Инерционная силовая установка транспортного средства

 

1. ИНЕРЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащая двигатель и размещенный в корпусе маховик, вал которого установлен в подшипниках корпуса и кинематически связан с валом двигателя, прикрепленное к корпусу маховика сферическое основание со сферической опорой и упругую подвеску корпуса к платформе транспортного средства, отличающаяся тем, что. с целью повышения надежности путем уменьшения вредных силовых, воздействий силовой установки на систему управления транспортным средством, на поверхности сферического основания корпуса выполнены расположенные в вертикальной плоскости один против другого пазы, а сферическая опора имеет закрепленные на ней и размещенные в пазах направляющие пальцы, при этом подвеска корпуса выполнена в виде шарнирно связанных с последним и с опорой рычагов и торсионных валов, каждый из которых закреплен одним концом на рычаге, а другим - на опоре. 2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что сферическая опора выполнена составной по меньшей мере из двух установленных на поперечинах траверс, при этом траверсы и поперечины расположены параллельно Л платформе транспортного средства, а поперечины закреплены на стойках платформы СО 4 СО 00 ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ соцИАлжтических

РЕСПУБЛИК эстов F 03 G 3!08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

gl+5eLXi

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3396993)25-06 (22) 25.02.82 (46) 30.05.84. Бюл. № 20 (72) E. И. Боков, Н. И. Рудаков, Г. Те и А. И. Чемерис (53) 620.97 (088.8) (56) 1. Гулиа Н. В. Маховичные двигатели.

N., «Машиностроение», 1976., с. 104.

2. Патент Великобритании № 1139936, кл. В 7 НА5; F 2Х6, опублик. 1969. (54) (57) 1. ИНЕРЦИОННАЯ СИЛОВАЯ

УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая двигатель и размещенный в корпусе маховик, вал которого установлен в подшипниках корпуса и кинематически связан с валом двигателя, прикрепленное к корпусу маховика сферическое основание со сферической опорой и упругую подвеску корпуса к платформе транспортного средства, отличающаяся тем, что, „„SU„„1094982 4 с целью повышения надежности путем уменьшения вредных силовых, воздействий силовой установки на систему управления транспортным средством, на поверхности сферического основания корпуса выполнены расположенные в вертикальной плоскости один против другого пазы, а сферическая опора имеет закрепленные на ней и размещенные в пазах направляющие пальцы, при этом подвеска корпуса выполнена в виде шарнирно связанных с последним и с опорой рычагов и торсионных валов, каждый из которых закреплен одним концом на рычаге, а дру-. гим — на опоре.

2. Установка по и. 1, отличающаяся тем, что сферическая опора выполнена составной по меньшей мере из двух установленных на поперечинах траверс, при этом траверсы S и поперечины расположены параллельно платформе транспортного средства, а по- Ц ф перечины закреплены на стойках платформы

1094982

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к инерционным силовым установкам с махбвиками, и может быть использовано для привода транспортных средств.

Известна инерционная силовая установка транспортного средства, содержащая двигатель и размещенный в корпусе маховик, вал которого установлен в подшипниках корпуса и кинематически связан с валом двигателя, и упругую подвеску корпуса к платформе транспортного средства (1).

В устройстве ограничение свободы перемещения корпуса маховика большой энергоемкости в поперечной плоскости создает значительные вредные нагрузки от гироскопических моментов на подшипники и корпус маховика, передающиеся через подвеску последнего на платформу транспортного средства, вызывая относительное перемещение платформы и двигателя и деформацию подвески транспортного средства. Это вызывает перегрузку и снижение надежности подшипников и подвески маховика, а также подшипников колес, подвески и трансмиссии транспортного средства. Кроме того, воздействие гироскопических моментов на платформу транспортного средства оказывает вредное влияние на его управляемость

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является инерционная силовая установка транспортного средства, содержащая двигатель и размещенный в корпусе маховик, вал которого установлен в подшипниках корпуса и кинематически связан с валом двигателя, прикрепленное к корпусу маховика сферическое основание со сферической опорой и упругую подвеску корпуса к платформе транспортного средства (2).

В установке ось маховика расположена горизонтально, и в месте соединения корпуса с упругой подвеской установлена дополнительная сферическая опора, что позволяет поворачиваться корпусу маховика в горизонтальной плоскости. Однако это приводит к неопределенному положению оси маховика в горизонтальной плоскости после некоторого поворота транспортного средства, что в дальнейшем приведет к неопределенности реакции транспортного средства на управляющее воздействие со стороны водителя за счет действия гироскопических моментов, и, в конечном счете, оказывает вредное влияние на устойчивость движения вдоль транспортного пути.

Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения вредных силовых воздействий силовой установки на систему управления транспортным средством.

Указанная цель достигается тем, что инерционная установка транспортного средства содержит двигатель и размещенный в кор5

55 пусе маховик, вал которого установлен в подшипниках корпуса и кинематически связан с валом двигателя, прикрепленное к корпусу маховика сферическое основание со сферической опорой и упругую подвеску корпуса к платформе транспортного средства, на поверхности сферического основания корпуса выполнены расположенные в вертикальной плоскости один против другого пазы, а сферическая опора имеет закрепленные на ней и размещенные в пазах направляющие пальцы, при этом подвеска корпуса выполнена в виде шарнирно связанных с последним и с опорой рычагов и торсионных валов, каждый из которых закреплен одним концом на рычаге, а другим — на опоре.

Сферическая опора выполнена составной по меньшей мере из двух установленных на поперечинах траверс, при этом траверсы и поперечины расположены параллельно платформе транспортного средства, а поперечины закреплены на стойках платформы.

Такое выполнение устройства позволяет уменьшить вредное воздействие маховика на систему управления транспортным сред-. ством за счет того, что корпус маховика имеет свободу перемещения как в продольной, так и в поперечной плоскости.

На фиг. 1 представлена схема предлагаемой инерционной установки; на фиг. 2— вид А на фиг. 1, с условно снятым маховиком; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2.

Инерционная установка содержит двигатель 1 внутреннего сгорания с валом 2 и размещенный в корпусе 3 маховик 4, вал

5 которого установлен в подшипниках 6 корпуса 3 и кинематически связан передачей с валом 2 двигателя. Передача между валами

2 и 5 содержит редуктор 7, ведущая шестерня которого закреплена на валу 2 двигателя 1, и дополнительный редуктор (не показан), связывающий редуктор 7 с валом

5 маховика 4 и с гидрообъемными машинами 8 и 9, соединенными между собой гидравлически с помощью гибких рукавов 10.

К корпусу 3 маховика 4 прикреплено сферическое основание 11, взаимодействующее с шарнирной сферической опорой 12.

На поверхности сферического основания ll корпуса 3 выполнены расположенные в вертикальной плоскости один против другого пазы 13, а на сферической опоре 12 закреплены направляющие пальцы 14, размещенные в пазах 13. Оси пальцев 14 проходят через центр сферического основания 11.

Корпус 3 соединен с платформой 15 транспортного средства при помощи упругой подвески. Упругая подвеска выполнена в виде рычагов 16 и 17, связанных при помощи шарниров 18 с корпусом 3 и с опорой 12, и торсионных валов 19, каждый из которых закреплен одним концом на рычаге 17, а

1094982 другим — на опоре 12. Подвеска снабжена амортизаторами 20, связанными с рыча гами 17 и опорой 12.

Сферическая опора 12 основания 11 выполнена составной из двух траверс 21 и 22, скрепленных между собой болтами 23 и зафиксированных от взаимного смещения штифтами 24. Траверсы 21 и 22 установлены на поперечинах 25 и связаны с последними через упругие втулки 26. Траверсы 21, 22 и поперечины 25 расположены параллельно платформе 15 транспортного средства. Поперечины 25 закреплены на стойках 27 платформы 15. На траверсах 21 и 22 закреплены резиновые упоры 28..

Двигатель 1 соединен через редуктор 7 и трансмиссию. 29 с движителем 30. При этом корпус 3 маховика 4 соединен при помощи описанной подвески и сферической опоры 12 с платформой 15 таким образом, что диаметральная плоскость расположения пазов 13 совпадает с продольной осью платформы 15 транспортного средства.

Инерционная силовая установка работает следующим образом.

Энергия, необходимая для движения транспортного средства, поступает от инерционной силовой установки, при этом возможны различные варианты режимов работы двигателя 1.и маховика 4 в зависимости от условий движения. Так например, когда потребная мощность двигателя 1 на экономичном режиме мала, избыточная мощность последнего от вала 2 через редуктор 7, гидрообъемную машину 8, работающую в режиме насоса, и гидрообъемную машину 9, работающую в режиме мотора, передается для раскрутки маховика 4 и преобразуется в его кинетическую энергию. В случае возрастания сопротивления движению транспортного средства функции гидронасоса переходят к гидрообъемной машине 9, а функции гидромотора — к гидрообъемной машине 8. При этом через упомянутую выше кинематическую связь накопленная маховиком 4 энергия передается через трансмиссию 29 к движителю 30, что позволяет удержать заданную скорость движения и наиболее экономичный режим работы двигателя 1. При использовании автоматической системы управления гидрообъемными машинами 8 и 9 обеспечивается согласованность режимов разгона .и торможения транспортного средства. Так при торможении кинетическая энергия транспортного средства запасается во вращающемся маховике 4, а при последующем разгоне упомянутая энергия возвращается на движитель 30. Особенно эффективно использование режима

«разгон-торможение» на местности с затяжными подъемами и спусками.

В общем случае, при движении транспортного средства по пересеченной местности платформа 15 совершает сложные перемещения с различными ускорениями. В частности, имеют место вертикальные перегрузки и ускорения по «крену» и «тангажу».

Поскольку гироскопические моменты возникают только от угловых ускорений, действующих на быстро вращающийся маховик 4, при колебаниях платформы 15 относительно маховика 4, «удерживающего» свой горизонт, происходит взаимное угло10 вое смещение сферического основания 11 относительно сферической опоры 12. Такое свободное перемещение не создает нагрузки от гироскопического момента на подшипники 6 корпуса 3. При больших значениях угловых колебаний платформы 15 включаются в работу торсионные валы 19, которые скручиваются под действием рычагов 16 и 17, связанных шарнирами 18 с корпусом 3. При длительном крене за счет упругости торсионных валов 19 ось вращения

20 маховика 4 постепенно устанавливается перпендикулярно плоскости платформы 15. Это обстоятельство предотвращает посадку подвески на упоры 28 при движении, например, поперек склона. Пальцы 14, скользящие в пазах 13, предотвращают горизонтальные угловые перемещения корпуса 3 под действием крутящих моментов как со стороны гидрообъемной мащины 9, так и со стороны двигателя 1 и маховика 4. Таким образом, в процессе движения транспортного средства в среднем всегда сохраняется нормальное положение подшипников 6 относительно платформы 15. При возникновении вертикальных и горизонтальных перегрузок нагрузка передается через траверсы 21 и 22 за счет болтов 23 и штифтов 24 от сфериЗ5 ческого основания 11 на поперечины 25 и гасится на, упругих втулках 26. Для предотвращения развития прецессионных и нутационцых колебаний инерционного аккумулятора необходимо поглощать энергию ко40 лебаний. Этим целям служат амортизаторы

20 и упругие резиновые втулки 26. Таким образом при движении транспортного средства по пересеченной местности гироскопический момент, передаваемый на стойки 27 платформы 15, ограничивается жесткостью торсионных валов 19 и упоров 28. Поскольку жесткость торсионных валов 19 и упоров

28 невелика, ударные нагрузки на подшипники от резкого воздействия гироскопического момента незначительны.

Предлагаемая инерционная установка

50 транспортного средства позволит по сравнению с известной обеспечить улучшение проходимости транспортного средства, а также повышенную надежность вследствие улучшения условий работы подшипников и подвески маховика, а также подвески, трансмиссии и подшипников колес транспортного средства, что, в конечном счете, увеличит ресурс силовой установки.

1094982

Составитель Л. Тугарев

Редактор А. Шандор Техред И. Верес Корректор Л. Тяско

Заказ 3561/20 Тираж 465 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал. ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Инерционная силовая установка транспортного средства Инерционная силовая установка транспортного средства Инерционная силовая установка транспортного средства Инерционная силовая установка транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к машиностроению и к электромашиностроению

Изобретение относится к области механики и может быть использовано, в частности, в инерционных силовых установках с маховиками для привода транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и ставит своей задачей повысить эффективность инерционно-импульсных движителей транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве силовой установки для привода различных машин преимущественно в энергетике, в сельском хозяйстве и на водном транспорте

Изобретение относится к области инерционных движителей (называемых в ряде случаев инерцоидами), которые могут использованы преимущественно для перемещения транспортных средств на опорах качения или скольжения с трением

Изобретение относится к плавающим механическим средствам, где при погружении в среду (воду) масса приобретает невесомость

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, и позволяет повысить кинетическую энергию, запасаемую устройством для его использования в качестве эффективного маховика
Наверх