 и 107, резисторы 108-113.

Устройство работает следующим образом.

Сигналы задания углового положения и скорости ротора, поступающие с блока б задания сравниваются с текущими значениями этих величин, поступающими с датчика 4 положения и тахогенератора 5, соответственно в первом и втором элементах 3 и 9 сравнения. На выходах элементов 3 и 9 сравнения вырабатываются сигналы, пропорциональные отклонениям углового положения и угловой скорос" ти электродвигателя 1 от заданной величины. Сумматор 14, три блока 11, 12 и 13,интегросумматор 17, блок 15 умножения, компаратор 10 вырабатывают сигнал знака некоторой величины S (см.ниже1, а блок вычисления модуля 16 вырабатывает сигнал,пропорциональный 9zfx„ t,,Эти сигналы поступают соответствейно на входы модулятора 7 и коммутатора 2, выходы которых соответственно подключены к обмоткам возбуждения 18 и управления 19 электродвигателя 1. Модулятор 7 и коммутатор 2 так меняют амплитуду и знак напряжения источника 8 питания, поступающего на обмотки 18 и

19, чтобы свести угловые рассогласования к нулю, поддерживая высокое качество управления (см.ниже1 при возможных изменечиях динамических параметров электродвигателя 1.

Остановимся более подробно на алгоритме управления электродвигателем 1.

Уравнение движения электродвигателя 1 в области рабочей точки имеет следующий вид:

6=-а 9-flu, (sJ где 0 — действующее значение напряжения на обмотке управления электродвигателя;

1089747

0 = Q j х„1 Sigh S 35 (5! (6 !

Б-Cx<+x2

) о! > — (-С +Сао) где (5 — уравнение линии переключе- 40 ния 5 с угловым коэффици-. ентом С, постоянный коэффициент. о

Согласно {2 и (б найдется такое Чо, что при любых начальных условиях для всех аои К из (3! нектор состояния(Х = Х„,Х2 )(r — символ транспонирования) попадет на линию 9 =0, после чего в системе возникнет движение в скользящем режиме, описываемое уравнением

Cx +x =Î (7!

Это уравнение инвариантно к изменениям параметрон электродвигателя 1, если не применять адаптацию.

В то же время быстродействие систе — 55 мы повышается, если для каждого набора параметров ао и К из (3) выбрать максимально возможное значение

С из области (б! методом адаптации.

Таким образом, линия переключения S ц) (фиг.2! становится нестационарной за счет изменения коэффициента С

50,! (5 ((9) 9 ()5! g{z )))whl Sq(dC) (н!

О= Со 14С, 9,д ид — угловое отклонение от номинального положения ротора и первая и нторая произнодные этой величины по вре мени о! и {< — коэффициенты, зависящие от момента инерции нагрузки на валу электроднигателя 3, а также от положения рабочей точки, характеризуемого угловой частотой вращения .0О и моментом вращения И=Мо:

-аМ ЗО „dMidu согде производные вычислены в окрестности точки (бо и М ).

Перепишем уравнение (1) в нормаль. ной форме. Обозначая x„=Î, х =х х =-а х= -кО.

2 2 0--2 (2!

Отметим, что в системе (2) коэффициенты а и к переменные„ так как 20 о переменные величины дМ(39 и дФ)ди „ вычисляемые вдоль механических характеристик электродвигателя в каждой рабочей точке (фиг.2 а), т.е. аомк аомакс мин< < макс к <к<к (3l 25

Устройство позволяет управлять электродвигателем таким образом, чтобы обеспечить максимальное быстрбдейстние движения в скользящем режиме для каждого набора параметров 30 из условия (3! . Для этой цели вводится скользящий режим. Алгоритм при этом имеет вид где (1, >О, 6(со>9 бра =

{О,ы< О, где ы — любое число, М„ъ>Ы,8 — малая положительная величина, (0<с.<С) {фиг. 2 б) .

С вЂ” максимальное фиксированное о значение коэффициента С, при котором нсегда выполняется (б ).

Алгоритм адаптации обеспечивает увеличение коэффициента С беэ нарушения ограничения (6). Третье слагаемое в выражении (8) обеспечивает выполнение неравенства C>>C>., Далее будем пользоваться плоскостью х, х2 .{фиг.2 б). Не нарушая общности, рассмотрим полуплоскость х >0. Вне заштрихованной облас. ти 6 (в которой Sg()S)-E)X g) сО при

5>0 согласно (8! неличина 4С=О,т.е. положение линии переключения не меняется. В области G при 9>0 коэффициент С увеличивается, а при 9< О величина С вновь равна нулю. Вне области 5 при5<0 коэффициент С умень шается (но не менее, чем до величины Co,.

Покажем теперь, каким образом в устройстве осуществляется процесс адаптации. Пусть вектор состояния попал на границу области 6, определяемую ураннениями (C-Е)х +х =О, согласно (8 с этого момента времени величина С начинает возрастать со скоростью о! и,соответственно, величина 5 равна

9 =Сх 1+х2+Сх (9!

Так как на указайной границе области G 5>0 и х2 =(С-И х, то в силу (9),(2),(4),(8 получаем

5 = (-С +СЯ+ао С-аоЕ (!о -Ыф !,(10)

При достаточно малом Е и при выполнении неравенства

4 (11) имеем (-С +СЕ+аоС-аф — (К4 — «фа.

Т.е. при х,>0 величина 9 <0 (напомним 9>0). Это означает, что вектор состояния догонит убегающую линию переключения. После изменения знака 9 величина С станет равной нулю, поэтому для 9<0, > > О, так как по нашему предположению для стационарной линии переключения выполняется условие существования скользящего режима.

Приведенные данные показывают, что на нестационарной прямой 9 ноэникает скользящий режим.

Таким образом, при выполнении условий (4 ),(11) предлагаемый алгоритм адаптации {8} обеспечивает поиск прямой переключения с максимально возможной скоростью затухания движения в скользящем режиме при

1089747 переменных параметрах электродвигателя.

Элементы и блоки устройства работают следующим образом.

Обмотка 19 управления (фиг.3 а J электродвигателя 1 коммутируется четырьмя ключами 20-23 к выходу модулятора 7 таким образом, что знак действующего значения напряжения на обмотке 19 управления определяется знаком величины u =sign&,ïoступающей на управляющие входы ключей 20-23-первый вход коммутатора 2.

Величина действующего значения напряжения, поступающего на обмотку 19 управления с выхода модулятора 7, 15 второй вход коммутатора 2, пропорциональна )х„). Таким образом, алгоритм управления электродвигателем 1 определяется выражением (4 ), Модулятор 7 выполнен, например, по балансной схеме. Действующее значение напряжения на его выходе пропорциональ но ) (х,(. Конденсатор 24 служит для созданйя сдвига между фазами напряжений на обмотках 18 и 19 электро- 25 двигателя 1, равного 90 эл.град.

Ключи 20 и 23 работают следующим образом (фиг. 3 б I.

Диодный мост 25, управляемый тран-30 зистором 26 через транзисторный оптрон 28, открывается (закрывается ) по сигналу u ) 0 (О c0), поступающему на базу транзистора 27, управляющий вход ключей 20, 23. 35

Ключи 21 и 22 (фиг. 3 в ) работают в противофазе к ключам 20,23.

Оптроны 28,36 служат для гальванической развязки управляющих и силовых цепей выходного каскада "кЬммутатор-модулятор-двигатель". Резисторы схем ключей 20-23 служат для создания рабочего режима транзисторов.

Логический блок 11 (фиг 4 à ) вычисляет функцию 5 (х„&) и работает следующим образом. 45

На выходах компараторов — операционные усилители 41 и 42, резисторы 47 и 48, диоды 43-46 — из входных сигналов х1 и 5, поступающих на их входы, выделяются сигналы, пропор-50 циональные дп х„и я ди5, которые после их нормализации на схемах ограничения — резисторы 49 и 50, стабилитроны 51 и 52 — поступают на входы элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 53. 55

Логика работы этого элемента обеспечивает вычисление функции 5 (х 5) °

Логический блок 12 вычисляет функциюб ()5)-K)x,))н работает следующим образом.

Схемы выделения модуля — операци-. онные усилители 54 и 55, диоды 58-62, резисторы 64-69 вычисляют величины

-(х. )и )б1 из сигналов х и 5, поступающих на входы логического блока 12.

Далее схемой на основе операционного усилителя 56 осуществляется суммирование сигналов с коэффициентами пе редачи соответственно "1" и Я, которые обеспечиваются соотношениями резисторов 70-73. Компаратор на основе операционного усилителя 57, диодов

62 и 63 и резистора 74 и схема ограничения — резистор 75, диод 76 выделяют из выходного сигнала суммирующей .схемы на величину, пропорциональную Sg((SI - ь j х,))

Логический блок 13 (фиг.4 в) вычисляет функцию М,Sg(-аС )от входного сигнала 4С и работает следующим образом.

На выходе компаратора на основе операционного усилителя 77, резистора 80, диодов 78 и 79 присутствует сигнал, эквивалентный si gnAС, à на выходе схемы ограничения — резистор

81, стабилитрон 82 — выделяется величина, соответствующая % 5 аС ), где

М„ определяется напряжением стабилизации на стабилитроне 82.

Сумматор 14 (фиг.5 а ) представляет собой трехвходовую суммиРующую операционную схему с коэффициентами передачи по первому, второму и третьему входам соответственно Со, "1" и

"1", определяемыми формулой (5 )..

Интегросумматор 17 (фиг.5 б) вырабатывает величину AC в соответствии с формулой (8 ). Он состоит иэ сумматора — операционный усилитель

90, резисторы 95-98 и интегратора операционный усилитель 89, резисторы 91-94, конденсатор 99. Коэффициент о(задается резисторами 91-94 и конденсатором 99.

Компаратор 10 (фиг.5 в ) вычисляет функцию u =sign g.

Блок 16 вычисления модуля(фиг.5 r) вырабатывает величину, пропорциональную

4 Ix„I.Oí состоит из схемы выделения модуля на основе операционного усили-. теля 104 и усилителя на основе операционного усилителя 105. Клэффициент

Мц задается отношением резисторов

112-111 ° Схемы блоков и элементов устройства выполнены на основе типовых операционных схем.

Таким образом, введение дополнительных блоков и связей позволяет осуществить адаптацию управления к изменяющимся в процессе работы динамическим параметрам электродвигателя, что дает возможность использовать предлагаемое устройство в следящих электроприводах высокой точности и быстродействия.

10Н9347

1 !

I

I !

1

1

1 !

1

1089747

K" Ф

1089747

1089747

«ц ф ф Ъ М

«Ctl

Ъ

Сю .

Ф

ФЦ

ВНИИПИ Заказ 2951/54

Тираж 667 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектн ая, 4

Устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах общепромышленного назначения, в частности в регулируемых электроприводах на базе асинхронного двигателя с короткозамкнутым или с фазовым ротором (в режиме двойного питания) и тиристорного преобразователя частоты с непосредственной связью и естественной коммутацией без датчика скорости или положения на валу двигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в высокоскоростных электроприводах переменного тока

Изобретение относится к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока на базе асинхронного двигателя с фазным ротором, преимущественно для крановых механизмов подъема и передвижения, требующих получения пониженных (ползучих) скоростей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе для рельсового транспортного средства

Изобретение относится к электроприводу, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического регулирования возбуждения синхронных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе переменного тока
Наверх