Источник сейсмических сигналов

 

1. ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ , преимущественно поперечных волн, содержащий снабженную клиньями опорную плиту, на которой смонтирован источник силового воздействия, устройство статического нагружения опорной плиты, включающее транспортное средство, не менее чем две колонны, выполненные с возможностью вертикального перемещения в направляющих, жестко связанные с транспортным средством , траверсы, соединенные с колоннами и посредством привода - с транспортным средством, и узел амортизации , отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности и упрощения конструкции, в узле аморти i зации,на траверсах и опорной плите установлены щарниры, соединенные меж (Я ду собой упругими связями. со 4 4 to

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСН ИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1092442

А зад G 01 V 1/133

1:,»

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЬПИЙ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2677513/18-25 (22) 24. 10.78 (46) 15.05.84. Бюл. У 18 (72) Л.И. Иванов, А,С. Шагинян, А. Г. Асан-Джалалов, А.А. Певнев и А.С. Дикун (7 1) Специальное конструкторское бюро сейсмической техники (53) 550.834(088.8) (56) 1. Патент США Ф 3929206, кл. С 01 V 1/04, опублик. 1975.

2. Патент США Ф 3159233, кл, 181 вЂ, опублик. 1962.

3. Патент США Ф 3205971, кл. t81-5, опублик. 1965 (прототип). (54)(57) 1. ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ, преимущественно поперечных волн, содержащий снабженную клиньями опорную плиту, на которой смонтирован источник силового воздействия, устройство статического нагружения опорной плиты, включающее транспортное средство, не менее чем две колонны, выполненные с возможностью вертикального перемещения в направляющих, жестко связанные с транспортным средством, траверсы, соединенные с колоннами и посредством привода — с транспортным средством, и узел амортизации, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, в узле амортио зации,на траверсах и опорнои плите Е установлены шарниры, соединенные между собой упругими связями.

1092442

1,отличашарниры выпол1 и 2, о т л и— что упругие свя2. Источник по п. ю шийся тем, что нены в виде блоков.

3. Источник по пп. ч а ю шийся тем, Изобретение относится к устройствам, предназначенным для возбуждения преимущественно поперечных сейсмических волн, и может быть использовано при проведении сейсморазведочных работ на нефть и газ.

Известно устройство для возбуждения поперечных сейсмических волн, содержащее опорную плиту с клиньями и источник переменной горизонтальной силы. Плита в этом устройстве устанавливается на двух стойках, которые могут перемещаться по вертикали, прижимая ее к грунту или поднимая над ним. При возникновении донолнительньгх сил, действующих на одну из стоек, они через цепной привод создают момент на оси вала, который передается на другую стойку и уравновешивает ее (1 ).

Известно также устройство для возбуждения поперечных волн, где для выбора зазоров между клиньями и землей в процессе излучения используется с-.атическое нагружение опорной плиты частью веса транспортного средства

В этом источнике вес транспортного средства прикладывается к опорной плите через устройство статического нагружения, содержащее цилиндры и колонны, причем между колоннами и опорной плитой установлены пневмоопоры для изоляции транспортного средства от вибраций. Для предотвращения продольного сползания транспортного средства относительно опорной плиты последняя связана продольными тягами с колоннами, а для предотвращения поперечного сползания — между плитой и колоннами установлены горизонтальные пружины. При установке плиты на наклонную поверхность или смещении центра тяжести источника пружины сжимаются до предела и практически вся горизонтальная вибрация плиты перези выполнены в виде тросовой системы.

Источник по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что упругие связи выполнены в виде цепной передачи, дается на транспортное средство, что приводит к искажению передаваемого в грунт сигнала и выходу из строя элементов источника 2 ).

5 Недостатками известных устройств являются сложность конструкции (наличие пневмоопор, продольных тяг, горизонтальных пружин и системы уравновешивания или синхронизации), невозможность работы их на наклонных поверхностях и передача вибраций на транспортное средство.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является источник сейсмических сигналов, преимущественно поперечных волн, содержащий снабженную клиньями опорную плиту, на которой смонтирован источник силового воздействия, устройство статического нагружения опорной плиты, включающее транспортное средство, не менее чем две колонны, выполненные с возможностью вертикального перемещения в направляющих, жестко связанные с транспортным средством, траверсы, соединенные с колоннами и посредством привода с транспортным средством, и узел амортизации 3 ).

ЗО Плита прижимается к грунту частью веса транспортного средства, которая передается через колонны и пневмоопоры на линейный подшипник, закрепленный на опорной плите и позволяющий в определенных пределах относительное смещение транспортного средства и нижней части пневмоопор. Для уменьшения передачи поперечной вибрации на транспортное средство имеется четыре го40 ризонтальные кольцевые пружины, а для предотвращения разрыва пневмоопор имеются цепи. Однако и в этом случае на транспортное средство через горизонтальные пружины передается значи4 тельная поперечная вибрация и не обес3 1092 печивается воэможность работы на неровной поверхности грунта.

Основными недостатками рассмотренных конструкций источников являются невозможность их работы на наклонных поверхностях земли при неоднородной структуре грунта, значительная передача вибраций на транспортное средство, что ухудшает условия работы обслуживающего персонала и снижает надеж- lp ность источника, и значительная сложность конструкции, связанная с наличием пневмоопор, продольных тяг, горизонтальных кольцевых пружин, цепей и систем уравновешивания или синхронизации.

Цель изобретения — повышение надежности и упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в узле амортизации на траверсе Zp и опорной плите установлены шарниры, соединенные между собой упругими связями, причем шарниры выполнены в виде блоков, а упругие связи выполнены в виде тросовой системы или цепной передачи.

На чертеже показана схема предлагаемого источника.

На опорной плите 1 смонтирован источник 2 силы. Траверсы 3 соединены с колоннами 4 посредством привода 5, выполненного в виде гидравлического цилиндра с транспортным средством 6. Колонны 4 имеют возможность вертикально перемещаться в направля35 ющих 7, жестко связанных с транспортным средством 6. На траверсах 3 и плите опорной 1 установлены блоки 8.

Тросы 9 и 10 через блоки 8 и 11 связывают опорную плиту 1 с транспортным 4О средством 6. Опорная плита 1 снабжена клиньями 12.

Устройство работает следующим образом.

Для приведения истчоника из тран- 45 спортного положения в рабочее масло из гидросистемы подается в нижнюю полость цилиндра 5. При этом опускаются траверсы 3 с блоками 8 и колоннами 4 в направляющих 7 и связанная 50 через блоки 8 тросами 9 и 10 опорная плита 1. После достижения опорной плитой 1 поверхности земли цилиндр 5 поднимает транспортное средство 6, статически нагружая опорную плиту 1. SS

При этом, если поверхность земли имеет наклон или клинья 12 неравномерно внедряются в землю из-за неод442 4 нородности грунта, то транспортное средство 6 с цилиндром 5, траверсами 3, колоннами 4 и блоками 8, подвешенное на тросах 9, соединяющих транспортное средство 6 с опорной плитой 1, смещается относительно опорной плиты 1, занимающей любое положение в пространстве, вдоль продольной или поперечной своей оси до устойчивого положения. При этом горизонтальная составляющая веса транспортного средства 6 передается на опорную плиту 1 через тросы 9. Подъем опорной плиты 1 осуществляется цилиндром 5 через тросы 10, связывающие опорную плиту 1 с транспортным средством 6.

При воздействии на опорную плиту 1 и клинья 12 переменного горизонтального усилия со стороны источника 2 силы опорная плита 1 совершает возвратно-поступательные движения в горизонтальной плоскости, возбуждая в земле поперечные волны. При движении опорная плита 1 через блок 11 создает растягивающие усилия в тросах 9 и 10, причем сила, с которой тросы 9 действуют на транспортное средство 6, направлена вниз, а сила, с которой тросы 10 действуют на транспортное средство 6, направлена вверх ° Результирующая сила, действующая на транспортное средство 6 при возвратно-поступательном движении опорной плиты 1, равна. нулю или имеет малую величину из-за разной длины подвесов тросов 9 и 10. С другой стороны, устройство статического нагружения опорной плиты (или система вывешивания транспортного средства) имеет очень низкую собственную частоту вследствие большой массы транспортного средства и малой жесткости троса в поперечном направлении.

Таким образом, предложенная конструкция источника обеспечивает устойчивое положение вывешенного на опорной плите транспортного средства и практически полную развязку его от поперечных вибраций. Это обуславливает сокращение затрат и времени на проведение полевых работ, так как отпадает необходимость предварительной планировки профиля бульдозером, возможность работы в холмистой местности, где нет возможности выровнять профиль по горизонтали, при этом повышается надежность всех узлов источника, включая транспортное средство, 1092442

Составитель Л. Солодилов

Редактор M. Келемеш Техред И.Асталош

Корректор И. Эрдейи

Заказ 3249/29 Тираж 711

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 из-за значительного снижения уровня вредных вибраций, а также улучшаются условия труда обслуживающего персонала.

Кроме того, сокращаются затраты на изготовление, эксплуатации и обслуживание источников из-за значитального упрощения конструкции, обеспеченного отсутствием пневмоопор для изоляции от продольной вибрации, продольных тяг, горизонтальных цилиндрических пружин и системы уравновешивания или синхронизации для обеспечения устойчивости и уменьшения вредной поперечной вибрации.

Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сейсморазведке и предназначено для возбуждения упругих колебаний или инициирования пневмоизлучателей

Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических колебаний при сейсморазведке на нефть и газ, использующим энергию заряда метательного вещества

Изобретение относится к средствам для ведения сейсмической разведки, а более точно к устройствам возбуждения сейсмических сигналов

Изобретение относится к сейсмической разведке полезных ископаемых и предназначено для генерирования сейсмических волн динамическим нагружением грунтового пространства

Изобретение относится к сейсморазведке и предназначено для возбуждения упругих колебаний или инициирования пневмоизлучателей

Изобретение относится к устройствам возбуждения в естественных (земные недра) и искусственных (здания, сооружения) объектах сейсмических колебаний с целью вибрационных невзрывных исследований этих объектов, например, для сейсморазведки, оценки сейсмостойкости и других инженерных изысканий

Изобретение относится к сейсморазведке
Наверх