Ходовой винт

 

ХОДОВОЙ ВИНТ, выполненньА из нескольких секций, имеющих резьбовые осевые отверстия и цилиндрические поверхности дл их относитель ного базирования, содержащий шпильки KW 3 S I 11 8 / с двумя резьбовыми участками соответственно с правой и левой резьбой, каждая из которых установлена врезь-; бовых осевых отверстиях секций, и устройство для фиксации от проворота соседних секций, отличающийся тем, что, с целью повьшения долговечности, устройство для фиксации вьшолнено в виде установленных по торцам каждой шпильки втулок с резьбой, шаг шти направление котОрой отличны от резьбы в секции,и соединяющей их.стяжки, а каждая секция ашбжена дополнительной резьбой, взаимодействующей с резьбой втулок. 2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

Ц И О

РЕСПУБЛИН (19) (И). 1д)) F 16 Н 25/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

785 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Па ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОтНРЫТИЙ (21) 355? 571/25-28 (22) 23.02.83 (46) 23. 05.84. Бюл. И 9 (72) С Л. Зарецкий (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро аналитического приборостроения (53) 621.833(088.8) (56) 1. Лвторское свидетельство СССР

Р 307"30, кл. F 16 H 25/24, 1971. (54).(57) ХОДОВОЙ ВИНТ, выполненный иэ нескольких секций, имеющих резьбовые осевые отверстия и цилиндрические поверхности для их относительного базирования, содержащий шпильки с двумя резьбовыми участками соответственно с. правой и левой резьбой, 1 каждая из которых установлена в резь-> бовых осевых отверстиях секций, и устройство для фиксации от проворота соседних секций, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения долговечности, устройство для фиксации выполнено в виде установленных по торцам каждой шпильки втулок с резьбой, шаг илинаправление которой отличны от резьбы в секции,и соединяющей их стяжки, а каждая секция снабжена дополнительной резьбой, взаимодействующей с резьбой втулок. б 4.9 1А6 Я!

093845

» I роектная, Изобретение относится к машиностроению, а именно к винтовым механизмам для металлорежуцих станков.

Известен ходовой винт, выполнен-. ный из нескольких секций, имеющих 5 резьбовые осевые отверстия и цилиндрические поверхности для их относи- . тельного базирования, содержащий шпильки с двумя резьбовыми участками соответственно с правой и левой резь-!0 бой, каждая из которых установлена в резьбовых осевых отверстиях секций, а также устройство для фиксации от поворота соседних секций, выполненное в виде резьбовых стопоров, установленных в тапгенциальных резьбовых отверстиях секцшЪ и взаимодействующих со шлицевыми поверхностями хвостовиков шпилек Е13

Недостатком известного ходового вшита является низкая долговечность, поскольку тангенциальные резьбовые отверстия являются концентраторами напряжений, ослабляют поперечное сечение винта и снижают его выносливость при циклическом нагружении.

Цель изобретения - повышение долговечности ходового винта.

Указанная цель достигается тем, что в ходовом винте, выполненном из нескольких секций, имеющих резьбовые осевые отверстия и цилиндрические поверхности для их относительного базирования, содержащем шпильки с двумя резьбовыми участками соответственно 35 с правой и левой резьбой, каждая из котОрых установлена в резьбовых осевых отверстиях секций, и устройство для фиксации от проворота соседних секций, устройство для фиксации вы- 40 полнено в виде установленных по торцам каядой шпильки втулок с резьбой, шаг или направление которой отличны от резьбы в секции, и соединяющей их стяжки, а каждая секция снабжена 45 дополнительной резьбой, взаимодействующей с резьбой втулок.

На чертеже изображен ходовой винт,,разрез.

Ходовой винт состоит из секции 1 50 и 2, имеющих резьбовые осевые отверстия 3 и 4 и цилиндрические поверхности 5 и 6 для относительного базирования секций и 2. Ходовой винт содержит шпильку 7 с двумя Резь.- 55 бовыми участками 8 и 9 с правой и левой резьбой, установленной в резьбовых осевых отверстиях 3 и 4 секцпи и 2. По торцам шпильки 7 установлены втулки !О и ll с резьбой 12 и 13, шаг или направление которой отличны от резьбы в секциях 1 и 2.

Втулки 10 и 11 соединены между собой стяжкой 14, а каждая секция и 2 снабжена соответственно дополйительной реэьбой 15 и 16, взаимо,— действующей с реэьбами 12 и 13 втулок 10 и 11. Стяжка !4 выполнена в виде ступенчатого стержня, ввинченного в резьбовое отверстие 17 втулки 11, причем шаг резьбы в отверстии 17 меньше шага резьбы 12 и 13 втулок 10 и 11. На стяжке 14 установлены шайба 18 и пружинное кольцо 19.

Для монтажа втулок 10 и !! в них предусмотрены отверстия с внутренним шестигранником, аналогичное отверстие имеется,и в шпильке 7.

Сборка ходового винта выполняется следующим образом.

В секции 1 и 2 ввинчивают втулки 10 и 1!. Затем секции 1 и 2 сопрягают со шпилькой 7 по поверхностям 5 и б и вращением шпильки 7 сводят секции l и 2 до упора друг в друга. При этом относительным проворотом секций 1 и 2 обеспечивают совпадение витков ходовой резьбы, предварительно нарезанной в секциях l и 2, Стяжку 14 с одетыми на нее шайбой 18 и пружинным кольцом 19 ввинчивают во втулку 11.

Реверсивная передача крутящего момепта между секциямп 1 H 2 сопровож" дается заклиниванием сопряженных резь. бовых поверхностей, что исключает воэможность их относительного смещения. Заклинивание обеспечивается осевым соединением установленных в соседних секциях втулок 10 и 11 с резьбой, отличной по шагу или напРавлению от резьбы в секциях 1 и 2, а также закреплением связывающей втулки 1О и 11 стяжки 14 на резьбе, имеющей меньший шаг, чем шаг резьбы в шпильке 7.

Отсутствие в секциях предлагаемого ходового винта отверстий, являю« щихся концентра торами напряжений, обеспечивает большую по сравнению с известными конструкциями усталост" ную прочность и, следовательно, боль-, шую долговечность, определяемую числом циклов нагружения °

Ходовой винт Ходовой винт 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к прецизионному машиностроению и предназначено для создания сверхточного линейного привода в станкостроении, метрологии, оптике и электронной промышленности

Изобретение относится к области арматуростроения и станкостроения и может быть использовано, в частности, для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к точной механике и механотронике

Изобретение относится к прецизионному машиностроению и может быть использовано при создании сверхточного линейного привода, применяемого в станкостроении, метрологии, оптике и электронной промышленности, как устройство с преобразованием сверхмалых линейных перемещений во вращательное движение и наоборот

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в приводах и механизмах приборов

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в приводах и механизмах приборов

Изобретение относится к электромеханическим линейным исполнительным механизмам и может быть использовано в приводах точных линейных перемещений, в подвижных системах приборов, в частности, для юстировки оптических элементов, установленных в оправах

Изобретение относится к винтовым механизмам, в частности к гайкам роликовинтовой пары
Наверх